г. Красноярск |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А74-2392/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.С.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест"): Воробьева Ф.В., представителя по доверенности от 15.01.2013 N 004/13,
от ответчика (Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия): Лиходиенко И.В., представителя по доверенности от 09.01.2013 N 16-30-8/13,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "08" июля 2013 года по делу N А74-2392/2013, принятое судьей Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" (далее - общество, заявитель, ИНН 4205094991, ОГРН 1054205240693) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - комиссия) и к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - управление, Управление Росреестра по Республике Хакасия, ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" от 19.03.2013 N 201 о пересмотре кадастровой стоимости, и о возложении обязанности по принятию решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421.
Решением суда от 08 июля 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции от 08.07.2013 не согласно, ссылается на то, что отсутствие механизма принятия решения в случае отсутствия единогласия между членами комиссии не дает оснований комиссии уклониться от принятия решения, которое является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана.
Управление Росреестра по Республике Хакасия представило возражения на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что решение о пересмотре кадастровой стоимости по заявлению общества не принято в связи с отсутствием единогласия.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и администрация города Абакана, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне ответчика, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" на праве аренды принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия" по состоянию на 01.01.2011 утверждена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 19:01:020103:420 в размере 59 578 590 рублей 83 копейки, с кадастровым номером 19:01:020103:421 в размере 66 940 426 рублей 24 копейки.
Приказом от 25.07.2012 N П/319 (с учетом изменений, внесенных приказом от 14.03.2013 N П/92) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия, утвержден состав комиссии.
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" 19.03.2013 обратилось с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421 на основании отчетов общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 20.12.2012 N ОН/370-17-12-2012-3, N ОН/371-17-12-2012-3. К отчетам приложены положительные экспертные заключения некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" от 09.01.2013 N 01/03-13 и N 01/04-13. К заявлению обществом приложен необходимый пакет документов.
В соответствии с отчетами общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт Ресурсы развития" от 20.12.2012 N ОН/370-17-12-2012-3, N ОН/371-17-12-2012-3 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2011 составляет:
с кадастровым номером 19:01:020103:420 - 12 220 000 рублей;
с кадастровым номером 19:01:020103:421 - 9 795 000 рублей.
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия от 09.04.2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" следует, что в процессе рассмотрения отчетов от 20.12.2012 N ОН/370-17-12-2012-3, N ОН/371-17-12-2012-3 единогласие среди членов комиссии об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков не достигнуто, так как один из членов комиссии проголосовал "против". По указанной причине комиссия не приняла какое-либо решение по заявлению общества.
Считая, что комиссией допущено бездействие, выразившееся в отсутствии принятого положительного решения по изменению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" от 19.03.2013 N 201 о пересмотре кадастровой стоимости, суд первой инстанции исходил из того, что действующим на момент заседания комиссии законодательством предписывалось принятие любого решения единогласно всеми членами комиссии, однако, такого единогласия достигнуто не было, в связи с чем в действиях комиссии нет нарушений закона или иного нормативного правового акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, в силу следующего.
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия функционирует на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, действующий с 14.08.2012 (далее - Порядок N 263).
Согласно Порядку N 263 (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения комиссией заявления общества от 19.03.2013 N 201) комиссия состоит из членов комиссии (пункт 2). Решение комиссии по всем вопросам принимается единогласно. Голосование проводится открыто (пункт 12).
Комиссия ссылается на то, что отсутствие согласия между всеми членами комиссии препятствует принять решение по заявлению общества.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает, что отсутствие механизма принятия решения в случае отсутствия единогласия между членами комиссии не дает оснований комиссии уклониться от принятия решения, которое является результатом осуществления государственно-правовой функции, ради осуществления которой комиссия создана. Принятие решения является не правом комиссии, а единственным предусмотренным законом результатом ее деятельности, следовательно, комиссия не может уклониться от исполнения возложенной на нее государственно-правовой функции и уклониться от принятия решения, лишь констатировав невозможность его принятия.
Согласно пункту 18 Порядка N 263 на заседании комиссии секретарем комиссии ведется протокол, в котором указываются, в том числе результаты голосования, решения, принятые членами комиссии, и обоснования этих решений.
Пунктом 19 Порядка N 263 предусмотрено, что при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений. В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости. В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Согласно пункту 20 Порядка N 263 в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, которая отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков).
Пунктом 21 Порядка N 263 предусмотрено, что копия решения о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости или о ее определении в размере его рыночной стоимости, принятого по результатам рассмотрения заявления о пересмотре кадастровой стоимости, в течение двух рабочих дней с даты его принятия представляется секретарем комиссии в территориальный орган уполномоченного федерального органа и направляется заявителю, лицу, обладающему правом на объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются.
Таким образом, данный нормативный акт предусматривает единственный возможный результат осуществления государственной функции - принятие решения. В силу изложенных норм права на комиссию возложена обязанность рассмотреть заявление общества по существу и принять одно из указанных решений. Ни один из нормативных актов, регулирующих работу комиссии, не предусматривает такого результата осуществления государственной функции как указание "решение не принято".
В настоящем случае в протоколе от 09.04.2013 N 1 заседания комиссии отражено, что за удовлетворение заявления общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01:020103:421 проголосовали члены комиссии: Монгуш М.М., Угдыжекова С.Л. Член комиссии Соломонова Е.Б. проголосовала против в связи с несоответствием отчета N ОН/371-17-12-2012-3, отчета N ОН/370-17-12-2012-3 требованиям пункта 12 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" и пункта 14 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)". В протоколе от 09.04.2013 N 1 указано, что в соответствии с пунктом 12 Порядка N 263 решение о пересмотре кадастровой стоимости по указанным земельным участкам не принято.
Из указанного следует, что комиссия приняла решение не отвечать на заявление общества по существу и не приняла ни одно из решений, предусмотренных Порядком N 263, что свидетельствует о незаконности оспариваемого бездействия комиссии.
Следовательно, требование общества о признании незаконным бездействия комиссии, выразившегося в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" от 19.03.2013 N 201 о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит удовлетворению судом.
Учитывая, что заявителем оспаривается бездействие комиссии, самостоятельных требований к Управлению Росреестра по Республике Хакасия обществом не заявлено, то в удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росреестра по Республике Хакасия, следует отказать.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В дальнейшем решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Таким образом, закон различает две процессуальные формы защиты права применительно к результатам определения кадастровой стоимости - судебную и внесудебную. Данные процедуры являются альтернативными. Однако каждая из указанных процедур является самостоятельной и осуществляется отдельно.
Использование судебной процедуры защиты должно осуществляться с учетом правоприменительной практики, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010. В названном постановлении указано, что споры, связанные с внесением изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, не подлежат рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал, что поскольку заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа; то такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Заявитель по настоящему делу начал защиту своих прав в рамках внесудебной процедуры - обратившись в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия, бездействие комиссии обжаловано им в суд. Однако требование об установлении по решению суда кадастровой стоимости данного земельного участка в размере равном его рыночной стоимости не было им заявлено, а в случае заявления, подлежало бы рассмотрению в рамках искового производства.
Заявитель же, как следует из текста его заявления и дополнительных пояснений в суде апелляционной инстанции, изначально обратился за защитой своих интересов в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции предоставил ему такую защиту.
Статья 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязывает суд применить восстановительную меру для восстановления нарушенных прав заявителя по спору. Восстановительная мера должна отвечать нескольким критериям - быть адресована тому же органу, чьи деяния (акты) были обжалованы, обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), быть обусловленной существом спора. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает восстановительной мерой, обеспечивающей защиту нарушенных прав заявителя, обязание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия принять решение в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01: 020103:421.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. При этом, законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов.
Суд апелляционной инстанции считает, что расходы заявителя по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы не могут быть отнесены на комиссию и подлежат взысканию с Управления Росреестра по Республике Хакасия в пользу общества, в силу следующего.
В силу пунктов 1, 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение), Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/154 утверждено Положение об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, из которого следует, что Управление Росреестра по Республике Хакасия является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, является юридическим лицом, имеет лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления.
Комиссия создана при Управлении Росреестра по Республике Хакасия как органа осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке приказом Управления от 25.07.2012 N П/319. Из правового статуса Комиссии не следует, что комиссия обладает собственным имуществом, имеет лицевой счет.
Учитывая, что комиссия создана при Управлении Росреестра по Республике Хакасия, деятельность комиссии обеспечивается управлением, которое является получателем средств федерального бюджета, судебные расходы по оплате государственной пошлины, понесенные обществом в связи с рассмотрением заявления в суде первой инстанции в сумме 2000 рублей и за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей, подлежат взысканию с Управления Росреестра по Республике Хакасия в пользу общества.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "08" июля 2013 года по делу N А74-2392/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленное требование удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия, выразившееся в непринятии решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" от 19.03.2013 N 201 о пересмотре кадастровой стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия принять решение в порядке статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 19:01:020103:420 и 19:01: 020103:421.
В удовлетворении требований, заявленных к Управлению Росреестра по Республике Хакасия, отказать.
Взыскать с Управления Росреестра по Республике Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" 3000 рублей судебных расходов.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кузбасс Капитал Инвест" из средств федерального бюджета 2000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-2392/2013
Истец: ООО "Кузбасс Капитал Инвест"
Ответчик: Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ
Третье лицо: Администрация г. Абакана, Администрация города Абакана