г. Москва |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А40-5196/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
судей: Яремчук Л.А., Банина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Петиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального дорожного агентства (Росавтодор)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2013
по делу N А40-5196/13, принятое судьей Башлаковой-Николаевой Е.Ю.,
по иску Открытого акционерного общества "Трансавто"
(ОГРН 1023302152170, 602240, г. Муром, Владимирская обл., ул. Меленковский пр-д, 6)
к Российской Федерации в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор)
(ОГРН 1047796331494, 129085, Москва, ул. Бочкова, 4)
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков
при участии в судебном заседании:
от истца: Галкина Г.В. по доверенности от 26.12.2012, Фролова О.А. по доверенности от 27.02.2013
от ответчика Федерального дорожного агентства (Росавтодор): Рукавицын Р.А. по доверенности N 01-33/2687 от 26.02.2013
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: не явка, извещен
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Трансавто" с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 500 000 руб.
Обосновывая свои исковые требования, истец указал, что Федеральное дорожное агентство необоснованно не выплачивает истцу субсидию в связи с приобретением истцом автомобиля для автомобильной колонны войскового типа.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 июля 2013 года по делу N А40-5196/13 взысканы с Российской Федерации в лице Федерального дорожного агентства в пользу Открытого акционерного общества "ТРАНСАВТО" 500000 руб. убытков, а также расходы истца по уплате госпошлины в сумме 13000 руб. В иске к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик Федеральное дорожное агентство обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Федерального дорожного агентства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя Министерства Финансов Российской Федерации, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что истцом 21.02.2011 г. в Федеральное дорожное агентство была направлена заявка и все требуемые документы на получение субсидии на приобретаемую автомобильную технику для пополнения подвижного состава АКВТ N 1530-РТ-02 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 г. N 195 "Об утверждении правил предоставления субсидий организациям транспорта, осуществляющим приобретение автомобильной техники для пополнения подвижного состава автомобильных колонн войскового типа"..
1-й ответчик направил в адрес истца уведомление, согласно которому ОАО "Трансавто" было включено в перечень получателей субсидий организациями транспорта на 2011 г.
В связи с включением ОАО "Трансавто" в реестр получателей субсидий, истец приобрел транспортное средство-КамАЗ -61116-62, которое было зачислено в состав автомобильной колонны войскового типа N 1530-РТ-02.
Таким образом, у истца, в соответствии с п.2 Правил предоставления субсидий, утвержденных постановлением от 04.04.2003 г. N 195, возникло право на получении субсидии в сумме 500 000 руб., а у Российской Федерации в лице Федерального дорожного агентства - обязанность по выплате субсидии.
Согласно ст. 307 ГК РФ обязательство возникает из договора_, из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации.
По смыслу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с ч.3 ст.125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий ( бездействия ) государственных органов.
В соответствии с п.5.13 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 г. N 374, Федеральное дорожное агентство осуществляет функции распорядителя и получателя средств Федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что выдав уведомление о включении истца в реестр получателей субсидий, Федеральное дорожное агентство приняло на себя обязательство выплатить субсидию, поскольку такая обязанность возникла в силу указанных выше нормативных актов.
Являясь распорядителем бюджетных средств, Федеральное дорожное агентство несет ответственность за невыполнение данного обязательства и является ответчиком по настоящему иску.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что факт наличия у истца убытков в указанной им сумме подтвержден, поскольку истец приобрел автомобильное средство для целей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ N 195 от 04.04.2003 г. При этом понесенные истцом расходы в сумме 500 000 руб. должны были быть ему возмещены, на что истец вправе был рассчитывать в связи с включением истца в реестр получателей субсидий.
Ответчиком обязательство исполнено не было, в связи с чем у истца возникли убытки в сумме 500 000 руб., связанные с неперечислением со стороны Федерального дорожного агентства причитающейся ему субсидии.
Таким образом, указанные убытки находятся в прямой причинной связи с неправомерным бездействием 1-го ответчика.
Между тем, отсутствие лимитов бюджетных обязательств на получение субсидий на приобретенную автомобильную технику, не может являться основанием для освобождения ответчика от имеющегося у него обязательства, а также для освобождения его от ответственности.
В связи с вышеизложенным, убытки в указанной сумме обоснованно взысканы с Федерального дорожного агентства в соответствии со ст.15, ч.3, ст.125, ч.1 ст.1071 ГК РФ, ч.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ, а в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации правомерно откаазано, поскольку данный ответчик не является ненадлежащим ответчиком по иску.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что как получатель бюджетных средств Росавтодор имеет право на принятие денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств, апелляционная коллегия отклоняет, поскольку Росавтодор в правоотношениях, связанных с выделением средств федерального бюджета в целях предоставления субсидий, выступает как федеральный орган исполнительной власти с полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета (п. 5.13 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374).
В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель:
осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи:
отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Таким образом, законодатель предоставил Росавтодору как главному распорядителю бюджетных средств полномочия, в том числе и по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств в соответствии с вновь возникающими обязательствами. Однако, данные полномочия, объем которых включают в себя не только права, но и обязанности, использованы ответчиком не были.
Также, по мнению Росавтодора, отсутствует вина в причинении ОАО "Трансавто" убытков.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Право Общества на получение субсидии в размере 500 000 рублей ответчиком не оспаривалось.
Неисполнение Российской Федерацией обязательств по реализации мероприятий в рамках реализации постановления Правительства РФ от 04.04.2003 г. N 195 влечет возникновение убытков у юридического лица, имеющего право на получение соответствующей субсидии.
Неправомерность действий ответчиков заключается в том. что ими необоснованно не выплачена субсидия истцу в связи с приобретением автомобиля для автомобильной колонны войскового типа.
Согласно ст. 158 БК РФ Росавтодор отвечает от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Поскольку ответчиками не выполнены требования действующего законодательства в добровольном порядке, у ОАО " Трансавто" возникло право принудительного возмещения убытков в размере 500 000 рублей, на которое имеет право данная транспортная организация в связи с приобретением автомобильной техники для пополнения подвижного состава автомобильных колонн войскового типа.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 12, 15, 125, 309, 310, 1071 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.07.2013 по делу N А40-5196/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального дорожного агентства (Росавтодор) - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
И.Н.Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-5196/2013
Истец: ОАО "Трансавто"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)