город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2013 г. |
дело N А53-9019/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от истца - ООО "Специализированная Компания "ЮжДомнаРемонт" - представителя Астаховой Н.В. (доверенность от 30.05.2013),
от третьих лиц - представителя администрации г. Таганрога Першутова Д.Ю., (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Таганрога
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 25 июля 2013 года по делу N А53-9019/2013
по иску ООО "Специализированная Компания "ЮжДомнаРемонт"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
при участии третьих лиц - администрации города Таганрога, Правительства Ростовской области,
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,
принятое судьей Палий Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЮжДомнаРемонт" (далее - истец) обратился в арбитражный суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Ростовская обл., г. Таганрог, проезд 1-й Линейный, 48-б, общей площадью 843 кв.м., кадастровый номер 61:58:0004087:8 равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация г. Таганрога.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости в размере 689 574 рубля.
Администрация г. Таганрога обжаловала решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просила решение суда отменить полностью, отказать в иске в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Кадастровая и рыночная стоимость земельного участка не являются тождественными понятиями. Для определения кадастровой и рыночной стоимости земельного участка утверждены и применяются различные методики. Арбитражный суд проигнорировал запрет на определение кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости. Кадастровая стоимость земельного участка снижена на 91,23%. Достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении не оспорены. Заключение эксперта не соответствует действующему законодательству. Проверить использованные экспертом аналоги не представляется возможным. Установление решением арбитражного суда кадастровой стоимости равной его рыночной приведет к сокращению налоговых поступлений в местный бюджет.
В отзыве на жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца просил решение суда оставить без изменения. Представитель администрации просил решение суда отменить, апелляционную жалобу поддержал.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон в судебном заседании, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Специализированная Компания "ЮжДомнаРемонт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 61:58:04087:0008 общей площадью 843 кв.м., расположенный по адресу: г.Таганрог, проезд 1-й Линейный, 48-б. Согласно кадастровому паспорту N 61/001/09-326867 от 02.07.2009 кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 7 860 587,22 рублей.
При оценке правовых оснований заявленных требований суд первой инстанции руководствовался позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11. Суд правильно отметил, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости, причем в этом случае достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не является. Для удовлетворения требований заинтересованного лица об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 сформулировал следующую правовую позицию. В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков. При этом то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Судом первой инстанции была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007). Согласно заключению эксперта N 131/13 от 15.07.2013 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составила 689 574 рубля, рыночная стоимость определена экспертом по состоянию на 01.01.2007.
Суд пришел к выводу о том, что необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права истца как собственника земельного участка и как плательщика земельного налога.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном указании кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка не соответствует положениям статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и существующей арбитражной практике, определенной постановлениями Президиума ВАС РФ.
Администрация не опровергла достоверность экспертного заключения, выполненного в рамках назначенной судом экспертизы, не представила отчет оценщика или иное экспертное заключение, из которого бы усматривалась иная рыночная стоимость земельного участка. Представленное в материалы дела экспертное заключение было предметом оценки суда первой инстанции.
Доводы жалобы относительно уменьшения налоговых поступлений в местный бюджет отклоняются как не имеющие непосредственного отношения к спору об изменении кадастровой стоимости земельного участка в целях приведения ее в соответствие с рыночной стоимостью.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда по приведенным в жалобе доводам. Решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25 июля 2013 года по делу N А53-9019/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9019/2013
Истец: ООО "Специализированная Компания ЮжДомнаРемонт"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация г. Таганрога, Администрация города Таганрога, ЗАО "Приазовский Центр Смет и Оценки", Правительство Ростовской области