г. Санкт-Петербург |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А42-6057/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Рябовым П.А.
при участии:
от истца: Лисавцов Е.Б. (доверенность от 09.01.2013); Мягков С.Г. (доверенность от 09.01.2013)
от ответчиков : не явились, извещены
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-17350/2013, 13АП-17351/2013) Министерства финансов Мурманской области, Управления Федерального казначейства Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2013 по делу N А42-6057/2012 (судья Тарасов А.Е.), принятое
по иску ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
к 1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, 2. Министерству финансов Мурманской области, 3. РФ в лице министерства финансов РФ, 4.Управлению Федерального казначейства Мурманской области, 5.Федеральному агентству железнодорожного транспорта
3-е лицо: Министерство финансов РФ
о взыскании
установил:
ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"" (далее - истец, ОАО "СЗППК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к субъекту РФ - Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области (далее - Минфин МО) и Министерства транспорта и связи Мурманской области о солидарном взыскании за счет казны Мурманской области 111 255 руб.40 коп. убытков, понесенных в связи с оказанием в 2011 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
В порядке ст. 46 АПК РФ определением от 12.02.2013 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением от 23.04.2013 суд произвел замену Министерства транспорта и связи Мурманской области в связи со сменой наименования на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, в состав соответчиков из состава третьих лиц переведено Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ.
Решением от 20.06.2013 с Мурманской области в лице Министерства Финансов Мурманской области за счет казны Мурманской области в пользу ОАО "СЗППК" взыскано 5 562 рубля 77 копеек убытков, 216 рублей 88 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины, с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "СЗППК" взыскано 105 692 рубля 63 копейки убытков, 4 120 рублей 78 копеек судебных расходов по оплате государственной пошлины, в удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ, считая решение в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца 105 692 руб. 63 коп. убытков незаконным и необоснованным, просит решение в указанной части отменить, полагая, что решение суда первой инстанции основывается на ошибочных выводах о том, что решение вопросов о социальной поддержке обучающихся, предоставлении льгот обучающимся на проезд железнодорожным транспортом не отнесено к полномочиям субъектов РФ.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Мурманской области, считая решение в части взыскания 5562 руб. 77 коп. убытков за счет казны Мурманской области незаконным и необоснованным, просит решение в указанной части отменить, указывая, что Мурманская область свои обязательства по выделению субсидии по компенсации расходов транспортной организации выполнила в полном объеме.
Общество возразило против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве на жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между Министерством транспорта и связи Мурманской области (заказчик) и Обществом (перевозчик) заключен договор от 15.11.2011 N 229 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Согласно разделу 1 договора предметом договора является предоставление в 2011 году заказчиком субсидий на частичную компенсацию потерь в доходах перевозчика, возникших в результате установления льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Мурманской области и бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете Мурманской области.
Плановый объем субсидий на компенсацию части потерь в доходах, возникающих в результате предоставления обучающимся права льготного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, на 2011 год в стоимостном выражении с разбивкой по кварталам указан в приложении N 1, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.
Плановый объем субсидий подлежит корректировке (пересмотру) при недостаточности предоставляемых субсидий на покрытие потерь в доходах перевозчика в полном объеме.
Согласно приложению N 1 договору объем субсидий установлен в размере 538, 1 тыс. руб.
Дополнительным соглашением от 12.12.2011 к договору стороны увеличили объем субсидий до 3552, 9 тыс. руб.
Согласно пункту 2.1 договора субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно в размере 100% от объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае установленные государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с постановлением правительства Мурманской области от 23.03.2011 N 122-ПП.
Согласно пункту 3.1. договора перевозчик в период с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011 предоставляет обучающимся льготу по тарифам на проезд в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда в поездах и на железнодорожных станциях, находящихся на территории Мурманской области независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации. Перевозчик ежемесячно, не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным, предоставляет заказчику отчет о полученных потерях в доходах в связи с предоставлением льгот обучающимся и счет на компенсацию этих потерь в доходах перевозчика.
В соответствии с пунктом 2.2 договора перечисление причитающихся субсидий производится ежемесячно на основании отчетов о потерях в доходах по форме, согласно приложению N 2 к настоящему договору, и счетов, представленных перевозчиком, в соответствии с пунктом 3.1 договора.
Согласно актам оказанных услуг и отчетам исполнителя по итогам 2011 в результате оказания услуг железнодорожного транспорта по льготной цене у истца за 2011 год возникли убытки в размере 844 097 руб. 50 коп.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в возмещение потерь понесенных в 2011 году, истцу перечислено 732 842 руб.10 коп., из которых 696 200 рублей из федерального бюджета и 36 642руб.10 коп. из бюджета Мурманской области.
Поскольку убытки ОАО "СЗППК" компенсированы не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, апелляционный суд пришел выводу, что обжалуемое решение отмене или изменению не подлежит.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительство Российской Федерации, принимая Правила предоставления субсидий на компенсацию потерь в результате предоставления льгот как обучающимся, воспитанникам федеральных государственных образовательных, а также учащихся иных учебных заведений определило источники финансирования обязательств в пропорции - 95 процентов за счет субсидии из федерального бюджета (пункт 7 Правил предоставления субсидий), в остальной части - обязательство подлежит финансированию из регионального бюджета.
На основании Постановления Правительства Мурманской области от 23.03.2011 N 122-ПП "О предоставлении права льготного проезда на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении на территории Мурманской области обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования" (далее - Постановление N 122-ПП) предоставлено в период с 1 января по 15 июня текущего года включительно и с 1 сентября по 31 декабря текущего года включительно право льготного проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее обучающиеся) в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Мурманской области.
Мера социальной поддержки в виде пятидесятипроцентной скидки от действующего тарифа при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Мурманской области, предоставлялась истцом с 01.01.2011 по 15.06.2011 и с 01.09.2011 по 31.12.2011.
Как установлено судом первой инстанции, расходы истца на предоставление льгот в 2011 году в размере 844 097 руб. 50 коп. возмещены истцу из средств федерального и регионального бюджетов в размере соответственно 696 200 руб. (95%) и 36 642 руб. 10 коп. (5%), а всего 732 842 руб. 10 коп.
Правильно применив нормы вышеуказанных правовых актов, положения Бюджетного кодекса РФ, а также разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд сделал обоснованный вывод о том, что в соответствии с п. 7 Правил предоставления субсидий потери истца в заявленном размере подлежат возмещению в размере 105 692 руб. 63 коп. за счет казны РФ (95%) и в размере 5562 руб. 77 коп. (5%) за счет казны Мурманской области.
Довод Минфина РФ о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, был предметом рассмотрения суда и отклонен как несостоятельный. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, перечисленным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", реализация льгот, установленных постановлением N 122-ПП, не относится.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы,приведенные в апелляционной жалобе Минфина Мурманской области, поскольку взыскание потерь в определенных судом суммах не нарушило установленного порядка предоставления субсидий.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным и не подлежит отмене апелляционным судом.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2013 по делу N А42-6057/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6057/2012
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской облатси, Министерство транспорта и связи Мурманской области, Министерство финансов Мурманской области, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства Мурманской области, Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), Федеральное агентство железнодорожного транспотра