г. Тула |
|
7 октября 2013 г. |
Дело N А23-224/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Орловой Е.А., в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Норма" (г. Брянск, ИНН 3255506818, ОГРН 1023202746819), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ИНН 3234034811, ОГРН 1023202746819), третьих лиц - Свиридова А.Н. (г. Брянск), Зятева В.В. (г. Брянск), Лугового С.В. (Брянская область, п. Путевка), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2013 по делу N А09-2800/2013 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Норма" (далее - заявитель, общество, ООО "Норма") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительным решения от 15.01.2012 N 145 по жалобе Лугового С.В. на действия специализированной организации Территориального управления Росимущества в Брянской области ООО "Норма" при проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений по цене, в части признания в действиях специализированной организации ООО "Норма" факта нарушения требований пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; возложения обязанности выдать специализированной организации ООО "Норма" предписание об аннулировании торгов в отношении лота N 8, включая совершение следующих действий: отмены протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества"; размещения информации в официальном печатном издании и информационно-телекоммуникационных сети "Интернет" об отмене вышеуказанных протоколов и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; уведомления всех участников торгов об отмене протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества" и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; возвращения всех заявок, поданных на участие в торгах по лоту N 8, возвращения задатков участникам торгов, а также о признании недействительным предписания от 15.01.2013 N 146.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2013 заявленные обществом требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение от 15.01.2012 N 145 по жалобе Лугового С.В. на действия специализированной организации Территориального управления Росимущества в Брянской области ООО "Норма" при проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений по цене, в части возложения обязанности выдать специализированной организации ООО "Норма" предписание об аннулировании торгов в отношении лота N 8, включая совершение следующих действий: отмены протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества"; размещения информации в официальном печатном издании и информационно-телекоммуникационных сети "Интернет" об отмене вышеуказанных протоколов и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; уведомления всех участников торгов об отмене протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества" и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; возвращения всех заявок, поданных на участие в торгах по лоту N 8, возвращения задатков участникам торгов, а также признал недействительным предписание от 15.01.2013 N 146, в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что нарушения, допущенные обществом в ходе проведения торгов, носят формальный характер и не нарушают права и законные интересы лиц, которые не являлись участниками торгов, а именно Лугового С.В., по жалобе которого антимонопольный орган вынес оспариваемые решение и предписание.
Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить в части удовлетворенных требований общества и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение ООО "Норма" требований пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при проведении торгов.
При этом заинтересованное лицо указывает на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные нарушения носят формальный характер и имели бы существенное значение для участников торгов, в случае несогласия и оспаривания ими процедуры проведения торгов, поскольку действующее законодательство о порядке проведения торгов не содержит понятия существенные и несущественные нарушения при проведении торгов.
Кроме того, антимонопольный орган отмечает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с управления судебные расходы по государственной пошлине в полном объеме, поскольку требования заявителя удовлетворены частично.
Заявитель отзыв в материалы дела не представил.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, управление и третье лицо заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, решением от 15.01.2013 N 145 по жалобе Лугового С.В. на действия специализированной организации Территориального управления Росимущества в Брянской области ООО "Норма" при проведении торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и по форме подачи предложений о цене, в действиях общества антимонопольный орган установил нарушение требований пункта 1 статьи 87, пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ).
Пунктом 3 указанного решения управление постановило выдать ООО "Норма" предписание об аннулировании торгов в отношении лота N 8, включая совершение следующих действий: отмены протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества"; размещения информации в официальном печатном издании и информационно-телекоммуникационных сети "Интернет" об отмене вышеуказанных протоколов и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; уведомления всех участников торгов об отмене протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 15.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества" и об аннулировании торгов в отношении лота N 8; возвращения всех заявок, поданных на участие в торгах по лоту N 8, возвращения задатков участникам торгов.
Во исполнение пункта 3 решения от 15.01.2013 антимонопольный орган выдал обществу предписание от 15.01.2013 N 146 "Об аннулировании торгов по продаже арестованного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене в отношении лота N 8 (склад-модуль, площадью 915, 3 кв. м, инвентарный N 115/04 литера А, расположенный по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 10А (имущество должника ГУП "Брянсккоммунэнерго").
Указанным предписанием управление обязало ООО "Норма" аннулировать торги по продаже арестованного имущества в форме аукциона, открытого по составу участников и форме подачи предложений о цене в отношении лота N 8 (склад-модуль, площадью 915, 3 кв. м, инвентарный N 115/04 литера А, расположенный по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 10А (имущество должника ГУП "Брянсккоммунэнерго"), включая совершение следующих действий:
- отмены протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества";
- размещения информации в официальном печатном издании и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" об отмене вышеуказанных протоколов и об аннулировании торгов в отношении лота N 8;
- уведомления всех участников торгов об отмене протоколов от 18.12.2012 N 1 "Заседания Комиссии об окончании приема заявок" и от 25.12.2012 N 2 "Заседания Комиссии об определении победителя аукциона по продаже арестованного имущества" и об аннулировании торгов в отношении лота N 8;
- возвращения всех заявок, поданных на участие в торгах по лоту N 8, возвращения задатков участникам торгов.
Считая, что указанные решение и предписание антимонопольного органа не соответствует закону, а также нарушают права и законные интересы заявителя, ООО "Норма" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 20 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Как установлено судом, постановлением от 19.09.2012 судебный пристав-исполнитель Советского РОСП г. Брянска передал на реализацию путем проведения торгов в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области имущество, в частности, склад-модуль, назначение нежилое, 1-этажный, инвентарный N 115104, обшей площадью 915, 3 кв. м, расположенный по адресу; г. Брянск, проезд Московский, д. 10А, общей стоимостью 2 938 195 рублей.
Поручением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области от 10.10.2012 реализация указанного арестованного имущества возложена на специализированную организацию ООО "Норма".
Общество 18.10.2012 в газете "Моя реклама. Брянск" опубликовало извещение о проведении публичных торгов в форме аукциона по продаже арестованного нежилого помещения - склад-модуль, назначение нежилое, 1-этажный, инвентарный N 115104, общей площадью 915, 3 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 10А, минимальная начальная цена - 2 938 195 рублей (лот N 8).
Торги назначены на 20.11.2012 на 11 часов 00 минут (время Московское) по адресу: 241050, г. Брянск, пр. Ленина, д. 55. кв. 34 (или по месту нахождения объекта).
Торги от 20.11.2012 по продаже арестованного нежилого помещения - склад-модуль, назначение нежилое, 1-этажный, инвентарный N 115104, общей площадью 915, 5 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, проезд Московский, д. 10А, минимальная начальная цена - 2 938 195 рублей (лот N 8), 21.11.2012 объявлены несостоявшимися.
Положениями части 1 статьи 92 Закона N 229-ФЗ установлено, что, в случае объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися, назначает вторичные торги.
Как следует из материалов дела, первоначальные торги проведены обществом 20.11.2012, извещение о проведении вторичных торгов опубликовано специализированной организацией ООО "Норма" в официальном печатном издании газете "Моя реклама. Брянск" от 22.11.2012 N 93/1553. Согласно указанному сообщению проведение вторичных торгов назначено на 25.12.2011 на 11 часов 00 минут (время Московское) по адресу: 241050, г. Брянск, пр. Ленина, д. 55. кв. 34 (или по месту нахождения объекта).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что сроки проведения вторичных торгов, установленные частью 1 статьи 92 Закона N 229-ФЗ, ООО "Норма" нарушены.
Согласно части 1 статьи 87 Закона N 229-ФЗ реализация имущества должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок с момента получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации.
При передаче для реализации недвижимое имущества к постановлению судебного пристава исполнителя и акту приема-передачи прилагаются копия акта о наложении ареста на имущество должника, правоустанавливающие документы и документы, характеризующие объект недвижимости (часть 8 статьи Закона N 229-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель при передаче для реализации недвижимого имущества передал в адрес специализированной организации ООО "Норма" постановление о передаче арестованного имущества на торги от 19.09.2012; заявку на торги арестованного имущества от 19.09.2012; акт приема-передачи правоустанавливающих документов от 01.11.2012.
Таким образом, специализированная организация ООО "Норма" разместила информацию о реализуемом имуществе без наличия у нее акта приема-передачи недвижимого имущества, являющегося предметом торгов.
При этом ООО "Норма" в нарушение пункта 1 статьи 87 Закона N 229-ФЗ при размещении информации о реализуемом имуществ, не указало, что имущество, являющееся предметом лота N 8, обременено правами третьих лиц, а именно передано в аренду ОАО "Брянские коммунальные системы".
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольный орган обоснованно признал в действиях специализированной организации ООО "Норма" факт нарушения требований части 1 статьи 87, части 1 статьи 89 Закона N 229-ФЗ.
Вместе с тем, признавая недействительным оспариваемое решение управления в части указания на необходимость выдачи обществу предписания об аннулировании торгов в отношении лота N 8, а также предписание от 15.01.2013 N 146, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что данные нарушения носят формальный характер и не нарушают права и интересы лиц, которые не являлись участниками торгов, в частности, Лугового С.В., по жалобе которого вынесены оспариваемые решение и предписание.
Как верно отметил суд первой инстанции, выявленные нарушения имели бы существенное значение для участников торгов, в случае несогласия и оспаривания ими процедуры проведения торгов.
В данном случае участники торгов Свиридов А.Н. и Зятев В.В не оспаривают порядок их проведения.
Кроме того, согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Следовательно, в силу указанных выше положений и требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованному лицу следует, прежде всего, доказать, какие конкретно права и законные интересы в результате проведения аукциона нарушены, и каким образом аннулирование аукциона повлечет восстановление этих прав.
При этом решение, принятое комиссией по результатам рассмотрения жалобы, должно быть мотивированным, содержащим обстоятельства дела, ссылки на нормы законодательство, анализ норм права, выводы антимонопольного органа и прочее.
Однако оспариваемое решение антимонопольного органа от 15.01.2013 (мотивировочная часть) не содержит выводов о нарушении прав и законных интересов участников аукциона.
Таким образом, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств того, что допущенные обществом при проведении торгов нарушения повлекли за собой существенное ограничение прав юридических лиц и граждан на участие в аукционе, и привели к ограничению конкуренции антимонопольный орган не представил.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у управления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого решения в части возложения обязанности выдать специализированной организации ООО "Норма" предписание об аннулировании торгов в отношении лота N 8, а также выдаче соответствующего предписания, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования в указанной части.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда первой инстанции о том, что допущенные нарушения носят формальный характер и имели бы существенное значение для участников торгов, в случае несогласия и оспаривания ими процедуры проведения торгов, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Ссылка антимонопольного органа на то, что суд неправомерно отнес на управление судебные расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме, является ошибочной.
По мнению заявителя жалобы, судом не учтены положения абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о пропорциональности отнесения на стороны судебных расходов в случае частичного удовлетворения иска.
Так, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Вместе с тем в соответствии с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 13.11.2008 N 7959/08, поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.
Однако, исходя из неимущественного характера требований, к данной категории дел не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.
При указанных обстоятельствах суд правомерно взыскал судебные расходы с управления с учетом результата рассмотрения спора.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.07.2013 по делу N А09-2800/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2800/2013
Истец: ООО "НОРМА"
Ответчик: УФАС по Брянской области
Третье лицо: Зятев Вячеслав Викторович, Луговой Сергей Викторович, Свиридов Александр Николаевич