г. Самара |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А49-1904/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 16 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 сентября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Леденевой Татьяны Ивановны - представителя Заливновой О.Д. (доверенность от 18.02.13),
от Департамента государственного имущества Пензенской области - представитель не явился, извещен,
от третьего лица: от государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" - представителя Эбель О.И. (доверенность от 10.01.13)
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Леденевой Татьяны Ивановны
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 июня 2013 года
по делу N А49-1904/2013 (судья Стрелкова Е.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Леденевой Татьяны Ивановны (ОГРНИП 304583522500065), г. Пенза,
к Департаменту государственного имущества Пензенской области (ОГРН 1025801362971), г. Пенза,
третьи лица: государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" (ОГРН 1065835015883), г. Пенза,
Правительство Пензенской области (ОГРН 1025801356789), г. Пенза,
о признании незаконным решения об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Леденева Татьяна Ивановна (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента государственного имущества Пензенской области (далее - ответчик) от 26.02.2013 года N 1-817 об отказе арендатору ИП Леденевой Т.И. в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого объекта недвижимого имущества площадью 72,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Стасова, 7, литер А на 1 этаже нежилого здания (поликлиники), помещения N 1-3, 1а, 2а, 2б, 3а, 6, а также о возложении на ответчика обязанности осуществить действия, указанные в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), а именно:
обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
принять решение об условиях приватизации арендуемого объекта недвижимого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчёта об оценке;
направить ИП Леденевой Т.И. проект договора купли-продажи арендуемого объекта недвижимого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого объекта недвижимого имущества.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы наличие права на приобретение в собственность арендуемого объекта недвижимого имущества площадью 72,3 кв.м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Стасова, 7, литер А на 1 этаже нежилого здания (поликлиники), помещения N 1-3, 1а, 2а, 2б, 3а, 6, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ. подтверждается совокупностью следующих условий:
- ИП Леденева Т.И. является субъектом малого предпринимательства;
- арендуемое имущество находится владении и пользовании заявителя непрерывно более двух лет до дня вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ в соответствии с договором аренды;
- в отношении спорного недвижимого имущества осуществлён кадастровый учёт и ему присвоен инвентарный номер 1388 и кадастровый номер 58:29:1007011:875;
- факт нахождения спорного недвижимого имущества в оперативном управлении ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" не подтверждён, ранее заключённый договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления N 20з от 16.09.1999 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" был расторгнут 01.01.2012 года на основании соглашения о расторжении договора;
- суд может признать наличие у арендатора права на приобретение в том случае, если после опубликования Федерального закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствовать субъектам малого или среднего предпринимательства в реализации их права на преимущественное приобретение арендуемого недвижимого имущества в собственность, что отражено в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 года N 134. Податель жалобы ссылается также на то, что арендуемое заявителем помещение является самостоятельным объектом недвижимости, прошедшим самостоятельный технический и кадастровый учет, который не входит в состав имущества, переданного ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" в оперативное управление. При этом для оказания высококвалифицированной экстренной медицинской помощи арендуемое помещение не использовалось учреждением; факт его передачи не подтверждается передаточным актом; при реорганизации ранее существовавших учреждений здравоохранения договор оперативного управления с вновь созданным юридическим лицом не заключался; передаваемое на праве оперативного управления имущество не включало в себя спорное нежилое помещение, так как его передача не отражена отдельно в передаточных актах. Договор аренды заключен ранее, чем имущество передано в оперативное управление. По мнению заявителя действия Департамента направлены исключительно на воспрепятствование заявителю в реализации его права на выкуп арендованного имущества.
Представитель предпринимателя в судебном заседании просила решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Департамента государственного имущества Пензенской области и Правительства Пензенской области не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства
Заявитель зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 01.04.1998 года.
Постановлением главы администрации города Пензы N 1563 от 28.08.2003 года ИП Леденевой Т.И. передана в арендное пользование часть здания по ул. Стасова, 7 площадью 70,0 кв.м под аптечный пункт (т. I л.д. 38).
Пунктом 3 постановления на заявителя возложена обязанность обратиться в МП "БТИ г. Пензы" для проведения обследования части здания по ул. Стасова, 7 и изготовления технического паспорта на часть здания; обратиться в Главное управления градостроительства и архитектуры г. Пензы для оформления в установленном порядке изменения функционального назначения части здания по ул. Стасова, 7; зарегистрировать договор аренды на часть здания в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Пензенской области.
Согласно п. 4 постановления затраты, связанные с ремонтом и переоборудованием части здания, относятся на заинтересованную сторону без последующего возмещения.
28.08.2003 Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Пензы (Арендодатель), МУЗ "Горбольница N 6" (Балансодержатель) с ИП Леденевой Т.И. (Арендатор) заключен договор аренды N 670 здания (части здания) другого объекта недвижимости, в соответствии с условиями которого Арендодатель и Балансодержатель на основании постановления N 1563 от 28.08.03 передают Арендатору в арендное пользование объект недвижимости, представляющий собой часть здания площадью 72,3 кв. м, кроме того 2,3 кв.м места общего пользования, расположенный по адресу: ул. Стасова, 7, для использования под аптечный пункт.
Пунктом 8.1 договора срок аренды установлен с 28.08.2003 года по 27.08.2006 года.
03.02.2004 произведена государственная регистрация указанного договора аренды.
Помещения переданы ИП Леденевой Т.И. по акту приёма-сдачи арендованного помещения от 28.08.2003 года (т. 1 л.д. 39-41).
Постановлениями главы администрации города Пензы N 132/1 от 21.01.2004 года и N 841/2 от 26.04.2004 года в постановление N 1563 от 28.08.2003 года внесены изменения, увеличена площадь переданных в аренду ИП Леденевой Т.И. помещений, которая составила 74,6 кв.м, срок аренды установлен до 27.08.2013.
Дополнительное соглашение к договору аренды от 28.08.2003 года N 670 подписано сторонами 26.04.2004 года и прошло государственную регистрацию (т.1 л.д. 42, т. 2 л.д. 103, 111-112).
Во исполнение пункта 3 постановления N 1563 от 28.08.2003 года по состоянию на 02.12.2003 года составлен технический паспорт на часть помещений в здании поликлиники Горбольницы N 6, сдаваемых в аренду (т. 1 л.д. 46-50).
Согласно технического паспорта арендуемые помещения расположены на первом этаже в литере А, помещение поставлено на кадастровый учёт 15.02.2013 года и ему присвоен кадастровый номер 58:29:1007011:875, составлен кадастровый паспорт помещения (т. 1 л.д. 51).
06.02.2013 года ИП Леденева Т.И. обратилась в Департамент с заявлением, в котором указала на соответствие условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: встроенно-пристроенного нежилого помещения площадью 72,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Стасова, 7, в литерах А, А1, номера помещений: 1, 1а, 2, 2а, 2б, 3, 3а, 6 (т. I л.д. 56-57).
Ответчик в письме от 26.02.2013 N 1-817 указал на отсутствие оснований для удовлетворения заявления, указав на то, что части помещений, сдаваемые в аренду в литерах А, А1, номера помещений: 1, 1а, 2, 2а, 2б, 3, 3а, 6, общей площадью 72,3 кв.м., являются частями нежилого здания (поликлиники), литеры А, А1 общей площадью 7890,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Стасова, 7, и находятся в оперативном управлении у ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина", на заявителя не распространяется действие Федерального закона N 159-ФЗ (т. 1 л.д. 67).
Полагая, что решение об отказе в реализации преимущественного права приобретения арендуемого имущества, изложенное в письме от 26.02.2013 года N 1-817, не соответствует законодательству и нарушает его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отклонены доводы заявителя.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено право субъектов малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности воспользоваться преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как указано в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 года N 134, для предоставления преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 159-ФЗ, необходимо одновременное соблюдение следующих условий::
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
При этом, согласно п.п. 3 п. 2 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ действие настоящего Федерального закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Как следует из материалов дела Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы (правопредшественник Управления муниципального имущества администрации города Пензы) с МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" (правопредшественником ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина") 16.09.1999 года заключил договор N 20-з о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления.
Указанным договором предусмотрено, что за МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" на праве оперативного управления закреплено муниципальное имущество, общая остаточная стоимость которого по состоянию на 01.01.1999 года по данным баланса составляла 67222854 руб. Согласно акту приема - передачи от 17.09.1999 года состав закрепляемого имущества определен в инвентарной описи имущества, находящегося на балансе учреждения, которая является приложением к договору (т. 2 л.д. 61-63).
В деле правоустанавливающих документов имеется справка Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы N 2/2970 от 02.07.2003 года, в которой приведен перечень недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении на балансе учреждения на момент создания МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" на основании постановления главы администрации города Пензы N 1092 от 07.10.1994 года (т. 2 л.д. 63, оборотная сторона).
В перечне указано здание поликлиники, инвентарный номер 1019.
Согласно свидетельству о внесении в Реестр муниципальной собственности г. Пензы N 25 от 23.01.2001 года МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" внесено в Реестр муниципальной собственности г. Пензы за реестровым номером 2-2-000123 (т. 2 л.д. 64).
В техническом паспорте на здание поликлиники МУЗ ЦГБ N 6 им. А.Г. Захарьина (инвентарный номер 1019) на 10.01.2003 года указана площадь здания 7890,2 кв.м., дата постройки - 1988 год, строения обозначены литерами А, А1, А2, А3 (т. 2 л.д. 32-44).
11.09.2003 года произведена государственная регистрация права оперативного управления МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" на нежилое здание (поликлиника) общей площадью 7890,2 кв.м литеры А, А1. Право собственности муниципального образования г. Пенза на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано 12.01.2004 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав от 17.04.2013 года и свидетельствами о государственной регистрации права от 11.09.2203 года и от 12.01.2004 года (т. 1 л.д. 111, т. 2 л.д. 80, 96).
Постановлением главы администрации города Пензы N 199 от 06.03.2006 года (т. 2 л.д. 119-120) в целях рационального использования материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, усиления кадрового потенциала для оказания высококвалифицированной экстренной медицинской помощи жителям города Пензы произведена реорганизация муниципальных учреждений здравоохранения "Центральной городской больницы N 6 им. Г.А. Захарьина" и "Городской больницы скорой помощи" путем их слияния в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина".
Согласно пункту 2 названного постановления муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" является преемником прав и обязанностей МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" и МУЗ "Городская больница скорой помощи". Местонахождение Учреждения здравоохранения определено: г. Пенза, ул. Стасова, 7 (пункт 3 постановления).
Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы поручено закрепить муниципальное имущество за Учреждением здравоохранения на праве оперативного управления, заключить соответствующий договор с Учреждением здравоохранения (пункт 6.1 постановления).
Во исполнение указанных положений 03.04.2006 года между МУЗ "Центральная городская больница N 6 им. Г.А. Захарьина" и МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" подписан акт приема-передачи муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным учреждением (т. 2 л.д. 51-53, 120 (оборотная сторона) - 122), в составе которого указана поликлиника по адресу: г. Пенза, ул. Стасова, 7, постройки 25.12.1988 года.
29.04.2006 года Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" заключено дополнительное соглашение N 6 к договору о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления N 20-з от 16.09.1999 года, а 30.04.2006 года заключено дополнительное соглашение N 7 к названному договору.
Пункт 1.1 указанного договора изложен в следующей редакции: Комитет закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления муниципальное имущество, остаточная стоимость которого по состоянию на 30.04.2006 составляет 160663453,75 руб. Перечень и стоимость имущества приведены в Приложении к настоящему договору. В приложении к дополнительному соглашению N 7 в числе передаваемого имущества указана поликлиника.
Раздел I договора дополнен пунктом 1.4, согласно которому, нежилое помещение обременено арендной: нежилое помещение по ул. Стасова, 7, общая площадь 72,3 кв.м, арендатор ЧП "Леденева" договор аренды N 670 от 28.08.2003 по 27.08.2006 (т.2I л.д. 122 (оборотная сторона) - 124).
31.07.2006 года произведена государственная регистрация за МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" права оперативного управления на нежилое здание (поликлиника) общей площадью 7890,2 кв.м, литеры А, А1, местоположение: г. Пенза, ул. Стасова, 7, с ограничением (обременением) права - аренда, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 58 АА 081724 (т. 1 л.д. 110-111; т. 2 л.д. 145, оборотная сторона).
25.11.2011 года Пензенской городской Думой принято решение N 785-33/5 "О безвозмездной передаче из муниципальной собственности города Пензы в собственность Пензенской области муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина". В Перечень недвижимого имущества, принадлежащего на праве оперативного управления Учреждению здравоохранения, передаваемого из муниципальной собственности города Пензы в собственность Пензенской области, являющийся приложением к Решению городской Думы включено нежилое здание (поликлиника) г. Пенза, ул. Стасова, 7, лит. А, А1 (т. 1 л.д. 53-54).
Указанное решение принято в соответствии с Федеральным законом N 313-ФЗ от 29.11.2010 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании", которым предусмотрена передача полномочий муниципальных образований по оказанию медицинской помощи субъектам Российской Федерации с 01.01.2012 года.
Передача имущества из муниципальной собственности в собственность Пензенской области оформлена Распоряжением Правительства Пензенской области N 822-рП от 23.12.2011 года "О приеме в собственность Пензенской области из собственности муниципальных образований Пензенской области муниципальных учреждений здравоохранения" (т. 1 л.д. 103-109).
Факт передачи оформлен актом приёма-передачи в собственность Пензенской области муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г.А. Захарьина" от 30.12.2011 года, в пункте 7 которого отражено нежилое здание (поликлиника) по ул. Стасова, 7, 1988 года постройки площадью 7890,2 кв.м. (т. 2 л.д. 45-50)
16.02.2012 года произведена государственная регистрация права собственности Пензенской области на поликлинику общей площадью 7890,2 кв.м, инв. N 1019, лит. АА1 по ул. Стасова, 7 в г. Пензе, с указанием обременения - аренда (т.1 л.д. 96, 111-112).
05.03.2012 года взамен ранее выданного свидетельства 58 АА N 081724 от 31.07.2006 года выдано свидетельство о государственной регистрации за ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" права оперативного управления объектом - поликлиника, назначение: нежилое, 7, техн. - этажный (подземных этажей - подвал), общая площадь 7890,2 кв.м, инв. N 1019, лит. АА1, адрес объекта: г. Пенза, ул. Стасова, 7 (т. I л.д. 95).
Суд первой инстанции, исходя из анализа представленных доказательств в совокупности, сделал правильный вывод о том, что арендуемое заявителем помещение входит в состав недвижимого имущества, принадлежавшего сначала муниципальному, а затем государственному учреждению на праве оперативного управления. При этом данное имущество находилось и находится в оперативном управлении муниципального и государственного учреждений непрерывно с 1999 года по настоящее время и никогда не выбывало из оперативного управления.
Следовательно, довод заявителя о том, что право оперативного управления на спорное имущество не подтверждено материалами дела, правомерно отклонен судом.
Ссылки заявителя в этой связи на соглашение от 10.01.2012 года между Управлением муниципального имущества и Учреждением здравоохранения о расторжении договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления N 20-з от 16.09.1999 года являются несостоятельными, поскольку наличие такого соглашения объясняется переходом права собственности на указанное имущество от муниципального образования г. Пензы к субъекту Российской Федерации - Пензенской области и не свидетельствует о прекращении права оперативного управления Учреждения здравоохранения на данное имущество. В силу прямого указания закона, пункта 2 статьи 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на учреждение другому лицу, это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Доводы заявителя о том, что спорное имущество не передавалось в оперативное управление МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" после его создания в результате слияния и, соответственно, ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" также не обладает указанным правом, противоречат материалам дела.
Как правильно указал суд, материалами дела подтверждён факт передачи в оперативное управление МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина", после его создания в результате слияния двух муниципальных учреждений здравоохранения, здания поликлиники в полном объёме, без каких-либо изъятий. Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закреплённое за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению имуществом. Поэтому собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения, как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 21.
Кроме того, на дату рассмотрения дела за ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" зарегистрировано право оперативного управления в отношении здания поликлиники (без каких-либо изъятий), которое не оспорено и не признано отсутствующим в установленном законом порядке.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении нежилого здания поликлиники инв. N 1019, литеры А, А1 видно, что право оперативного управления ограничено (обременено) арендой нежилых помещений NN 1-3, 1а, 2а, 2б, 3а, 6 площадью 72,3 кв.м, расположенных в литерах А, А1 на 1 этаже, в пользу Леденевой Т.И. То есть, арендуемые заявителем помещения вошли в состав имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина". При этом государственная регистрация права оперативного управления состоялась 11.09.2003 года, а регистрация договора аренды произведена 03.02.2004 года, то есть после государственной регистрации права оперативного управления. Более того, о нахождении спорного имущества в оперативном управлении у учреждения здравоохранения заявителю было достоверно известно уже на дату заключения договора аренды, поскольку в договоре аренды это учреждение указано в качестве Балансодержателя (т.1 л.д. 110-111).
Доказательства прекращения права оперативного управления в порядке и по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правомерного изъятия имущества у муниципального или государственного учреждений здравоохранения в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, на момент заключения договора аренды с заявителем, на момент вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ, а также на момент обращения заявителя к ответчику с заявлением о реализации преимущественного права выкупа, право оперативного управления на спорное помещение в составе здания поликлиники было зарегистрировано за учреждением здравоохранения. Это исключает наличие в действиях ответчика или иных лиц цели воспрепятствования реализации заявителем преимущественного права на приобретение имущества, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 года N 134.
С учетом изложенного к данным правоотношениям подлежит применению норма подпункта 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ о том, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на недвижимое имущество, принадлежащее государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления, в связи с чем спорное имущество не может быть реализовано в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 159-ФЗ, в силу прямого указания закона.
Исходя из изложенного, у ответчика имелись законные основания для отказа ИП Леденевой Т.И. в предоставлении преимущественного права выкупа спорного недвижимого имущества.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 июня 2013 года по делу N А49-1904/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-1904/2013
Истец: ИП Леденева Татьяна Ивановна
Ответчик: Департамент государственного имущества Пензенской области
Третье лицо: ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им Г. А.Захарьина", ГБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи имени Г. А.Захарьина", Правительство Пензекнской области, Правительство Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2626/14
28.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2626/14
05.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-631/13
23.09.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13887/13
21.06.2013 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-1904/13