г. Казань |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А12-16442/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
от Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области - Герасимова Е.В. доверенность от 31.12.2013
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-16442/2013
по заявлению Администрации Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Быковского городского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация Быковского горпоселения, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах (далее - ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах, административный орган, ответчик), в котором просит: признать незаконным и отменить постановление ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 N 5032 о привлечении Администрации Быковского горпоселения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 02.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.08.2014 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым признано незаконным и отменено постановление ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 N 5032.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, а решение суда первой инстанции и постановление ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 N 5032 оставить в силе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако ответчик явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции 20.02.2014 объявлялся перерыв до 27.02.2014 до 11 часов 45 минут.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 29.05.2013 в результате проведенного административного расследования в отношении Администрации Быковского горпоселения, в результате проведения осмотра (протокол осмотра от 29.05.2013), рассмотрения документов, выявлены факты несоблюдения Администрацией Быковского горпоселения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, чем нарушены требования пункта 1.2 Сан ПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: в городском поселении не организована система санитарной очистки и уборки территории населенных мест, предусматривающая рациональный сбор, быстрое удаление, бытовых и иных отходов скапливающихся на территории Быковского городского поселения. Не разрабатывалась и не утверждалась Генеральная схема очистки населённых пунктов. Администрацией не представлены документы:
- (решение, либо постановление или иной документ) на выделение (использование) земельного участка для устройства площадки под размещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов по адресу: р.п. Быково ул. Строителей.
- (решение, либо постановление или иной документ) на перемещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов с улицы Строителей по новому адресу: р.п. Быково ул. Набережная.
- (решение, либо постановление или иной документ) на выделение (использование) земельного участка для устройства площадки под размещение контейнеров для сбора бытовых отходов, хозяйственно-бытовых отходов по адресу: р.п. Быково ул. Набережная.
Размещение мест временного хранения отходов проводится Администрацией Быковского горпоселения произвольно, без согласования с организациями в соответствии с требованиями пункта 2.2.3. Сан ПиН 42-128-4690-88.
Контейнеры в количестве 4 штук с улицы Строителей (со слов представителя юридического лица по доверенности от 29.05.2013 N 00000000018 Гордеева К.В.) временно перенесены на ул. Ленина, квартал Б, где уже имеется площадка, на которой установлено 5 контейнеров. Место размещения от ранее обслуживаемых жителей восьми шестнадцати квартирных домов находится на расстоянии примерно 200 метров, все вышеперечисленное является нарушением требований пункта 2.2.3 Сан ПиН 42-128-4690-88.
Перевезенные контейнеры установлены непосредственно на землю, отсутствует специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру, что является нарушением требований пункта 2.1.3 Сан ПиН 42-128-4690-88, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.
По данному факту ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах в отношении Администрации Быковского горпоселения был составлен протокол от 10.06.2013 N 5032 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции, действовавшей до 01.01.2014).
Постановлением административного органа от 20.06.2013 N 5032 Администрация Быковского горпоселения привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация Быковского горпоселения обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что административным органом доказана вина администрации в совершении административного правонарушения, а также доказан состав вмененного заявителю административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции отметил, что согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, а в соответствии со статьей 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Уставом Администрации Быковского горпоселения к вопросам местного значения отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозиций статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции указал, что доказательств того, что Администрация Быковского горпоселения как юридическое лицо является организацией, непосредственно занимающейся деятельностью, связанной со сбором, накоплением, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением и ином обращении с отходами производства и потребления, административным органом не представлено и материалами дела об административном правонарушении не установлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявителю фактически вменяется непринятие мер по организации сбора и вывоза отходов, что не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и Администрация Быковского горпоселения в данном случае не является надлежащим субъектом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ее к административной ответственности.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции отметил, что согласно абзацу 6 Методических рекомендаций МДК 7-01.2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации", утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 21.08.2003 N 152, их действие распространяется на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тысяч человек. Численность населения Быковского городского поселения по состоянию на 2013 год составляет 8254 человек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отменил решение Арбитражного суда Волгоградской области от 02.08.2014, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах от 20.06.2013 N 5032.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на положения статьи 13 Закона N 89-ФЗ, статей 1, 2, 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Сан ПиН 42-128-4690-88, оспаривает выводы суда апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Суд кассационной инстанции отмечает, что положения нормативных актов, на которые ссылается ответчик в кассационной жалобе, предусматривают обязанность органов местного самоуправления организовать деятельность в области обращения с отходами, и обязанность обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, но не возлагают на органы местного самоуправления обязанности непосредственно заниматься такой деятельностью.
В рассматриваемом случае ответчиком не представлено доказательств, что Администрация Быковского горпоселения выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.
Доводы кассационной жалобы были заявлены ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Николаевском и Быковском районах в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте.
Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2010 по делу N А63-16647/2009, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) для пересмотра в порядке надзора отказано определением ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-6320/10; в постановлениях ФАС Поволжского округа от 12.02.2010 по делу N А57-18988/2009, от 13.05.2010 по делу N А12-21688/2009, от 23.11.2010 по делу N А72-5042/2010, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу N А33-8166/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано определением ВАС РФ от 29.10.2012 N ВАС-14097/12.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку административного органа на постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58, поскольку по данному делу привлекалась к ответственности коммерческая организация (ОАО "Рассвет"), которая с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства на своей территории складировала и хранила отходы, образующиеся в результате ее производственной деятельности, т.е. хозяйствующий субъект, непосредственно осуществлявший деятельность в области обращения с отходами.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, основаны на ошибочном понимании действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта, по настоящему делу судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А12-16442/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих выводы суда апелляционной инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2010 по делу N А63-16647/2009, в передаче которого в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) для пересмотра в порядке надзора отказано определением ВАС РФ от 13.05.2010 N ВАС-6320/10; в постановлениях ФАС Поволжского округа от 12.02.2010 по делу N А57-18988/2009, от 13.05.2010 по делу N А12-21688/2009, от 23.11.2010 по делу N А72-5042/2010, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.09.2012 по делу N А33-8166/2012, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано определением ВАС РФ от 29.10.2012 N ВАС-14097/12.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку административного органа на постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 709/11 по делу N А32-10488/2010-58/157-58, поскольку по данному делу привлекалась к ответственности коммерческая организация (ОАО "Рассвет"), которая с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства на своей территории складировала и хранила отходы, образующиеся в результате ее производственной деятельности, т.е. хозяйствующий субъект, непосредственно осуществлявший деятельность в области обращения с отходами."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 марта 2014 г. N Ф06-3210/13 по делу N А12-16442/2013