г. Пермь |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А60-14280/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 сентября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от истца Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Верхней Салде Свердловской области (ИНН 6607010233, ОГРН 1026600785716) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" (ИНН 6607010561, ОГРН 1026600786651) - не явился, заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 июля 2013 года
по делу N А60-14280/2013,
принятое судьей Мартемьяновым В.Б.,
по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Верхней Салде Свердловской области
к Муниципальному унитарному предприятию Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр"
о взыскании финансовых санкций,
установил:
УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Верхней Салде Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" 24 716,18 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательное пенсионного страхования за 2011 г.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2013 заявленные требования удовлетворены в части, Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" в доход бюджета Пенсионного фонда РФ взысканы финансовые санкции в размере 12 358,09 руб.
Не согласившись с решением суда, МУП ЖКХ "Кедр" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит отменить решение суда и снизить штрафные санкции. Заявитель жалобы указывает на наличие смягчающих вину обстоятельств. Кроме того, управление исчислило сумму штрафа, исходя из всей суммы начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части по всем работникам, недостоверные сведения о которых представлены обществом, что не соответствует требованиям закона.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда представителей не направили, что в соответствии с п.3 ст. 156, п.2 ст. 200 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела без участия представителей.
Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, УПФ РФ (государственное учреждение) в г. Верхней Салде Свердловской области в отношении МУП ЖКХ "Кедр" проведена выездная проверка, в ходе которой составлен акт проверки от 23.10.2012 N 14 о выявленных расхождениях с представленными в территориальный орган ПФР индивидуальными сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-6-1) за 2011 г.
В результате обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования фондом составлен акт N 63 от 22.11.2012 (л.д. 10-11) и вынесено решение от 20.12.2012 N 634, которым МУП ЖКХ "Кедр" привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 24 716,18 руб. по ч.3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (л.д. 12-13).
На основании решения пенсионным фондом выставлено требование от 25.01.2013 N 28 об уплате финансовой санкции в срок до 11.02.2013.
Неуплата в добровольном порядке штрафной санкции, явилось основанием для обращения фонда в суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции пришел к выводу о подтверждении материалами дела факта правонарушения и снижении размера штрафных санкций.
Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ от 15.12.2001 индивидуальные предприниматели, организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ определено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании ч. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения. Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с абз.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Факт представления предприятием недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 1 квартал 2011 г., установлен по материалам дела судом первой инстанции и предприятием не оспаривается.
Между тем, по смыслу нормы ст. 17 ФЗ от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" размер штрафа, подлежащего взысканию за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования следует определять от суммы причитающихся (начисленных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий год в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены недостоверные сведения.
В соответствии с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Информационном письме от 11.08.2004 N 79, сумму штрафа следует исчислять не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФ РФ за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены.
Указанный подход, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
Письмами от 31.08.2004 N КА-09-25/9488 и от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 Пенсионный фонд Российской Федерации также разъяснил территориальным органам о том, что предусмотренный ст. 17 Закона N 27-ФЗ штраф следует исчислять от причитающихся за отчетный год платежей в фонд только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Управление исчислило сумму штрафа, исходя из всей суммы начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части по всем работникам, недостоверные сведения о которых представлены обществом.
Таким образом, размер финансовых санкций, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 01.04.2006 N 27-ФЗ, определен пенсионным фондом неверно.
Исходя из начисленных и подлежащих уплате обществом страховых взносов за 1 квартал 2011 г. составляет 247 161,89 руб. С учетом отраженных и оплаченных сумм, размер причитающихся уплате страховых взносов составил 3120 руб., соответственно размер штрафных санкций, подлежащих взысканию за данное нарушение, составил - 312 руб.
Сумма штрафа 312 руб. соразмерна допущенному нарушению, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для ее снижения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в части взыскания штрафных санкций в размере, превышающем 312 руб.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ с истца в пользу ответчика подлежит взысканию госпошлина по жалобе в сумме 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.07.2013 по делу N А60-14280/2013 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Заявленные требования удовлетворить в части.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" (ИНН 6607010561, ОГРН 1026600786651, адрес нахождения: 624790, Свердловская область, п. Свободный, ул. Свободы, 65) в доход Пенсионного фонда РФ финансовую санкцию в сумме 312 (триста двенадцать) рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать".
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Верхней Салде Свердловской области (ИНН 6607010233, ОГРН 1026600785716) в пользу Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Кедр" судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14280/2013
Истец: ГУ УПФР в г. Верхней Салде Свердловской области
Ответчик: МУП жилищно-коммунального хозяйства "Кедр"