г. Киров |
|
25 сентября 2013 г. |
Дело N А82-14745/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Великоредчанина О.Б., Ившиной Г.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Каленышева Сергея Павловича, Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.06.2013 по делу N А82-14745/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омские вездеходы" (ОГРН 1105543001519, г. Омск, ул. Щербанева, д. 25, офис 501)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (ОГРН 1047600016056, ),
третье лицо: Каленышев Сергей Павлович (г. Ярославль),
о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омские вездеходы" (далее - заявитель, Общество, ООО "Омские вездеходы") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля (далее - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ООО "ТРАК" в связи с ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, от 28.08.2012 за государственным регистрационным номером 2127602061486.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Каленышев Сергей Павлович (далее - третье лицо, Каленышев С.П.)
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 24.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Каленышев С.П., Инспекция с принятым решением суда не согласились, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе Каленышев С.П. указывает, что ООО "ТРАК" не получало в рамках установленного срока требования ООО "Омские вездеходы" о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс; при уклонении ликвидатора от рассмотрения требований кредитора ООО "Омские вездеходы" на основании пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации было праве предъявить иск к ликвидатору юридического лица; ООО "ТРАК" осуществлена поставка товара в адрес ООО "Омские вездеходы" и расчеты за него произведены, основания для отражения на учете задолженности отсутствовали.
В апелляционной жалобе Инспекция указывает, что ООО "ТРАК" не получало в рамках установленного срока требования ООО "Омские вездеходы" о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс.
ООО "Омские вездеходы" в отзывах на апелляционные жалобы Инспекции, Каленышева С.П. приведенные в них доводы опровергает, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Инспекция ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заявитель и третье лицо представителей в судебное заседание также не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.05.2012 единственным участником ООО "ТРАК" Каленышевым Сергеем Павловичем принято решения о ликвидации ООО "ТРАК" и возложении обязанностей ликвидатора данного общества на себя - Каленышева С.П. (том 1, л.д. 74).
25.05.2012 Инспекцией получены уведомления по форме Р 15001 и Р 15002 о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (том 1, л.д. 77, 72-73), в связи с чем 01.06.2012 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (том 1, л. д. 76, 71).
06.06.2012 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (380) опубликовано сообщение о ликвидации ООО "ТРАК", установлен двухмесячный срок для предъявления требований кредиторов (том 1, л. д. 115).
Письмом от 13.07.2012 N 36 ООО "Омские вездеходы" направило по указанному в сообщении о ликвидации адресу требование о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс на общую сумму 270166,30 рублей, из них 250000,00 рублей - стоимость товара, 20166,30 рублей - услуги транспортной компании (далее - письмо от 13.07.2012) (том 1, л.д. 14-15). Данное письмо было получено ООО "Трак" 26.07.2012 (том 1, л.д. 18).
13.07.2012 ООО "Омские вездеходы" направило в адрес Инспекции письмо исх. N 57, в котором уведомило ответчика о направлении в адрес ликвидатора ООО "ТРАК" требования о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс (том 1, л.д. 19). Указанное письмо получено Инспекцией 20.07.2012 (том 1, л.д. 20).
08.08.2012 Каленышев С.П. представил в Инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - по форме N Р15003 (том 1, л.д. 69), к которому приложен промежуточный баланс по состоянию на 08.08.2012 (том 1, л.д. 70). В данном промежуточном ликвидационном балансе указано, что кредиторская задолженность ООО "ТРАК" составляет 87000 рублей.
15.08.2012 Инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса (том 1, л.д. 66)
17.08.2012 ликвидатором ООО "Трак" составлен и утвержден ликвидационный бухгалтерский баланс (том 1, л.д. 62, 63). Согласно ликвидационному балансу задолженность ООО "ТРАК" составила 5000 рублей.
21.08.2012 в Инспекцию представлено (том 1, л.д. 57) заявление ликвидатора по форме N Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией (том 1, л.д. 60-61) и ликвидационный баланс ООО "ТРАК".
28.08.2012 Инспекцией в отношении ООО "ТРАК" принято решение N 2409 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (том 1, л.д. 52).
28.08.2012 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись N 2127602061486 о прекращении деятельности ООО "Трак" (том 1, л.д. 51).
ООО "Омские вездеходы, полагая, что государственной регистрацией прекращения деятельности ООО "ТРАК" нарушены его права кредитора, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, придя к выводу об отсутствии у Инспекции правовых оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи N 2127602061486 о государственной регистрации ликвидации ООО "Трак", заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидатор составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидатором в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидатор составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации юридических лиц) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.
Из пункта 1 статьи 21 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона о регистрации юридических лиц отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Материалами дела подтверждено, что Инспекция приняла решение о государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Трак" в связи с его ликвидацией, руководствуясь, в том числе ликвидационным балансом от 17.08.2012, представленным ликвидатором ООО "Трак" вместе с заявлением по форме N Р16001. При этом промежуточный ликвидационный баланс от 08.08.2012, ликвидационный баланс от 17.08.2012 составлены после получения ликвидатором ООО "ТРАК" письма ООО "Омские вездеходы" от 13.07.2012 N 36, содержащего требование о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс на общую сумму 270166,30 рублей. Следовательно, ликвидатор ООО "ТРАК" обладал сведениями об имущественных претензиях ООО "Омские вездеходы" до утверждения промежуточного ликвидационного баланса от 08.08.2012, до утверждения ликвидационного баланса от 17.08.2012 и направления 21.08.2012 в Инспекцию заявления по форме Р 16001. Инспекция также располагала об имеющихся имущественных претензиях к ООО "ТРАК".
При таких обстоятельствах Инспекция не имела оснований для внесения в ЕГРЮЛ записи N 2127602061486 о государственной регистрации ликвидации ООО "ТРАК" на основании ликвидационного баланса, который не содержит сведений о предъявленных кредитором требований и результатах их рассмотрения.
Доводы апелляционных жалоб Инспекции, Каленышева С.П. о том, что ООО "ТРАК" не получало в рамках установленного срока требования ООО "Омские вездеходы" о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что письмо ООО "Омские вездеходы" от 13.07.2012 N 36 получено ООО "ТРАК" 26.07.2012 - в рамках двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов, исчисляемого со дня публикации в журнале "Вестник государственной регистрации" N 22 (380) от 06.06.2012 сообщения о ликвидации ООО "Трак".
Доводы апелляционной жалобы Каленышева С.П. о том, что при уклонении ликвидатора от рассмотрения требований кредитора, ООО "Омские вездеходы" на основании пункта 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации было праве предъявить иск к ликвидатору ООО "ТРАК", не принимаются судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие о том, что на основании ликвидационного баланса, который не содержит сведений о предъявленных кредитором требований и результатах их рассмотрения, Инспекция могла внести в ЕГРЮЛ запись N 2127602061486 о прекращении деятельности ООО "Трак" в связи с ликвидацией.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционных жалоб, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Каленышева С.П. в размере 100 рублей относятся на заявителя жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 24.06.2013 по делу N А82-14745/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы Каленышева Сергея Павловича, Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г.Ярославля - без удовлетворения.
Возвратить Каленышеву Сергею Павловичу из федерального бюджета 900 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по чеку-ордеру от 23.07.2013 N 2337904595.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14745/2012
Истец: ООО "Омские вездеходы"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Ярославля
Третье лицо: Каленышев Сергей Павлович