г. Хабаровск |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А73-3177/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабко А.В.,
при участии в заседании:
от ИП Аксютиной Дианы Абдуллаевны: Разуванов А.В., представитель по доверенности от 10.01.2012;
от Управления Росреестра по Хабаровскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра": Усов А.М., представитель по доверенности от 10.09.2013 N 2.4-10/73-13;
от Администрации г. Комсомольска-на-Амуре: Киркова К.С., представитель по доверенности от 11.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" на решение от 04.06.2013 по делу N А73-3177/2013 Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Пичининой И.Е.
по иску индивидуального предпринимателя Аксютиной Дианы Абдуллаевны
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании совершить действия
третье лицо: Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре",
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Аксютина Диана Абдуллаевна (ОГРНИП 304270328000265) (далее - ИП Аксютина Д.А.) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700170116) (далее - Управление Росреестра), Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757) (далее - Кадастровая палата) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 20 400 кв.м, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, в северо-западной части пересечения Комсомольского шоссе и пр.Победы кадастровый номер 27:22:0000000:3701, разрешенное использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания с целью строительства торгово-складского центра смешанного типа для реализации промышленных и продовольственных товаров, в размере 15 640 884 рублей; обязании ответчиков внести изменения в государственный реестр недвижимости, указав кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере 15 640 884 рублей, а также обязании ответчиков исключить из государственного реестра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2 074,65 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации города.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ отказался от иска в части обязания ответчиков внести изменения в государственный реестр недвижимости, указав кадастровую стоимость названного земельного участка в размере 15 640 884 рублей, а также обязании ответчиков исключить из государственного реестра недвижимости сведения об удельном показателе кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 2 074,65 рублей.
Решением от 04.06.2013 уточненные требования удовлетворены. В части отказа от требований производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, просит отменить судебный акт с вынесением нового - об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, подлежит применению кадастровая стоимость земельного участка, определенная на дату постановки его на кадастровый учет, то есть на 19.11.2012 в сумме 42 322 860 рублей.
Изменение же размера кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, уменьшение размера арендной платы за его использование лишает муниципальное образование, как арендодателя, той выгоды, на которую оно могло бы рассчитывать при передаче данного земельного участка иному арендатору.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Аксютина Д.А. выразила несогласие с ее доводами, указав на внесение кадастровой стоимости земельного участка органом кадастрового учета, не наделенным полномочиями по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представители явившихся участников процесса поддержали свои позиции, дав соответствующие пояснения.
Управление Росреестра по Хабаровскому краю, извещенное в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, явку своего представителя не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 05.02.2013 между муниципальным образованием городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации города (арендодатель) и ИП Аксютиной Д.А. (арендатор) заключен договор аренды N 7110/3 земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:3701 общей площадью 20 400 кв.м, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре в северо-западной части пересечения Комсомольского шоссе и пр. Победы.
Земельный участок предоставлен с целью строительства торгово-складского центра смешанного типа для реализации промышленных и продовольственных товаров (пункт 1.1. договора аренды).
Срок аренды земельного участка установлен с 24.01.2013 до 08.10.2015.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Спорный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 19.11.2011. При постановке на кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, равной 42 322 860 рублей и об удельном показателе его кадастровой стоимости - 2 074,65 рублей
По условиям договора аренды годовой размер арендной платы за пользование земельным участком на 2013 год составил 2 793 760,98 рублей. Размер арендной платы основан на данных о кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Хабаровского края".
Считая кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истец обратился в ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества" для проведения независимой оценки рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка N 46-ОН от 12.03.2013 стоимость земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:3701 по состоянию на 01.01.2009 составляет 15 640 884 рублей.
Полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, существенно выше рыночной стоимости, определенной указанным отчетом, что создает для истца дополнительное бремя в виде расходов по арендной плате, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия кадастровой стоимости спорного земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости.
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона).
На основании пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Федеральным стандартом оценки "Определение кадастровой стоимости" (ФСО N 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508, определено понятие кадастровой стоимости.
Согласно пункту 3 ФСО N 4 под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Хабаровского края от 25.11.2008 N 273-пр, вступившего в силу с 01.01.2009, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Хабаровском крае, и составляет 42 322 860 рублей (кадастровый паспорт).
Между тем, согласно представленному истцом отчету N 46-ОН от 12.03.2013, выполненному ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества", рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 15 640 884 рублей.
Указанное свидетельствует о значительном расхождении между установленной кадастровой оценкой стоимостью земельного участка и определенной рыночной стоимостью.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. При этом в силу правил пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела предоставлено положительное заключение N 46/13 Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков от 17.05.2013, согласно которому отчет 46-ОН об определении рыночной стоимости имущества соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Имеющиеся в заключении замечания являются формальными и на величину полученного результата влияния не оказывают. Выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объекта оценки, можно признать обоснованными.
Оценив отчет 46-ОН по критериям относимости, достаточности и соответствия требованиям закона, принимая во внимание положительное заключение эксперта саморегулируемой организации, членом которой является ООО "Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества",
апелляционный суд не установил оснований для признания его ненадлежащим доказательством по делу.
При указанных обстоятельствах, проанализировав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, учитывая наличие существенного расхождения между кадастровой стоимостью спорного земельного участка, внесенной в Государственный кадастр недвижимости, и его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел правомерно удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, подлежащей применению при рассмотрении настоящего спора, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежит защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, наличия значительного расхождения между установленной кадастровой оценкой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной оценщиком, доводы апелляционной жалобы о том, что уменьшение размера арендной платы за его использование лишает муниципальное образование, как арендодателя, той выгоды, на которую оно могло бы рассчитывать при передаче данного земельного участка иному арендатору, подлежат отклонению, как несостоятельные.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с рыночной стоимостью спорного земельного участка, определенного в отчете 46-ОН, который согласно положительному заключению N 46/13 Хабаровского регионального отделения Российского общества оценщиков от 17.05.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения.
Выводы суда основаны на правильном установлении фактических обстоятельств дела и норм материального права.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При повторном рассмотрении дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, правовых оснований для ее удовлетворения не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.06.2013 по делу N А73-3177/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3177/2013
Истец: ИП Аксютина Диана Абдуллаева, ИП Аксютина Диана Абдуллаева (магазин "Электросила")
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю - Управление Росреестра по Хабаровскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственное регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Росреестра"
Третье лицо: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Администрация города Комсомольска-на-Амуре, Муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Администрации г. Комсомольска-на-Амуре