г. Санкт-Петербург |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А26-1525/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Желтянникова В.И., Баркановой Я.В.
при ведении протокола судебного заседания: Назаряном К.Р.
при участии:
от заявителя: Тинус В.В, по доверенности от 20.06.2013 г. N 332-1,
от заинтересованного лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17813/2013) ОАО "Агрокомплекс имени В.М. Зайцева" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 по делу N А26-1525/2013 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ОАО "Агрокомплекс имени В.М. Зайцева"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
о признании недействительным отказа
установил:
Открытое акционерное общество "Агрокомплекс имени В.М. Зайцева" (местонахождение: Республика Карелия, Прионежский р-н, п.Шуя, Совхозная ул., 1 А ОГРН 1021001121129, далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (местонахождение: Карелия Республика, Петрозаводск г, Красная ул, 31 1041000051784, далее - Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности, выраженном в сообщении об отказе в государственной регистрации от 07.12.2012 г. N 01/065/2012-080, 081, 082, 083, 085, 086.
Решением суда от 21.06.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Агрокомплекс имени В.М. Зайцева" обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Общество не согласно с выводами суда в части несоответствия документов технического учета - кадастровых паспортов правоустанавливающим документам - акту приема-передачи от 23.11.1999 г. и перечню имущества. По мнению Общества, данный вывод суда противоречит выводам суда, сделанным в рамках рассмотрения дела А26-2710/2012. Общество указывает на то, что с момента передачи имущества в 1999 году до момента технического обследования органов кадастрового учета в 2011 году, стены теплиц разрушились, в связи с чем здания теплиц теперь относятся к категории сооружений.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Управления Росреестра по Республике Карелия, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2012 г. по делу N А26-2710/2012, вступившим в законную силу, зарегистрирован переход права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: здание теплицы площадью 504,5 кв.м, инвентарный номер 1305; здание теплицы площадью 509,5 кв.м, инвентарный номер 1307; здание теплицы площадью 517 кв.м, инвентарный номер 1308; здание теплицы площадью 523,3 кв.м, инвентарный номер 1309; здание теплицы площадью 528,79 кв.м, инвентарный номер 1310; здание теплицы площадью 514,2 кв.м, инвентарный номер 1311; здание теплицы площадью 434,31 кв.м, инвентарный номер 1312; здание теплицы площадью 433,18 кв.м, инвентарный номер 1313; здание теплицы площадью 523,1 кв.м, инвентарный номер 1317; здание теплицы площадью 422,8 кв.м, инвентарный номер 1316; здание теплицы площадью 443,1 кв.м, инвентарный номер 1315; здание теплицы площадью 256,02 кв.м, инвентарный номер 1314, расположенные по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, пос. Шуя, ул. Речная, от АОЗТ "Агрофирма имени В.М. Зайцева" к ОАО "Агрокомплекс имени В.М. Зайцева" на основании перечня имущества АОЗТ "Агрофирма имени В.М. Зайцева", утвержденного собранием кредиторов для внесения в качестве вклада уставного капитала вновь создаваемого предприятия и акта приема передачи от 23.11.1999.
20.06.2012 г. Общество обратилось в Управление с заявлениями (вх.N N 01/065/2012-80, 01/065/2012-81, 01/065/2012-82, 01/065/2012-83, 01/065/2012-85, 01/065/2012-86, л.д.63-68) о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества - теплицы, расположенные по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п.Шуя, ул.Речная: площадью 523,3 кв.м, инв.N 1309; площадью 528,79 кв.м, инв.N 1310; площадью 534,31 кв.м, инв.N 1312; площадью 433,18 кв.м, инв.N 1313; площадью 256,02 кв.м, инв.N 1314; площадью 443,1 кв.м, инв.N 1315.
К заявлениям были приложены акт приема-передачи от 23.11.1999 г., а также представлены решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2012 г. по делу N А26-2710/2012 и кадастровые паспорта на указанные теплицы от 14.09.2011 г.
18.07.2012 г. государственная регистрация была приостановлена в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.
08.11.2012 г. регистрация права собственности на теплицы с инвентарными номерами 1309, 1310, 1312, 1313, 1314, 1315 была приостановлена сроком на один месяц в связи с тем, что в кадастровых паспортах названных объектов указано, что здания разрушены, остался только фундамент, что свидетельствует о гибели передаваемых объектов недвижимости.
Сообщением N 01/065/2012-080, 081, 082, 083, 085, 086 от 07.12.2012 г. Обществу отказано в государственной регистрации.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Общество ссылается на то, что названный отказ в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В регистрации прав Обществу отказано на основании абз.10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав. Управление указало на то, что на момент проведения государственной регистрации права здания теплиц, заявленные для государственной регистрации права собственности, находятся в разрушенном состоянии, что свидетельствует о гибели передаваемых объектов недвижимости, в связи с чем государственная регистрация права собственности на заявленные объекты на основании представленных документов невозможна.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о государственной регистрации. Состав документов, представляемых на государственную регистрацию, и требования к ним определены в статьях 16, 17, 18 данного Закона. Обращение заявителя за государственной регистрацией права, возникшего до вступления в силу Закона о государственной регистрации, не освобождает его от необходимости представлять доказательства существования права, а регистрирующий орган - от обязанности проводить правовую экспертизу документов.
В силу статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
Согласно абзацам 9, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации перехода права, возникшего после введения в действие названного Федерального закона, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона сделки с объектом недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации прав.
Согласно пункту 29 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. N 219, в графе "наименование" подраздела I соответствующего раздела ЕГРП указываются индивидуальное наименование объекта, а при его отсутствии - обобщенное наименование соответствующего вида объектов, например: земельный участок, жилой дом, квартира, гараж, нежилое помещение в многоквартирном доме, объект незавершенного строительства, линейно-кабельное сооружение связи и т.п.
Общество просит зарегистрировать право собственности на объекты недвижимого имущества - теплицы. Однако как следует из кадастровых паспортов, в настоящее время теплицы разрушены, остались только фундаменты. Таким образом, представленные документы не позволяли установить, что объекты, являющиеся предметом спора в рамках дела N А26-2710/2012 г. по виду и состоянию идентичны тем объектам, права на которые были заявлены к регистрации.
Несоответствие содержащихся в представленных доказательствах сведений характеристикам объектов, переданных Обществу по акту от 23.11.1999 г., послужило основанием для вывода суда об отсутствии возможности государственной регистрации в ЕГРП права собственности Общества на спорные объекты недвижимости.
Таким образом, Управление обоснованно отказало Обществу в государственной регистрации права собственности на спорные объекты.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Управления соответствует абз. 10 п.1 ст. 20 Закона о государственной регистрации, что является основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Доводы Общества о противоречии выводов суда решению суда по делу А26-2710/2012 отклоняются апелляционным судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Поскольку суд первой инстанции всесторонне и полно установил обстоятельства дела, дал надлежащую оценку взаимоотношениям сторон, правильно применил нормы материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.06.2013 г. по делу N А26-1525/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1525/2013
Истец: ОАО "Агрокомплекс имени В. М. Зайцева"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
Третье лицо: Администрация Прионежского муниципального района, ГУП РК РГЦ "Недвижимость", Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Карелия