г. Ессентуки |
|
01 октября 2013 г. |
Дело N А63-3569/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Казаковой Г.В., судей: Марченко О.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Физиковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2013 по делу N А63-3569/2013 (судья Жирнова С.Л.) по исковому заявлению заместителя прокурора Ставропольского края Щербакова В.А., г. Ставрополь, к администрации города Пятигорска, ОГРН 1022601627575, г. Пятигорск, закрытому акционерному обществу "ГОРПО", г. Пятигорск, ОГРН 1102632000602, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1027700485757, о признании заключенного 20.12.2010 года между администрацией города Пятигорска и ЗАО "ГОРПО" договора купли-продажи земельного участка общей площадью 120 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:290302:35, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, недействительной (ничтожной) сделкой; о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение; обязании Администрацию города Пятигорска возвратить ЗАО "ГОРПО" денежную сумму, уплаченную во исполнение договора в размере 32 185 рублей 98 копеек; признании отсутствующим право собственности ЗАО "ГОРПО" на земельный участок с кадастровым номером 26:33:290302:35 из земель населенных пунктов, площадью 120 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41,
с участием в судебном заседании представителя Прокуратуры Ставропольского края Коледина А.Е., в отсутствие ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ставропольского края Щербаков В.А. обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации города Пятигорска (далее - администрация) и Закрытому акционерному обществу "ГОРПО" (далее - общество) о признании заключенного 20.12.2010 года между администрацией города Пятигорска и ЗАО "ГОРПО" договора купли- продажи земельного участка общей площадью 120 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:290302:35, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение: обязании возвратить денежные средства, уплаченные во исполнение договора в размере 32 185 рублей 98 копеек и признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:33:290302:35, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41 (с учетом уточненных требований).
Определением суда от 11.04.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление Росреестра), филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю" (далее - кадастровая палата).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 24.07.2013 по делу N А63-3569/2013 исковые требования удовлетворены. Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 26:33:290302:35 общей площадью 120 кв. м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, заключенный между администрацией города Пятигорска и закрытым акционерным обществом "ГОРПО" признан недействительной (ничтожной) сделкой. В порядке применения последствий недействительности договора купли-продажи от 20.12.2010 признано отсутствующим право собственности закрытого акционерного общества "ГОРПО" на земельный участок с кадастровым номером 26:33:290302:35, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.01.2011 года за номером 26-26-28/006/2011-032. Суд обязал администрацию города Пятигорска возвратить закрытому акционерному обществу "ГОРПО" денежные средства, уплаченные во исполнение договора, в размере 32185 рублей 98 копеек. С закрытого акционерного общества "ГОРПО" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий (землям курортов), в связи с чем, не подлежит передаче в частную собственность. Возврат продавцу земельного участка в порядке реституции невозможен, поскольку на земельном участке расположены принадлежащие обществу объекты недвижимости, поэтому, применяя последствия недействительности договора купли-продажи, следует признать отсутствующим право собственности общества на земельный участок.
Не согласившись с указанным решением суда от 24.06.2013 по делу N А63-3569/2013, Администрация города Пятигорска обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, принято незаконное и необоснованное решение. Заявитель считает, что спорный земельный участок не отнесен к зоне горно-санитарной охраны и не относится к особо охраняемой территории. По мнению администрации, земли, расположенные в 2 и 3 зонах округа горно-санитарной охраны не включаются в особо охраняемые природные территории, в связи с чем спорный земельный участок не исключен из оборота.
Определением суда от 07.08.2013 апелляционная жалоба принята к производству суда, судебное разбирательство назначено на 30.09.2013.
В судебном заседании представитель прокуратуры Ставропольского края с апелляционной жалобой администрации г. Пятигорска не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчиков и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по апелляционной жалобе рассмотрено без участия представителей ответчиков и третьих лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 24 июня 2013 года по делу N А63-3569/2013 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20 декабря 2012 года на основании постановления администрации г. Пятигорска N 5679 от 28.12.2010 Администрацией (продавец) и Обществом (покупатель) заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 120 кв. м с кадастровым номером 26:33:290302:35, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, под принадлежащим обществу на праве собственности магазином N 33 литер "А" (т. 1, л.д. 19, 20-21).
Согласно п. 2.1 договора цена земельного участка составляет 32185,98 руб.
Во исполнение условий договора денежные средства в сумме 32185,98 руб. перечислены обществом платежным поручением N 49 от 20.12.2010 (том 1, л.д. 22).
В связи с нахождением земельного участка в пользовании общества акт приема передачи земельного участка не составлялся (пункт 1.3 договора).
Переход права собственности к обществу на земельный участок зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок 29.01.2011 за N 26-26-28/006/2011-032, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав от 22.02.2013 N 28/001/2013-222 и свидетельством о государственной регистрации права от 29.01.2011 N 26-АЗ 250501(том 1, л.д. 31, 32-33).
Прокурор, полагая, что оспариваемый договор купли-продажи земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит признанию недействительным, в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Части 1 и 3 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют прокурору право обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления и применении последствий недействительности таких сделок. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, являющаяся ничтожной, недействительна независимо от признания ее таковой судом.
Учитывая, что Кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица (пункт 32 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Пункт 2 указанной статьи предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 Кодекса).
В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий не подлежат приватизации.
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Закона N 33-ФЗ и пункт 2 статьи 3 Закона N 26-ФЗ).
В соответствии со статьями 95 и 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, допускается в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Данные предложения согласованы с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошли города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае. Установлено, что особо охраняемый эколого - курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
В пункте 3 статьи 3 Закона N 26-ФЗ закреплено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение пункта 3 статьи 3 Закона N 26-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 17.01.2006 N 14, в котором признало курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, установленные постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300. Утверждены положения о курортах федерального значения Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Согласно Положению о курорте федерального значения Пятигорск общая площадь курорта составляет 9674 гектара и включает в себя зоны различного функционального назначения (пункт 3).
Таким образом, земельные участки, расположенные на территории курорта Пятигорска (в границах округов санитарной (горно-санитарной) защиты курорта) в силу закона являются землями особо охраняемых природных территорий.
В материалы дела представлены картографические материалы границ округа санитарной охраны курортов КМВ и второй зоны санитарной охраны курорта Пятигорск.
Граница округа санитарной охраны, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300, соответствует границе особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установленной Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 N 462 (сопоставление графического отображения границы округа с описанием границы региона КМВ возможно в связи с тем, что описание содержит ссылки на географические объекты и населенные пункты, например, р. Суркуль, р. Кума, с. Солуно-Дмитриевское, г. Минеральные Воды; пос. Терский, р. Подкумок, пос. Лысогорский, р. Этока, пос. Пятигорский и др.).
Суд первой инстанции исследовал представленные доказательства (картографические материалы, описание границ округа санитарной охраны, сведения из уполномоченных органов) и установил, что спорный земельный участок полностью входит в границы второй зоны санитарной охраны курорта Пятигорска.
Доказанность факта отнесения спорного участка к числу земель особо охраняемых природных территорий (земель курортов) означает невозможность предоставления его в собственность общества в связи с отнесением его к земельным участкам, ограниченным в обороте (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации).
Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 26:33:290302:35, площадью 120 кв. м, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, относится к землям особо охраняемых природных территорий. Следовательно, отчуждение спорного участка в частную собственность противоречит закону (подпункт 1 пункта 5 статьи 27 Кодекса, пункт 8 статьи 28 Закона о приватизации, статья 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а поэтому договор купли-продажи земельного участка площадью 120 кв. м с кадастровым номером 26:33:290302:35, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Горячеводский, ул. 9 я линия 41, заключенный между администрацией и обществом 20.12.2010, в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительной (ничтожной) сделкой.
Выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют правовым позициям, сформулированным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.06.2009 N 1882/09.
В силу пункта 2 статьи 167 Кодекса при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Материалы дела подтверждают, что общество платежным поручением от 20.12.2010 N 49 перечислило в муниципальную казну в счет выкупной стоимости земельного участка 32185 рублей 98 копейки (т. 1, л.д. 22).
Поэтому в порядке применения реституции суд обязал администрацию возвратить обществу денежные средства, уплаченные по ничтожному договору купли-продажи.
Применяя последствия недействительности ничтожной сделки в виде признания отсутствующим права собственности общества на земельный участок, суд первой инстанции правомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и исходил из того, что на спорном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, что исключает возможность истребования земельного участка из владения общества.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы администрации г. Пятигорска, правомерно указал о том, что принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию.
Границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462.
В соответствии со статьей 2 Закона N 33-ФЗ курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий, а согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Закона N 26-ФЗ внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта.
Как следует из представленных документов земельный участок с кадастровым номером 26:33:290302:35 полностью входит во вторую зону округа санитарной (горно-санитарной) охраны (зона ограничений), поэтому доводы администрации о том, что поскольку границы округа горно-санитарной охраны не вынесены на местность и не зарегистрированы в государственном земельном кадастре, то спорный земельный участок не относится к землям особо охраняемых природных территорий, правомерно отклонены судом первой инстанции и не принимаются судом апелляционной инстанции как необоснованные и не соответствующие представленным доказательствам.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все материалы дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка, с выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен.
Другие доводы администрации, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Суд апелляционной инстанции считает, что в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ни администрация, ни общество не представили суду доказательств в обоснование возражений на заявленные требования, а администрацией также в обоснование доводов апелляционной жалобы, поэтому доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по изложенным выше основаниям и отклоняются за необоснованностью.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по иску судом первой инстанции в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отнесены на общество и взысканы с него в доход Федерального бюджета.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2013 по делу N А63-3569//2013 законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.06.2013 по делу N А63-3569//2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3569/2013
Истец: Первый заместитель прокурора Ставропольского края в интересах публично-правового образования- муниципального образования-Администрация города Пятигорска, Прокуратура Ставропольского края
Ответчик: Администрация города Пятигорска, ЗАО "ГОРПО" г. Пятигорск
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропльскому Краю"