г.Самара |
|
3 октября 2013 г. |
Дело N А72-12090/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 3 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Карпова В.В., судей Морозова В.А. и Селиверстовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года по делу N А72-12090/2012 по иску открытого акционерного общества "Ульяновский сахарный завод" (ОГРН 1027301055770, ИНН 7322002100) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области (ОГРН 1027301057850, ИНН 7322002245), принятое судьей Абрашиным С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копункиным В.А.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Павелкин Ю.И. - представитель (доверенность N 20.09/1 от 20.09.2013),
установил:
Открытое акционерное общество "Ульяновский сахарный завод" (далее ОАО "Ульяновский сахарный завод", истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ульяновской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Ульяновской области, ответчик) об обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, указав его рыночную стоимость в размере 106869354 руб.
Определением от 10.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее Управление Росреестра по Ульяновской области, 1-е третье лицо), Правительство Ульяновской области (далее Правительство, 2-е третье лицо).
Определением от 14.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области (далее Управление, 3-е третье лицо, заявитель апелляционной жалобы).
Определением суда от 18.06.2013 по делу назначена судебная экспертиза.
Истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, указав его рыночную стоимость в размере 110623552 руб. 20 коп.
Заявление об уточнении исковых требований принято судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 16.07.2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2013 исковые требования удовлетворены.
Суд обязал ответчика внести в государственный кадастр недвижимости в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, равной его рыночной стоимости в размере 110623552 руб. 20 коп.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом суд первой инстанции руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011.
Суд первой инстанции, по ходатайству истца с целью определения рыночной стоимости земельного участка, назначил по делу судебную экспертизу. Экспертом определена рыночная стоимость земельного участка, отличающаяся от его кадастровой стоимости.
3-е третье лицо - Управление, с решением суда не согласилось и подало апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права, содержащиеся в решении, выводы противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. При этом заявитель апелляционной жалобы исходит из того, что истец не является собственником земельного участка или лицом, обладающим правом пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования спорным земельным участком, а значит является ненадлежащим лицом для обращения в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости.
Заявитель апелляционной жалобы также исходит из того, что согласно статье 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требовать оценки земельного участка может только его собственник, арендаторы же вправе обжаловать результаты проведения оценки. Принимая во внимание, что истец не оспаривает порядок исчисления кадастровой стоимости, Управление муниципальным имуществом считает, что истец не вправе использовать механизм Федерального закона N 167-ФЗ от 22.07.2010 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Заявитель апелляционной жалобы считает, что поскольку результаты определения размера кадастровой стоимости спорного земельного участка были утверждены 18.01.2012, а заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области истцом было подано 28.08.2012, установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок, а также шестимесячный срок для рассмотрения заявления Комиссией прошел, и результаты кадастровой стоимости не могут быть оспорены.
Заявитель апелляционной жалобы в судебное заседание не явился. О времени и месте с судебного заседания заявитель апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил. В судебном заседании представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу 3-го третьего лица с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и просил оставить ее без удовлетворения.
1-е третье лицо - Управление Росреестра по Ульяновской области, отзыв на апелляционную жалобу 3-го третьего лица не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
2-е третье лицо - Правительство, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось. О времени и месте судебного заседания третье лицо извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе 3-го третьего лица, отзыве ответчика на апелляционную жалобу, выступлении присутствующего в судебном заседании представителя истца, суд установил.
ОАО "Ульяновский сахарный завод" принадлежит на праве аренды земельный участок кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна (т.1 л.д.19-21).
Земельный участок кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, поставлен на кадастровый учет 20.10.2010 (т.1 л.д.22-23).
Постановлением Правительства Ульяновской области N 21-П от 18.01.2012 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2011. Согласно приложению N 20 к указанному постановлению Правительства Ульяновской области кадастровая стоимость земельного участка кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, составляет 164149617 руб. 07 коп.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости участка, определенной независимым оценщиком.
Согласно представленному истцом отчету независимого оценщика по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, составляет 106869354 руб. (т.1 л.д.24-53).
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Определением суда первой инстанции от 18.06.2013 по делу назначена экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению эксперта по состоянию на 01.01.2011 рыночная стоимость земельного участка кадастровый номер 73:20:030303:210 площадью 630693 кв.м., расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, участок примыкает к северо-западной части р.п. Цильна, составляет 110623552 руб. 20 коп. (т.2 л.д.69-93).
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца и обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец является ненадлежащим лицом для обращения в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, а также что требовать оценки земельного участка может только его собственник, арендаторы же вправе обжаловать результаты проведения оценки является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Принимая во внимание, что кадастровая стоимость земельного участка применяется также для определения размера арендной платы за пользование арендуемым истцом земельным участком, арбитражный апелляционный суд считает, что истец имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Довод апелляционной жалобы о том, что пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок, также является необоснованным и не может быть принят судом.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Истцом по настоящему делу заявлено требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Действующее законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Поэтому правила главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению не подлежат. Заявленные истцом требования, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание нормативного акта Правительства Ульяновской области, поэтому статья 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае применению не подлежит.
По указанным основаниям суд считает необоснованным и довод апелляционной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается исключительно для совершения сделок с ним.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое 3-м третьим лицом решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии нормами материального и процессуального права и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Управление муниципальным имуществом освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2013 года по делу N А72-12090/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.В.Карпов |
Судьи |
В.А.Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12090/2012
Истец: ОАО "Ульяновский сахарный завод
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Правительство Ульяновской области, Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, Управление муниципальным имуществом и по земельным отношениям Администрации муниципального образования "Цильнинский район" Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области