г. Вологда |
|
27 сентября 2013 г. |
Дело N А52-678/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.М.,
при участии от открытого акционерного общества Фирма "Андромеда" Егорова А.В. по доверенности от 15.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Гдовского района на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июня 2013 года по делу N А52-678/2013 (судья Лебедев А.А.)
установил:
открытое акционерное общество Фирма "Андромеда" (ОГРН 1026000957146; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском (в редакции заявления от 25.03.2013) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; далее - Кадастровая палата) об установлении рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 60:03:102701:39, 60:03:102701:40, 60:03:102701:68, 60:03:0102701:69, 60:03:0102701:70, расположенных в Спицинской волости Гдовского района Псковской области.
Определением от 24 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Гдовского района (далее - Администрация).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков с местоположением Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, западнее деревни Залахтовье: площадью 15000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:39, в размере 831 500 руб.; площадью 12 000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:40, в размере 665200 руб.; площадью 800000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:68, в размере 42 168 200 руб.; площадью 177 953 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:69, в размере 8 795 300 руб.; площадью 1 065 047 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:70, в размере 52 639 800 руб.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20 июня 2013 года исковые требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка площадью 15 000 кв.м, местоположение: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, западнее деревни Залахтовье, кадастровый номер 60:03:0102701:39, в размере 831 500 руб., земельного участка площадью 12 000 кв.м, местоположение: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, западнее деревни Залахтовье, кадастровый номер 60:03:0102701:40, в размере 665 200 руб., земельного участка площадью 800 000 кв.м, местоположение: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, деревня Залахтовье, кадастровый номер 60:03:0102701:68, в размере 42 168 200 руб., земельного участка площадью 177 953 кв.м, местоположение: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, деревня Залахтовье, кадастровый номер 60:03:0102701:69, в размере 8 795 300 руб., земельного участка площадью 1 065 047 кв.м, местоположение: Псковская область, Гдовский район, Спицинская волость, деревня Залахтовье, кадастровый номер 60:03:0102701:70, в размере 52 639 800 руб.
Администрация с решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит решение отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- принятое судом первой инстанции решение по настоящему делу ущемляет права Администрации, поскольку представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков в четыре раза меньше государственной кадастровой стоимости земельного участка;
- судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не дана правовая оценка представленному истцом отчету с учетом статьи 16 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в которой указано, что юридическое лицо не вправе заключать договор на проведение оценки с заказчиком в случаях, если оно имеет имущественный интерес в объекте оценки. Истец является заинтересованным лицом по уменьшению стоимости земельных участков, в связи с этим проведение оценки по ходатайству истца является нарушением норм права.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании возражали относительно ее удовлетворения.
Кадастровая палата и Администрация надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, кадастровая палата отзыв на жалобу не представила. Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156, АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя Общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 22.05.2007 Комитет по управлению муниципальным имуществом Гдовского района (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор N 5 аренды земельных участков, расположенных по адресу Псковская область, Гдовский район, западнее д. Залахтовье: с КН 60:03:102701:0039 площадью 1,5 га, КН 60:03:102701:0040 площадью 1,2 га, КН 60:03:102701:0041 площадью 204,3 га.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 02.10.2012 по делу N А52-4147/2011 пункт 1.1 указаного договора изложен в новой редакции, согласно которой в аренду Обществу переданы земельные участки по адресу Псковская область, Гдовский район, западнее д. Залахтовье: с КН60:03:102701:0039 площадью 1,5 га, КН60:03:102701:0040 площадью 1,2 га, КН60:03:102701:68 площадью 80 га, КН60:03:102701:69 площадью 106,5 га, КН60:03:102701:70 площадью 17,8 га.
Общество с ограниченной ответственностью "Псковская экспертная независимая компания" по заказу истца произвело рыночную оценку вышеназванных земельных участков, о чем были составлены отчеты: от 16.11.2012 N 731-2012 и от 26.03.2013 N 731-2012.
Некоммерческим партнерством саморегулируемая организация "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" по заказу Общества проведена экспертиза отчета от 26.03.2013 N 731-2012 об определении рыночной стоимости земельных участков. Согласно указанному отчету и экспертному заключению от 31.05.2013 N 130401-247-78, рыночная стоимость спорных земельных участка составляет: площадью 15 000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:39, в размере 831 500 руб.; площадью 12 000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:40, в размере 665 200 руб.; площадью 800 000 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:68, в размере 42 168 200 руб.; площадью 177 953 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:69, в размере 8 795 300 руб.; площадью 1 065 047 кв.м, кадастровый номер 60:03:0102701:70, в размере 52 639 800 руб.
Кадастровая стоимость тех же земельных участков согласно сведениям из государственного кадастра недвижимости составляет: КН 60:03:0102701:39, в размере 3 197 550 руб.; КН 60:03:0102701:40, в размере 2 558 040 руб.; КН 60:03:0102701:68, в размере 170 536 000 руб.; КН 60:03:0102701:69, в размере 37 934 241 руб. 01 коп.; КН 60:03:0102701:70, в размере 227 036 068 руб. 90 коп.
Поскольку кадастровая стоимость земельных участков в несколько раз превышает их рыночную стоимость, истец обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
В соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требования истца подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Определение понятия "кадастровая стоимость" дается в Федеральном стандарте оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.10.2010 N 508, и в частности, под ней понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания).
Пунктом 2.3.2 Методических указаний предусмотрено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
К спорным правоотношениям указанные нормы не применимы, в связи с чем истец лишен возможности воспользоваться механизмом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренным Законом N 167-ФЗ.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (до внесения изменений Законом N 167-ФЗ) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Администрации Псковской области от 29.11.2011 N 479 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Псковской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки названных категорий земель на территории Псковской области, утверждены средние уровни кадастровой стоимости земель по муниципальным районам (городским округам) Псковской области, что явилось основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков N 731-2012 датирован 26.03.2013. Согласно пункту 26 Федерального стандарта оценки, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев (пункт 26 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 509). На дату обращения в суд и принятия настоящего решения, с момента проведения рыночной оценки имущества прошло менее 6-ти месяцев, то есть не истек установленный законодательством срок, в течение которого установленная оценщиком цена может быть признан рекомендуемой для совершения сделки.
Оценив отчет оценщика в порядке статьи 71 АПК РФ с точки зрения его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, суд пришел к выводу о его соответствии критериям относимости, допустимости и достоверности доказательств.
Доводы, изложенные в жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 20 июня 2013 года по делу N А52-678/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Гдовского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-678/2013
Истец: ОАО фирма "Андромеда"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация Гдовского района, Егоров Алексей Викторович, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Псковской области