г. Томск |
|
6 декабря 2010 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2010 года.
Полный текст постановления составлен 06 декабря 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2010 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Калиниченко Н. К.
судей: Зубаревой Л. Ф.
Мухиной И. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сикора Н.Н.
при участии:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от третьего лица: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Алтай на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 сентября 2010 года по делу N А02-832/2010 (судья Амургушев С.В.)
по иску (заявлению) ОАО "Алтайэнергосбыт"
к УФК по Республике Алтай
третьи лица:
Министерства финансов Республики Алтай, Министерства труда и социального развития Республики Алтай, Отдел труда и социального развития муниципального образования "Усть-Канский район"
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - ОАО "Алтайэнергосбыт", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании убытков в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам в размере 705 314 рублей 56 коп..
В обоснование исковых требований истец указал, что 30.06.2009 г. и 01.07.2010 г. между ОАО "Алтайэнергосбыт" и Отделом труда и социального развития муниципального образования "Усть-Канский район" (далее - Отдел) были заключены договоры N 6-Е и N 006Л, предметом договоров является возмещение Отделом ОАО "Алтайэнергосбыт" выпадающего дохода, связанного с предоставлением мер социальной поддержки педагогам.
Исковые требования основаны на положениях статей 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением от 08 сентября 2010 года иск удовлетворен в полном объеме.
На решение Министерством финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Республике Алтай подана апелляционная жалоба.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного акта, заявитель жалобы просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что вопросы социального обеспечения отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.. К расходным обязательствам Минфина РФ отнесено льгот. Апеллянт также указал, что в соответствии со статьей 4 закона Республики Алтай от 07.07.2008 г. N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией данного закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели. В 2009 и 2010 гг. отсутствовало финансирование данной льготы.
Приведенные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, что привело к принятию незаконного и необоснованного судебного акта.
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с пп. 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд рассмотрел дело по жалобе без участия представителей истца, ответчика, третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта - решения Арбитражного суда Республики Алтай от 08 сентября 2010 года по делу N А02-832/2010 проверены в апелляционном порядке, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд считает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 07 июля 2008 года принят Закон Республики Алтай N 78-РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности республики Алтай", устанавливающий в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в целях формирования межбюджетных отношений размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Республики Алтай и работающим в государственных или муниципальных учреждениях образования, культуры, искусства, здравоохранения, социальной защиты.
В рамках реализации указанного Закона 30.06.2009 г. и 01.01.2010 г. между Отделом и ОАО "Алтайэнергосбыт" были заключены договоры N 6-е и N 006Л, регулирующие отношения Отдела и Предприятия по снабжению педагогических работников Усть-Канского района электрической энергией на условиях льготной оплаты, в том числе в соответствии с Законом Республики Алтай от 07.07.2008 N 78- РЗ.
В соответствии с условиями договора ОАО "Алтайэнергосбыт" обязалось обеспечивать снабжение населения Усть-Канского района, пользующегося льготами, при оплате электрической энергии в пределах нормативов потребления для потребителей, пользующихся льготами, на основании Закона Республики Алтай от 07.07.2008 N 78- РЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности республики Алтай".
Согласно пункту 2.2. договора от 30.06.2009 г. и пункту 2.1.2 договора от 01.01.2010 г. регулируемые отношения реализуются в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Алтай от 01.09.2005 N 158 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Республики Алтай "О мерах социальной поддержки некоторых категорий работников, проживающих в сельской местности Республики Алтай", Постановлением Правительства Республики Алтай от 10.06.2009 N 128 "О правилах возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай".
Согласно пункту 2.2 договора от 30.06.2009 г. и пункту 2.2.3 договора от 01.01.2010 г. Отдел обязался ежемесячно до 25 числа возмещать предприятию расходы на основании ведомости, счет - фактуры, справки, подтверждающей стоимость услуг.
ОАО "Алтайэнергосбыт" в четвертом квартале 2009 г. и первом квартале 2010 г. поставляло электрическую энергию гражданам, проживающим на территории Усть-Канского района Республики Алтай, в том числе лицам, которые в соответствии с Законом "Об образовании" являются педагогическими работниками образовательных учреждений.
Республика Алтай исполнила возложенные на нее обязанности по целевому расходованию средств бюджета, предназначенных для финансирования расходов на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по Закону "Об образовании".
В связи с необходимостью возмещения суммы убытков, составляющих компенсацию предоставления льгот педагогическим работникам в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" за четвертый квартал 2009 г., первый квартал 2010 г. в размере 705314 рублей 56 копеек, ОАО "Алтайэнергосбыт" обратилось в суд с иском к Российской Федерации.
Удовлетворяя иск ОАО "Алтайэнергосбыт", суд первой инстанции пришел к выводу, что предъявленные истцом к возмещению расходы на погашение задолженности, образовавшейся в силу предоставления льгот по оплате электроэнергии, должны возмещаться из средств федерального бюджета. Довод ответчика о том, что данные льготы должны возмещаться субъектом - Республикой Алтай, обоснованно отклонен как несостоятельный.
Апелляционный суд поддерживает данные выводы, как соответствующий фактическим обстоятельствам дела, положениям действующего законодательства.
Согласно статьям 16, 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд первой инстанции обоснованно привел в мотивировочной части решения положения пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации". Так, согласно указанного пункта, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Пунктом 5 статьи 55 Закона "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3, статьей 4 Закона Республики Алтай от 07 июля 2008 года "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности Республики Алтай" предусмотрено, что возмещение организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, производится на основании заключенных с организациями договоров.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай с учетом средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом "Об образовании". Ответчиком не представлено доказательств, что в спорный период из федерального бюджета Республике Алтай выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных льгот.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно определив субъектный состав правоотношений по настоящему делу, обстоятельства, подлежащие доказыванию, оценив представленные сторонами доказательства в обоснование требований и возражений принял законный и обоснованный судебный акт об удовлетворении иска ОАО "Алтайэнергосбыт".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, были подробно исследованы судом первой инстанции, что следует из мотивировочной части решения, и обоснованно отклонены. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции не усматривает. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 08 сентября 2010 года по делу N А02-832/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия в полном объеме, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Калиниченко Н. К. |
Судьи |
Зубарева Л. Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-832/2010
Истец: ОАО "Алтайэнергосбыт"
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов (УФК по РА), УФК России по Республике Алтай
Третье лицо: Министерство труда и социального развития Республики Алтай, Министерство финансов Республики Алтай, Отдел труда и социального развития МО "Усть-Канский район", Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай