г. Санкт-Петербург |
|
23 сентября 2013 г. |
Дело N А26-3065/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Савицкой И.Г., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Федосеевой Е.С.
при участии:
от заявителя: Перовой С.А. по доверенности от 18.01.2012;
от заинтересованного лица: Прокофьевой Е.К. по доверенности от 23.10.2012;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16252/2013) ЗАО "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.06.2013 по делу N А26-3065/2012 (судья Гарист С.Н.), принятое
по заявлению ЗАО "Тандер"
к Управлению Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
о признании недействительным предписания
установил:
ЗАО "Тандер" (350000, г.Краснодар, ул. Леваневского, д.185, ОГРН 2310031475, далее-общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (185003, г.Петрозаводск, ул.Володарского, д.26, ОГРН 1051000011677, далее- Управление Роспотребнадзора) от 27.02.2013 N 109/23-П.
Решением суда первой инстанции ЗАО "Тандер" в удовлетворении заявления отказано в связи с правомерностью вынесения оспариваемого предписания.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "Тандер" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что оспариваемое предписание неисполнимо в силу конструктивных особенностей здания, построенного в 1956 году и отсутствии подъездных путей с торца жилого дома, в котором размещен магазин. По мнению заявителя, в силу своей неисполнимости предписание нарушает права общества на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку закрытие магазина и поиск иного помещения повлечет для общества значительные убытки.
Представитель административного органа в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу изложил в отзыве и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, по тем основаниям, что в отношении общества неоднократно выносились аналогичные предписания, которые не исполняются, общество не представило никаких доказательств принятия каких-либо мер по устранению выявленных нарушений.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия на основании распоряжения 31.01.2013 N 109 проведена внеплановая выездная проверка исполнения ЗАО "Тандер" ранее выданного предписания от 24.12.2012 N 2054/494-П по соблюдению законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В рамках внеплановой проверки должностным лицом Управления 26.02.2013 проведен осмотр дворовой территории жилого дома N 12 по улице Титова в Петрозаводске, в котором на первом этаже данного жилого дома расположен магазин, принадлежащий ЗАО "Тандер".
27.02.2013 Управлением вынесено предписание N 109/23-П, согласно которому обществу предписано в срок до 03.06.2013 обеспечить загрузку пищевых продуктов в соответствии с пунктом 2.4. санитарных правил СП 2.3.6. 1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (далее - СП 2.3.6.1066-01) и пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН 2.1.2.2645-10).
ЗАО "Тандер" не согласилось с данным предписанием административного органа по тем основаниям, что поименованные в нем нарушения являются неустранимыми, а предписание неисполнимым. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела, обоснованно отказал обществу в признании недействительным оспариваемого предписания, правильно применив нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Статьей 11 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно пункту 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 39 Закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда. Санитарные правила распространяются на строящиеся, реконструируемые и действующие организации торговли, рынки, базы, склады продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (кроме холодильников и рынков, реализующих сельскохозяйственную продукцию непромышленного изготовления), а также индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 2.2 СП 2.3.6.1066-01 деятельность организаций торговли не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения.
Пунктом 2.4 СП 2.3.6.1066-01 установлено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", которые устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях; их следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания. Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Поскольку материалами проверки доказан факт несоблюдения обществом пункта 2.2 СП 2.3.6.1066-01 и пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10,и общество это не отрицает, то вынесение в отношении заявителя оспариваемого предписания следует признать правомерным.
Представитель Управления опроверг доводы общества о неисполнимости предписания, пояснив, что общество имеет реальную возможность выполнения предписания посредством организации разгрузки товара со стороны магистрали, что допустимо в силу п.3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, однако в течение длительного времени не предпринимает никаких действий по согласованию необходимых документов с соответствующими организациями.
Судом первой инстанции сделаны правильные выводы, что оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий принявшего его должностного лица Управления, соответствует закону и иным нормативным правовым актам и не нарушают права и законные интересы общества, процессуальных нарушений при проведении внеплановой проверки административным органом не допущено.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, полностью повторяют его заявление, которому судом первой инстанции дана правильная, объективная оценка, оснований для ее переоценки у апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с часть 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04 июня 2013 года по делу N А26-3065/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Тандер" без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3065/2013
Истец: ЗАО "Тандер"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия
Третье лицо: Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК