г. Владивосток |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А51-30067/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой,
судей Н.А. Скрипки, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Приморье", Министерства Внутренних дел Российской Федерации", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
апелляционное производство N 05АП-9892/2013, 05АП-10164/2013
на решение от 05.07.2013
судьи В.И. Куриленко
по делу N А51-30067/2012 Арбитражного суда Приморского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Супервуд" (ОГРН 1022502129430, ИНН 2539012899)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ОГРН 1042504353210, ИНН 2540101744)
третьи лица: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Приморье" Министерства Внутренних дел Российской Федерации",
о понуждении к заключению договора,
при участии:
от ответчика: заместитель начальника Акуленко Н.В. - удостоверение N 0109 от 26.10.2011, доверенность N 03-1247 от 07.02.2013 сроком действия на один год со специальными полномочиями,
от истца: Кондрат А.А. - удостоверение N 05708, доверенность от 10.09.2013 сроком действия до 01.10.2014 со специальными полномочиями,
от третьего лица: Уланов А.Г. - паспорт, доверенность от 17.06.2013 сроком действия на один год со специальными полномочиями,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Супервуд" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Управление) о понуждении к заключению договора купли-продажи помещения площадью 142,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Маковского, 192.
Определением от 05.02.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Приморье" Министерства внутренних дел РФ (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2013 заявленное истцом требование удовлетворено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Управление обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции апеллянт указал, что в материалах дела оферта на заключение спорного договора отсутствует, в то время как письмо истца от 03.10.2009 расценено судом как акцепт в его заключении. Пояснил, что договоры аренды, заключённые с истцом, не содержат указания на наличие у него права на выкуп имущества. Считает также, что сроки, установленные в пункте 13 статьи 43 Федерального закона от 21.12.20001 N 178-ФЗ, истекли. В этой связи считает, что общество, обращаясь 03.10.2009 с заявлением о выкупе, пропустило срок, установленный в пункте 13 статьи 43 Закона N 178-ФЗ, и не имело в 2009 году законных оснований для выкупа спорного имущества. Кроме того, считает неверным определение размера стоимости имущества на основании Указа Президента РФ N 1535 от 22.07.1994. Также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
С апелляционной жалобой на решение арбитражного суда первой инстанции обратилось также учреждение. Жалоба третьего лица содержит доводы, аналогичные доводам жалобы ответчика. Кроме того, апеллянт указывает, что решение суда принято в отношении имущества, данные о котором не отражены в ЕГРП, а также о правах и обязанностях Министерства внутренних дел РФ, не привлечённого к участию в деле.
В канцелярию суда от истца поступил отзыв на апелляционные жалобы, который приобщён судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В отзыве Общество указало на законность и обоснованность принятого по делу решения, просило оставить его без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои позиции по делу.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции установил наличие оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что 01.04.1994 между Фондом имущества г.Владивостока и Товариществом с ограниченной ответственностью "Супервуд" заключен договор N 364 купли-продажи объекта муниципальной собственности по конкурсу, на основании которого ТОО "Супервуд" приобрело в собственность муниципальное предприятие "Прибрежное", расположенное по адресам: г. Владивосток, ул. Маковского 192, 192а.
Пунктом 1.6 указанного договора предусмотрено право покупателя на заключение досрочного договора аренды (на срок не менее 15 лет) занимаемого этим предприятием государственного нежилого помещения, не вошедшего в состав приобретенного им имущества, на условиях ранее заключенного этим предприятием договора аренды помещения, а также на приобретение в собственность помещения после регистрации договора купли-продажи.
15.04.1994 года Фондом имущества г. Владивостока выдано ТОО "Супервуд" свидетельство о собственности N 338, удостоверяющее право собственности ТОО "Супервуд" на муниципальное предприятие "Прибрежное".
25.04.1994 по акту-приема передачи муниципальное предприятие "Прибрежное" перешло ТОО "Супервуд".
03.11.2009 общество с ограниченной ответственностью "Супервуд" (правопреемник ТОО "Супервуд") обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае о заключении договоров купли-продажи арендуемых помещений на условиях оферты, предложенной Российской Федерацией в п.4.9 Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994 года, утвержденной Указом Президента РФ N 1535 от 22.07.1994, и в договоре купли-продажи муниципального предприятия "Прибрежное".
В ответ на обращение общества Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае отказало обществу в заключении договора купли-продажи помещений.
Истец, полагая, что Управление, отказав обществу в заключении договора купли-продажи имущества, нарушило нормы действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленное истцом требование, суд первой инстанции исходил из наличия оснований, установленных частью 2 статьи 43 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ). При этом в части наличия у истца права на выкуп спорного имущества судом приняты во внимание положения договора купли-продажи N 364 от 01.04.1994.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Закона N 178-ФЗ с даты вступления в силу настоящего Федерального закона продажа государственного и муниципального имущества осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, если до указанной даты размещено в установленном порядке информационное сообщение или иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества. В этих случаях сделки на основании такого информационного сообщения или оферты должны заключаться в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о приватизации.
Закон N 178-ФЗ согласно его статье 46 вступает в силу по истечении трёх месяцев со дня его официального опубликования. Закон N 178-ФЗ опубликован в "Парламентская газета", "Российская газета" 26.01.2002.
Заявка на приватизацию спорного имущества поступила в Управление 10.11.2009, то есть после вступления в силу Закона N 178-ФЗ.
Размещение до указанной даты в установленном порядке информационного сообщения о приватизации спорного имущества в порядке статьи 65 АПК РФ не доказано.
Указы Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Программа приватизации), N 1535 от 22.07.1994 "Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года" являются нормативно-правовыми актами и в качестве ни информационного сообщения, ни оферты в заключении договора купли-продажи признаны быть не могут. Информационное сообщение о приватизации имущества предполагает указание на конкретное имущество, либо перечень имущества, подлежащего приватизации; имеет цель доведения до неопределённого круга лиц соответствующей информации.
Договор купли-продажи N 364 в части условий пункта 1.6 также не является офертой к заключению договора купли-продажи спорного имущества.
В силу статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Договор N 364 в пункте 1.6 только устанавливает право Общества на заключение договора аренды имущества, не приобретённого по конкурсу, с последующим выкупом, но не содержит предложения о выкупе имущества с указанием его существенных условий.
Следовательно, в данном случае положения части 2 статьи 43 Закона N 178-ФЗ не применимы.
Программа приватизации (в редакции от 24.12.1993) в разделе 5 устанавливает способы приватизации, к которым отнесён, в том числе, выкуп арендованного имущества.
Согласно пункту 5.9 Программы приватизации (в указанной выше редакции) физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных и муниципальных предприятий на аукционе (конкурсе), предоставляется право на заключение долгосрочных (на срок не менее 15 лет) договоров аренды занимаемых этими предприятиями государственных (муниципальных) нежилых помещений, зданий, строений, не вошедших в состав приобретенного ими имущества, а также на приобретение в собственность указанных нежилых помещений, зданий, строений сразу после вступления в силу договора купли - продажи предприятия.
В силу положений раздела 5.14 Программы приватизации выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется по заявлению арендатора.
В соответствии с частью 13 статьи 43 Закона N 178-ФЗ в случае, если все имущество государственного или муниципального унитарного предприятия, за исключением здания или нежилого помещения, в которых располагалось указанное унитарное предприятие, приобретено в собственность до вступления в силу главы IV части первой Гражданского кодекса Российской Федерации с одновременным заключением договора аренды, предусматривающего возможность выкупа такого здания или нежилого помещения, указанное здание или нежилое помещение подлежит продаже собственнику, приобретшему все имущество унитарного предприятия, по рыночной стоимости в соответствии с договором, заключенным между ним и собственником здания или нежилого помещения. По истечении двух лет с даты вступления в силу настоящего Федерального закона положения таких договоров о выкупе утрачивают силу.
Договор купли-продажи муниципальной собственности, предоставивший Обществу право на заключение долгосрочного договора аренды имущества, не вошедшего в состав приобретённого им имущества, заключён 01.04.1994.
Договор аренды имущества N 659/1215/99, в отношении которого предъявлено требование о понуждении заключения договора купли-продажи, заключён 01.12.1999, зарегистрирован 11.02.2000 (свидетельство АБ 0110655).
В то же время доказательства обращения истца с заявлением о выкупе спорного имущества до истечения двух лет с момента вступления в силу Закона N 178-ФЗ материалы дела не содержат.
Кроме того, в договоре аренды от 01.12.1999 N 659/1215/99 на наличие у Общества права на выкуп арендуемого имущества не указывается.
С учётом изложенных обстоятельств, заявленное истцом требование является незаконным и необоснованным и удовлетворению не подлежит. Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат распределению согласно статье 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.07.2013 по делу N А51-30067/2012 отменить.
В удовлетворении искового требования отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Супервуд" в пользу Федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Приморье" Министерства Внутренних дел Российской Федерации" 2 000 (две тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30067/2012
Истец: ООО "Супервуд"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае
Третье лицо: Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий "Приморье" Министерства Внутренних дел Российской Федерации", Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Санаторий"Притморье"