г. Пермь |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А60-17102/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Скромовой Ю. В.,
судей Голубцовой Ю.А., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Глушенковой С.А.,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица, Администрации города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2013 года
по делу N А60-17102/2013,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинское объединение "Новая больница" (ОГРН 1026602335693, ИНН 6658122658),
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
третьи лица: Администрация города Екатеринбурга, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинское объединение "НОВАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303077:3, площадью 39 381 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Заводская, д. 29, равной его рыночной стоимости в размере 238 964 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИСО) и Администрация города Екатеринбурга (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2013 удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303077:3 площадью 39381 кв.м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Заводская, д. 29, признана равной его рыночной стоимости в размере 238 964 000 руб. по состоянию на 01.01.2010.
Не согласившись с решением суда, администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. В жалобе указывает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в размере 888 445 992 руб. 87 коп. исходя из удельных показателей, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" по состоянию на 01.01.2010. Приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" утверждены результаты кадастровой стоимости земель. Данный нормативный правовой акт вступил в силу с 08.02.2013. Полагает, что установление кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303077:3 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 при наличии новой кадастровой стоимости данного земельного участка не может повлечь восстановление прав заявителя и изменение сведений, внесенных в кадастр недвижимости.
Общество с доводами апелляционной жалобы не согласно, направило письменный отзыв, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Заводская, д. 29, площадью 39381 кв.м с кадастровым номером 66:41:0303077:3, что подтверждается договором аренды земельного участка от 28.12.2004 N Т-333/0819, заключённым между истцом и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, со сроком действия до 01.08.2019.
Обществом с ограниченной ответственностью "Бюро "Финансы и Оценка" по поручению общества подготовлен отчёт от 13.02.2013 N 110-Н/13, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 238 964 000 руб.
Согласно кадастровому паспорту, кадастровая стоимость земельного участка, утверждённая постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП и определенная по состоянию на 01.01.2010, составляет 888 445 992 руб. 87 коп, что значительно превышает рыночную стоимость земельного участка.
Указывая на то, что установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0303077:3 превышает его рыночную стоимость, что влечет нарушение прав истца как арендатора земельного участка и плательщика арендной платы, поскольку порядок определения размера арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Конституционный Суд Российской Федерации в абз. 4 п. 2.2 определения от 01.03.2011 N 275-О-О указал, что действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке.
В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацам 1, 7, 8 ст. 24.19 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Таким образом, пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка возможен при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Следовательно, при установлении рыночной стоимости необходимо определить дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость земельного участка.
Суд первой инстанции при удовлетворении иска установил рыночную стоимость земельного участка, определенную обществом с ограниченной ответственностью "Бюро "Финансы и Оценка" по состоянию на 01.01.2010, то есть дату соответствующую проведенной оценки кадастровой стоимости земельного участка, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП.
Изучив материалы дела в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из представленного в материалы дела отчета об оценке от 13.02.2013 N 110-Н/13 следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010.
Согласно экспертному заключению Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от 19.02.2013 N 22-ЕК указанный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и(или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Доказательств недостоверности названного отчета Управлением Росреестра по Свердловской области либо третьими лицами не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Таким образом, требования общества правомерно удовлетворены на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Довод заявителя жалобы о том, что требования не подлежали удовлетворению, поскольку приказом МУГИСО от 15.01.2013 N 32 утверждена новая кадастровая стоимость спорного земельного участка, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклонен в силу следующего.
В соответствии с п. 1-1 Постановления Правительства Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП (ред. от 22.05.2013) кадастровая стоимость земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области, утвержденная Постановлением N695-ПП, и определенная по состоянию на 01.01.2010, действует до 01.01.2014.
В соответствии с п. 7 Положения "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участка, право государственной собственности, на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области", утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
Поскольку кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 01.01.2010, действует до 01.01.2014, не имеется оснований полагать, что при рассмотрении настоящего иска и его удовлетворении кадастровая стоимость в размере рыночной, определенные по состоянию на 01.01.2010, не могут быть внесены в кадастр ввиду установления новой кадастровой стоимости Приказом МУГИСО N 32.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности или необоснованности принятого судом первой инстанции решения, апелляционная жалоба администрации не содержит.
Нарушений норм материального и(или) процессуального права, которые бы могли повлечь отмену (изменение) судебного акта по основаниям, предусмотренным ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 июля 2013 года по делу N А60-17102/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.В.Скромова |
Судьи |
Ю.А.Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17102/2013
Истец: ООО "Медицинское объединение "Новая больница"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Россреестра", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области