Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 сентября 2013 г. N 03АП-4193/13
г. Красноярск |
|
26 сентября 2013 г. |
Дело N А33-5924/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново"): Возмиловой О.В., представителя по доверенности от 16.07.2013 N ДАЕ-13-37;
от ответчика (Красноярского территориального отдела государственного авиационного надзора): Казанцевой Н.И., представителя по доверенности от 01.01.2013 N 20,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" июня 2013 года по делу N А33-5924/2013, принятое судьей Крицкой И.П.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" (далее - общество, заявитель ИНН 2460213509, ОГРН 1092468001482) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярскому территориальному отделу государственного авиационного надзора (далее - административный орган, ответчик) о признании недействительным предписания от 26.02.2013 ЦС N 2013.14-АД.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июня 2013 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой (с учетом дополнений), в которой с решением суда первой инстанции от 21.06.2013 не согласно, ссылается на то, что отсутствуют утвержденные в установленном Правительством Российской Федерации порядке правила обучения и выдачи сертификатов для лиц из числа авиационного персонала, за исключением технических специалистов, соответствующая программа обучения; специалист по наземному штурманскому обеспечению полетов и техник бюро аэронавигационной информации не включены в перечни специалистов авиационного персонала; постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749-ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" не опубликовано в установленном порядке.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество заявило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с направлением запроса 09.08.2013 в Управление государственной службы и кадров ФАВИ Российской Федерации.
В соответствии со статьями 268, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства, учитывая, что указанное доказательство будет являться новым, появившимся после вынесения решения суда первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании распоряжения начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 23.01.2013 N 40-р административным органом проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Аэропорт Емельяново" требований, установленных нормативными актами в сфере гражданской авиации.
В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 8 Воздушного Кодекса Российской Федерации у авиационного персонала - специалистов службы наземного штурманского обеспечения полетов (СНОШП): старшего штурмана - заместителя начальника СНШОП Турова В.К., техников бюро аэронавигационной информации (БАИ) СНШОП: Сивирюхиной Л.Ф., Страшниковой С.А., Рязиной С.Н., Юдиной Л.Ю. отсутствуют соответствующие сертификаты (свидетельства) авиационного персонала.
Административным органом 26.02.2013 вынесено предписание серии ЦС N 2013.14-АД, которым обществу предложено устранить вышеуказанные нарушения в срок до 01.10.2013.
Предписание серии от 26.02.2013 ЦС N 2013.14-АД расценено заявителем как нарушающее его права и законные интересы, вследствие чего он обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 26.02.2013 ЦС N 2013.14-АД соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя на основании следующего.
На основании Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного Приказом Ространснадзора от 02.06.2011 N АК-469фс, Положения о Красноярском территориальном отделе государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Ространснадзора от 16.07.2011 N 47/к, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Красноярский территориальный отдел государственного авиационного надзора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является уполномоченным органом на осуществление контроля (надзора) в установленной сфере деятельности, оспариваемое предписание серия от 26.02.2013 ЦС N2013.14-АД выдано уполномоченным должностным лицом.
Согласно оспариваемому предписанию в нарушение статей 52, 53 Воздушного кодекса Российской Федерации у авиационного персонала общества (специалистов службы наземного штурманского обеспечения полетов (СНШОП): старшего штурмана, техников бюро аэронавигационной информации (БАИ) СНШОП) отсутствуют соответствующие сертификаты (свидетельства) авиационного персонала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ) к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации. Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами (далее - ФАП).
Согласно пункту 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ) к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
В силу пункту 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.07.2012 N 129-ФЗ) правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации. Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются ФАП.
Довод общества о том, что специалист по наземному штурманскому обеспечению полетов и техник бюро аэронавигационной информации не включены в перечень специалистов авиационного персонала, в связи с чем наличие у них свидетельства не является обязательным, суд апелляционной инстанции считает необоснованным в силу следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749-ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ. Согласно данному перечню старший штурман службы наземного штурманского обеспечения полетов ООО "Аэропорт Емельяново" поименован как старший штурман авиапредприятия, техник бюро аэронавигационной информации поименован как техник по аэронавигационной информации.
Согласно приказу Федеральной авиационной службы России от 24.08.1998 N 267-ДСП в целях реализации указанного постановления от 10.07.1998 N 749-ДСП данное постановление доведено до сведения предприятий и организаций гражданской авиации, которым указано привести наименование должностей в штатном расписании в соответствие с указанным перечнем должностей авиационного персонала Российской Федерации.
Кроме того, в силу приказа Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24.04.2000 N 98 "Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры" (ФАП-98), сертификата соответствия N ФАВТ А.06.01565 (приложения к сертификату) специалисты службы наземного штурманского обеспечения заявителя относятся к категории авиационного персонала, поскольку функционально участвуют в обеспечении воздушных перевозок и полетов воздушных судов, обеспечивая штурманское обеспечение в аэропорту Красноярск.
Таким образом, специалист по наземному штурманскому обеспечению полетов и техник бюро аэронавигационной информации включены в перечень специалистов авиационного персонала, в связи с чем наличие у них свидетельства является обязательным.
Довод общества о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749-ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" не опубликовано в установленном порядке, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. Согласно пункту 3 данного Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
Таким образом, официальному опубликованию подлежат акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций; иные акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Согласно приказу Федеральной авиационной службы России от 24.08.1998 N 267-ДСП в целях реализации указанного постановления от 10.07.1998 N 749-ДСП данное постановление доведено до сведения предприятий и организаций гражданской авиации.
В силу изложенного, постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 N 749-ДСП "Об утверждении перечней должностей авиационного персонала Российской Федерации" вступило в силу со дня его подписания и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Довод общества о том, что отсутствуют утвержденные в установленном Правительством Российской Федерации порядке правила обучения и выдачи сертификатов для лиц из числа авиационного персонала, за исключением технических специалистов, соответствующая программа обучения, в связи с чем наличие у указанных специалистов заявителя свидетельств в соответствии с пунктом 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации не требуется, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Указанные в пункте 1.1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2013 N 670, которые устанавливают порядок проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации (далее - свидетельство). Данные Правила вступают в силу 05.02.2014.
Вместе с тем, отсутствие в спорный период указанных правил не может служить основанием для нарушения обществом положений статей 52 и 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающих допуск к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения только лиц из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства, исходя из следующего.
Приказом Федеральной авиационной службы России от 29.01.1999 N 23 введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационных учебных центров" (далее ФАП-23), в соответствии с которыми авиационный учебный центр (АУЦ) - образовательное учреждение дополнительного образования, имеющее сертификат и лицензию установленной формы, осуществляющее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного персонала в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Федеральными авиационными правилами. К АУЦ могут относиться образовательные учреждения всех организационно - правовых форм собственности - региональные авиационные учебные центры (РАУЦ); центр подготовки авиационного персонала (ЦПАП); структурные подразделения дополнительного профессионального образования в высших и средних учебных заведениях, а также авиационных предприятий и авиакомпаний.
В ФАП-23 предусмотрено, что АУЦ осуществляет следующие виды деятельности.
Аттестация. "Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов" (ст. 33, п. 20, Закон Российской Федерации "Об образовании").
Теоретическая подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение обучаемым специальных знаний, их поддержание и совершенствование в соответствии с установленными требованиями.
Тренажерная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение, поддержание и совершенствование практических умений и навыков с помощью различного вида тренирующих устройств (авиационных тренажеров).
Летная подготовка - этап процесса профессиональной подготовки летного состава, имеющий целью выработать в реальных условиях практические умения и навыки выполнения полета обучаемыми.
Профессиональная переподготовка (переучивание) - этап процесса профессиональной подготовки летного, инженерно - технического и другого авиационного персонала, имеющий целью освоение новых для него типов воздушных судов, другой авиационной техники (авиационных работ).
Повышение квалификации - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
Основной задачей АУЦ в процессе подготовки и повышения квалификации авиационного персонала является создание и обеспечение условий непрерывного обучения по всем видам подготовки при соблюдении обязательной ответственности одного АУЦ за качество подготовки конкретного авиационного специалиста. При этом допускается использование возможностей любых сертифицированных по заявленным видам подготовки АУЦ по соответствующему договору (пункт 3.1.1 ФАП-23).
Задачами АУЦ в соответствии с заявленными видами подготовки являются:
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации летного, диспетчерского, инженерно - технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала эксплуатантов воздушного транспорта, аэропортов и другого авиационного персонала;
- организация и проведение тренировок летного, диспетчерского и инженерно - технического персонала на авиационных тренажерах и воздушных судах;
- выполнение поставленных федеральным органом исполнительной власти в области гражданской авиации задач по вопросам обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, а также повышения качества обслуживания пассажиров (пункт 3.1.2 ФАП-23).
В соответствии с основными задачами АУЦ:
- организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации летного, диспетчерского и инженерно - технического персонала, бортпроводников, сотрудников авиационной безопасности, работников служб перевозок, агентств воздушных сообщений и другого персонала авиапредприятий гражданской авиации в соответствии с настоящими Федеральными авиационными правилами;
- разрабатывает учебные планы и программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов гражданской авиации и представляет их на утверждение в порядке, определенном настоящими ФАП (пункт 3.1.3 ФАП-23).
В соответствии с типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов АУЦ выдает специалистам соответствующие свидетельства о повышении квалификации.
ФАП-23 предусмотрено, что все АУЦ, осуществляющие свою деятельность в гражданской авиации, проходят в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации в обязательном порядке сертификацию в сроки, установленные настоящим ФАП.
Как следует из материалов, дела, заявителем с федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, имеющим сертификат N 68, заключен договор от 10.01.2012 N 15/18 на подготовку авиационного персонала воздушного транспорта. Данным АУЦ утвержден план-график проведения учебных курсов, в том числе персонала служб аэронавигационной информации и наземного обеспечения полетов.
Следовательно, возможность обеспечения обществом получения специалистом по наземному штурманскому обеспечению полетов и техниками бюро аэронавигационной информации свидетельств авиационного персонала в соответствии с требованиями статей 52 и 53 Воздушного кодекса Российской Федерации в соответствии с действующим в спорный период законодательством у общества имелась, однако, указанные специалисты авиационного персонала допущены к выполнению своих функций при отсутствии соответствующих свидетельств.
В связи с изложенными обстоятельствами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание от 26.02.2013 N 2013.14-АД является законным и обоснованным, исполнимым и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества предпринимателя по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" июня 2013 года по делу N А33-5924/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.