г. Саратов |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А12-16442/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кушмухамбетовой Д.Ш.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2013 года,
по делу N А12-16442/2013, (судья А.В. Пономарев),
по заявлению Администрации Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области,
(ИНН 3402010861 ОГРН 1053478417024),
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области (далее Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах (далее административный орган), в котором просит: признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 года N 5032 о привлечении к административной ответственности Администрации Быковского городского поселения Быковского муниципального района по статье 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2013 года, по делу N А12-16442/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 29 мая 2013 г. в результате проведенного административного расследования в 11 часов 00 минут в отношении Администрации Быковского городского поселения, расположенной по адресу: 404062, Волгоградская область, р.п. Быково ул. Советская 65, в результате проведения осмотра (протокол осмотра от 29.05.2013 г.), рассмотрения документов, выявлены факты несоблюдения Администрацией законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, чем нарушены требования пункта 1.2 Сан ПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: в городском поселении не организована система санитарной очистки и уборки территории населенных мест, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, бытовых и иных отходов скапливающихся на территории Быковского городского поселения. Не разрабатывалась и не утверждалась Генеральная схема очистки населённых пунктов. Администрацией не представлены документы:
- (решение, либо постановление или иной документ) на выделение (использование) земельного участка для устройства площадки под размещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов по адресу: р.п. Быково ул. Строителей.
- (решение, либо постановление или иной документ) на перемещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов с улицы Строителей по новому адресу: р.п. Быково ул. Набережная.
- (решение, либо постановление или иной документ) на выделение (использование) земельного участка для устройства площадки под размещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов по адресу: р.п. Быково ул. Набережная.
Размещение мест временного хранения отходов проводится Администрацией Быковского городского поселения произвольно, без согласования с организациями в соответствии с требованиями пункта 2.2.3. Сан ПиН 42-128-4690-88.
Контейнеры в количестве 4 штук с улицы Строителей (со слов представителя юридического лица по доверенности N 00000000018 от 29.05.2013 г Гордеева К.В.) временно перенесены на ул. Ленина квартал Б, где уже имеется площадка, на которой установлено 5 контейнеров. Место размещения от ранее обслуживаемых жителей восьми шестнадцати квартирных домов находится на расстоянии примерно 200 метров, все вышеперечисленное является нарушением требований пункта 2.2.3 Сан ПиН 42-128-4690-88.
Перевезенные контейнеры установлены непосредственно на землю, отсутствует специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, что является нарушением требований пункта 2.1.3 Сан ПиН 42-128-4690-88, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
По данному факту Управлением Роспотребнадзора в отношении Администрации был составлен протокол об административном правонарушении от 10.06.2013 N 5032, по ст.8.2 КоАП РФ.
Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 20.06.2013 года N 5032 Администрация привлечена к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что административным органом доказана вина администрации в совершении административного правонарушения, а также доказан состав вмененного заявителю административного правонарушения.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно пункту 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статья 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Собственником объекта размещения отходов является администрация Быковского городского поселения.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом Администрации к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозиций статьей 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, согласно абзацу 6 Методических рекомендаций, их действие распространяется на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тысяч человек. Численность населения Быковского городского поселения по состоянию на 2013 год составляет 8254 человек.
Исходя из толкования указанных выше правовых норм, судебная коллегия считает, что администрация, с одной стороны, как юридическое лицо выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования.
Сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.
С учетом того, что Администрации фактически вменяется непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, судебная коллегия считает, что Администрация в данном случае не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
В то же время доказательств, что Администрация, как юридическое лицо, является организацией непосредственно занимающейся деятельностью связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
Таким образом, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах незаконно привлек администрацию Быковского городского населения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения. Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает, что в нарушение положений статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции основаны на неполном выяснений обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела, судом первой инстанции не применены нормы материального права, подлежащие применению в данном случае.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 02 августа 2013 года,
по делу N А12-16442/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 года N 5032 о привлечении к административной ответственности Администрации Быковского городского поселения Быковского муниципального района по статье 8.2 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Луговской |
Судьи |
М.А.Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-16442/2013
Истец: Администрация Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском, Быковском районах Волгоградской области