г. Челябинск |
|
02 октября 2013 г. |
Дело N А34-3222/2013 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ершовой С.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Энгельгардт Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.08.2013 по делу N А34-3222/2013 (судья Асямолов В.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Кургангоргаз" (далее - ОАО "Кургангоргаз", истец) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в размере 37 163 руб. 92 коп.
Определением суда от 07.06.2013 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Департамент финансов Администрации г.Кургана, Филиал главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по г.Кургану, Управление Федерального казначейства по Курганской области, государственное бюджетное учреждение "Курганский центр социальной помощи семье и детям" (л.д.1-2 т.1).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 05.08.2013 исковые требования ОАО "Кургангоргаз" удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России в пользу истца взысканы убытки в размере 37 163 руб. 92 коп., а также возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
В апелляционной жалобе Минфин России просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных к Минфину России требований.
Податель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает, что судебное разбирательство проведено в рамках упрощенного производства неправомерно, так как у сторон возникли спорные вопросы по доказательствам в отношении части льготных категорий граждан. Так по представленным в качестве доказательств несения убытков документам в отношении абонентов Прибыловой Е.В., Свечинской Г.В., Кошелевой О.В., Юревич О.Ю., Екимовой Е.А., Есиной В.Г., Черновой Н.И., Озорниной Ю.А., Каськовой А.Н. ответчиком заявлены возражения. Также истцом не представлены копии удостоверений многодетных семей, выданных уполномоченными органами.
Кроме того, по утверждению ответчика, суд неправильно истолковал нормы статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктов "а" и "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (далее - Указ от 05.05.1992 N 431), пунктов 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Возложив ответственность на Минфин России, суд не учел отсутствие оснований для наступления деликтной ответственности, суд не указал противоправное действие (бездействие), совершенное ответчиком, и в чем заключается его вина. Причинная связь между действиями ответчика и наступившими убытками отсутствует.
По мнению ответчика, суд не принял во внимание, что в рассматриваемый период финансирование производилось из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Утвержденные суммы финансовой помощи ежемесячно перечислялись в бюджеты субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные меры относятся к расходным обязательствам Курганской области. Ответчик считает, что к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а не Указ от 05.05.1992 N 431, поскольку первый принят позднее и обладает большей юридической силой.
Также Минфин России указывает на необоснованное взыскание государственной пошлины, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Минфин России от уплаты государственной пошлины освобожден.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истцом в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 осуществлялось предоставление мер социальной поддержки гражданам путем предоставления скидки в размере 30% оплаты за пользование природным газом в соответствии с Указом от 05.05.1992 N 431, что подтверждается представленными в материалы дела ежемесячными списками льготных потребителей (с указанием фамилий, имени, отчеств льготников, адресов, размера предоставленной льготы); данными движения начисленных и оплаченных сумм по лицевым счетам абонентов; документами, подтверждающими право на льготу (л.д.8-19, 29-149 т.1, л.д.1-153 т.2, 1-47 т.3).
Согласно расчету истца размер убытков, связанных с предоставлением льгот многодетным семьям, составил 37 163 руб. 92 коп.
Доказательств возмещения истцу понесенных убытков лицами, участвующим в деле, не представлено.
Ссылаясь на наличие убытков в связи с не возмещением затрат, понесенных в результате предоставления мер социальной поддержи многодетным семьям в соответствии с Указом от 05.05.1992 N 431, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела факта предоставления истцом льготным категориям граждан мер социальной поддержки. На основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указа от 05.05.1992 N 431, суд пришел к выводу о том, что поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию компенсации льгот по оплате газоснабжения, предоставленных многодетным семьям в период с 01.01.2012 года по 31.12.2012, предусмотренных федеральным законодательством, то понесенные ОАО "Кургангоргаз" расходы должны компенсироваться за счет казны Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции являются законными, обоснованными, соответствуют материалам дела и правовым нормам.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В подпункте "б" пункта 1 Указа от 05.05.1992 N 431 для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
В период предоставления истцом льготы правовых актов, регулирующих порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом от 05.05.1992 N 431, не имелось.
Истец, являясь коммерческой организацией, не должен нести бремя расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям, гарантированных федеральным законодательством, и вправе требовать полного их возмещения.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в частности, решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
В соответствии с разъяснениями пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Учитывая, что мера социальной поддержки многодетным семьям предусмотрена федеральным законодательством, органами федеральной власти не урегулированы порядок и условия возмещения спорных расходов, как это предписано пунктом 3 Указа от 05.05.1992 N 431, фактические расходы истца по предоставлению льгот, подтвержденные материалами дела, не возмещены ему в полном объеме, суд первой инстанций обоснованно пришел к выводу о том, что расходы на реализацию вышеуказанных льгот в отсутствие правового регулирования порядка их финансирования относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, убытки подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы Минфина России о том, что возмещение затрат на предоставление указанной льготы многодетным семьям является расходным обязательством Курганской области, противоречит действующему законодательству. Нормы материального права применены судом первой инстанции верно.
Довод апелляционной жалобы о надлежащем исполнении обязательств по перечислению денежных средств на возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки в предусмотренном размере, не может служить основанием для отказа в компенсации истцу фактически понесенных расходов за счет средств Российской Федерации.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Минфином России не представлено доказательств нецелевого использования перечисленных средств федерального бюджета, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком факта предоставления денежных средств на реализацию льгот, предусмотренных Указом от 05.05.1992 N 431 в достаточном размере. То обстоятельство, что ответчик обеспечил получение субъектом дотаций в установленном размере, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований с учетом того, что выделенные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме фактические расходы истца.
Российская Федерация, установив законодательно льготу по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Доказательств перечисления финансирования, необходимого для возмещения расходов на предоставление указанных льгот, в бюджет Курганской области Минфином России в деле не имеется. Факт невозмещения истцу расходов в полном объеме сам по себе свидетельствует о недостаточности финансирования.
Также отсутствуют доказательства предоставления многодетным семьям, включенным истцом в список лиц, имеющих право на получение 30% скидки по оплате газоснабжения за период с января по декабрь 2012 года, льготы в форме денежной компенсации (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанное подтверждает наличие совокупности всех, предусмотренных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации условий для наступления гражданско-правовой ответственности. Материалами дела подтверждается размер убытков истца, противоправное бездействие ответчика и причинная связь между названным бездействием ответчика и возникновением убытков. Соответствующий довод апелляционной жалобы судом отклоняется.
Также апелляционный суд считает несостоятельными доводы жалобы о недоказанности истцом факта несения убытков, неправомерного рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
С учетом цены иска в силу пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий иск отнесен процессуальным законодательством к делам, рассматриваемым арбитражным судом в порядке упрощенного производства.
Заявление ответчиком в отзыве на иск возражений в отношении предъявленного требования не относится к обстоятельствам и условиям, указанным в части 5 вышеназванной статьи Кодекса, при наличии которых суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
В отношении размера убытков ответчиком в отзыве заявлены следующие возражения: истцом не представлен список многодетных семей за 2012 год, заверенный ОАО "Кургангоргаз" и Филиалом главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделом социальной защиты населения по г.Кургану; счета-фактуры, акты сверок; не подтвержден факт оплаты потребителями газа; согласно акту обследования многодетной семье Черновой Е.А. льгота не предоставлялась с апреля 2012 года, что противоречит выписке из лицевого счета о предоставлении льготы за июль 2012 года; в семьях абонентов Першуковой Т.В., Есиной В.Г., Белоусовой А.В. старшие дети достигли 18-летнего возраста, каких-либо документов из учебных заведений, подтверждающих факт их обучения, в дело не представлено (л.д.78-81 т.3).
Относительно возражений, заявленных в отзыве, апелляционный суд приходит к выводу об их несостоятельности. В материалах дела имеются письменные возражения истца на отзыв ответчика (л.д.88-89 т.3), указанный документ размещен на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Акт обследования многодетной семьи Черновой Е.А. фактически датирован 19.04.2013, льгота за 2012 год предоставлена обоснованно (л.д.146 т.2).
Першуковой Т.В. после достижения старшим ребенком в июле 2012 года 18-летнего возраста льгота не предоставлялась, что видно из карточки по лицевому счету (л.д.92 т.1).
В отношении абонентов Есина Е.В. и Белоусовой А.Д. (лицо, которому предоставлена льгота - Озорнина Ю.А.) в деле имеются справки, согласно которым дети вышеназванных лиц, достигшие 18-летнего возраста, обучаются в образовательных учреждениях по очной форме обучения (л.д.60, 89 т.2, л.д.90 т.3).
Список многодетных семей, состоящих на социальном обслуживании в государственном бюджетном учреждении "Курганский центр социальной помощи семье и детям" с 01.01.2012 по 31.12.2012, имеется в материалах дела (л.д.23-24 т.1).
Факт оплаты потребителями газа применительно к предмету спора не имеет правового значения. Материалами дела (карточки по лицевым счетам) подтверждается объем предоставленной многодетной семье услуги, общий размер оплаты, размер предоставленной льготы.
Доказательств наличия между истцом и Филиалом главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделом социальной защиты населения по г.Кургану договорных отношений по вопросам возмещения выпадающих доходов истца в связи с предоставлением многодетным семьям мер социальной поддержки суду не представлено. Ответчик также не указал норму права, в соответствии с которой у истца имеется обязанность на сумму предоставленных льгот выставлять органу социальной защиты населения счета-фактуры, проводить сверку.
Непредставление истцом копий удостоверений многодетных семей не может служить основанием для отказа истцу в возмещении понесенных убытков. Согласно имеющимся в деле справкам государственного бюджетного учреждения "Курганский центр социальной помощи семье и детям" абоненты, включенные истцом в расчет, отнесены к категории многодетных семей, что также подтверждается свидетельствами о рождении детей, справками о составе семьи.
Ни ответчиком, ни Филиалом главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделом социальной защиты населения по г.Кургану документальных доказательств утраты, отсутствия у соответствующих граждан статуса многодетной семьи, опровергающих расчет истца, не представлено.
Довод ответчика о необоснованном отнесении на него судебных расходов истца по уплате государственной пошлины апелляционным судом не принимается. Как правильно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что ответчик как государственный орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, предусмотренный статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не может нарушать право лица, в пользу которого принят судебный акт, на возмещение судебных расходов (с учетом разъяснений пункта 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"). Основания для отмены решения суда в указанной части также отсутствуют.
Судом первой инстанции дана правильная правовая оценка всем обстоятельствам дела, представленным в материалы дела доказательствам и доводам ответчика.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.08.2013 по делу N А34-3222/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.Д. Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-3222/2013
Истец: ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Кургангоргаз"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: государственное бюджетное учреждение "Курганский центр социальной помощи семье и детям", департамент финансов Администрации г. Кургана, Управление федерального казначейства по Курганской области, Филиал главного управления социальной защиты населения курганской области- отдел социальной защиты населения по г. Кургану, Финансовое управление Курганской области, Главное управление Социальной защиты населения Курганской области-отдел социальной защиты населения по городу Кургану