19 сентября 2013 г. |
А43-13091/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Вечканова А.И., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Никоновой А.В.,
при участии представителей сторон:
от ОАО "Московское" - Пахомова С.Ю. директора на основании протокола от 18.06.2009 N 1,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2012 по делу N А43-13091/2011, принятое судьей Кабановым В.П., по заявлению открытого акционерного общества "Московское" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в данные государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. Лучистая, 14, 14а, указав его кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной экспертизы.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил, что в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ОАО "Московское" об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести в данные государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. Лучистая, 14, 14а, указав его кадастровую стоимость, равную его рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной экспертизы (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 14.11.2012 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил исковые требования, обязав Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области внести в данные государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, ул. Лучистая, 14, 14а, указав его кадастровую стоимость, равную рыночной его стоимости и составляющую 960 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил судебный акт отменить, поскольку неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон, подлежащий применению, а также не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции разрешил требования, которые истцом не заявлялись, в то же время оставил неразрешенными заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11, равной его рыночной стоимости, определенной по результатам проведенной экспертизы. Одновременно заявитель апелляционной жалобы указал, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 судом не установлена, поэтому обязание ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области внести ее в ГКН неправомерно.
Заявитель апелляционной жалобы также отметил, что истцом в материалы дела не представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, вследствие чего им не доказана действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Указал, что в решении суда не отражено, какое решение принято в отношении второго ответчика по делу - Управления Росреестра по Нижегородской области.
Заявитель сообщил, что до вынесения решения по настоящему делу земельный участок с кадастровым номером 52:18:0090013:11 был снят с кадастрового учета и сведения о нем аннулированы.
Отметил, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
ОАО "Московское" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей неявившихся сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником объектов недвижимости, находящихся на земельном участке площадью 1240+/-12 кв.м с кадастровым номером 52:18:0090013:11, расположенном по адресу: г.Н.Новгород, ул. Лучистая, 14, 14а.
Согласно ответу Комитета по вопросам государственной власти области и местного самоуправления от 23.04.2008 N 06-29/246 сельский поселок Березовая Пойма Московского района г.Н.Новгород является сельским населенным пунктом, входящим в состав городского округа город Нижний Новгород (Закон Нижегородской области от 22 декабря 2005 года N 205-З "Об утверждении границ, состава территории городского округа города Нижний Новгород").
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 его кадастровая стоимость на 29 октября 2010 года составляет 1 116 000 руб., разрешенное использование под здание магазина и ледника с прилегающей территорией.
09.12.2010 ОАО "Московское" подало заявление о выкупе в порядке приватизации вышеуказанного земельного участка.
Распоряжением Министерства государственного имущества и земельных ресурсов от 13.04.2011 N 311-05-09-575/11 "О предоставлении в собственность ОАО "Московское" земельного участка по адресу: г.Н.Новгород, ул. Лучистая, 14, 14а" указанный земельный участок предоставляется в собственность ОАО "Московское". В приложении к распоряжению дан расчет цены выкупа земельного участка, согласно которому выкупная цена земельного участка составляет 277 051, 34 руб.
По данным кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 его кадастровая стоимость на 13 апреля 2011 года составляет 11 082 053,60 руб.
В связи с несогласием с проведенной кадастровой оценкой стоимости земельного участка заявитель обратился в ФГУП "Госземкадастрсъемка". Согласно полученному ответу ФГУП "Госземкадастрсъемка" N 497 от 13.04.2011 земельному участку было присвоено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости по п.Березовая Пойма.
Результаты кадастровой оценки земельных участков в составе населенных пунктов утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358, определены по состоянию на 01.01.2007.
При проведении государственной кадастровой оценки земель в 2007 году стоимость спорного земельного участка была определена в соответствии с действующим законодательством на основе утвержденных Правительством Нижегородской области показателей кадастровой стоимости. Данные показатели были получены в результате работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Нижегородской области, проводившихся во исполнение государственного контракта N 05/07 от 12.07.2007, заключенного Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с Волго-Вятским филиалом ФГУП "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ (генеральный подрядчик).
В соответствии со сведениями государственного контракта участок с кадастровым номером 52:18:0090013:11 прошел государственный кадастровый учет 29.10.2010, на основании утвержденных результатов оценки.
Не согласившись с произведенной оценкой кадастровой стоимости земельного участка, кадастровый номер 52:18:0090013:11, поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, заявитель обратился в Арбитражный суд Нижегородской области.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования исходя из представленных доказательств величины рыночной стоимости земельного участка.
Проанализировав материалы дела и доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал выводы суда соответствующими действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Закона от 29.07.1998 N135-ФЗ (в редакции Закона от 22.07.2010 N167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются.
При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственных кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0090013:11 был поставлен на кадастровый учет 29.10.2010, о чем сделана запись в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровая стоимость для данного земельного участка была определена как для вновь образованного после начала оценки участка на основе утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области N 358 от 15.06.2010 результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением правительства РФ N 316 от 08.04.2000) и в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены Приказ Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
Согласно пункту 2.1.3 Указаний в случае образования нового или выявления ранее учтенного земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Пунктом Постановления Правительства Нижегородской области N 358 в целях реализации приказа Минэкономразвития России N 222 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов. Кадастровый квартал 52:18:0090013:11 отсутствует, соответственно размер удельного показателя кадастровой стоимости участка определен как средний для г.Н.Новгород.
Удельный показатель кадастровой стоимости запрашиваемого земельного участка на основании приложения N 3 к постановлению Правительства Нижегородской области N 358 от 15.06.2010 определен как средний для г.Н.Новгород по виду использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в кадастровом квартале 52:18:0090013:11 составляет 8937,14 руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 составила 11 082 053,60 руб.
В материалах дела имеется копия отчета ООО "Рензин Компани" N 12562 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 по состоянию на 01.11.2010 (дата внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости), из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка составляет 960 000 руб.
Оценив представленное доказательство по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об определении кадастровой стоимости земельных участков в виде их рыночной.
Суд первой инстанции, оценивая данный отчет на предмет его соответствия нормам ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям обязательных стандартов и правил оценки, обоснованно пришел к выводу о том, что отчет по установлению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11отвечает всем требованиям статьи 11 данного Закона, а также требованиям Федеральных стандартов оценки, утвержденных приказами Минэкономразвития РФ N 254, 255, 256 от 20.07.2007.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 по состоянию на 01.11.2010 составляет 960 000 руб.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом достоверность определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым 52:18:0090013:11, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 судом не установлена, противоречит имеющимся материалам дела и выводам суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что истцом в материалы дела не представлен отчет о рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, вследствие чего им не доказана действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости, не принимается судом апелляционной инстанции.
Оценка рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 52:18:0090013:11 произведена по состоянию на 01.11.2010 (дата внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости), поэтому оснований для определения стоимости по состоянию на 01.01.2007 у суда не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до вынесения решения по настоящему делу земельный участок с кадастровым номером 52:18:0090013:11 был снят с кадастрового учета и сведения о нем аннулированы, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку решением по делу N А43-32229/2012 спорный земельный участок восстановлен на кадастровый учет.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не является органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, не принимается судом апелляционной инстанции.
В силу части 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N 128 утверждены Положения о филиалах учреждения, в том числе и Положение о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области, являющемся обособленным подразделением ФГБУ "ФКП Росреестра".
Таким образом, полномочия по кадастровому учету объектов недвижимости, техническому учету объектов капитального строительства с 01.07.2010 переданы филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Нижегородской области.
В соответствии с приказом Росреестра от 26.12.2011 N П/531 ФГБУ "ФКП Росреестра" с 01.03.2012 также наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявленные требования в отношении ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Нижегородской области как к надлежащему ответчику.
В порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Оспариваемый судебный акт в обжалуемой части соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.11.2012 по делу N А43-13091/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Л. Малышкина |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-13091/2011
Истец: ОАО "Московское", ОАО Московское г. Н.Новгород
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, г. Н.Новгород, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НО г. Н.Новгород, ФГУ Земельная кадастровая палата по НО, Федеральное государственное унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок ФГУП Госземкадастрсъемка ВМСХГИ Волго-Вятский филиал г. Н.Новгород
Третье лицо: Администрация города Нижнего Новгорода, Рензин Компани (ООО), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области