г. Москва |
|
09 октября 2013 г. |
Дело N А40-2154/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировым Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ГУАТП "Автоколонна 1691"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2013 г.,
по делу N А40-2154/13, принятое судьей Лисицыным К.В.,
по иску Государственного унитарного предприятия "Автоколонна 1691" Комитета РСО - Алания по транспорту (ОГРН 1021500822969)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков в размере 3.880.365,79 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
истца: не явился, извещен;
ответчика: Филатов О.С. представитель по доверенности от 25.12.2012 N 01-10-08/109;
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Автоколонна 1691" Комитета РСО - Алания по транспорту обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков с учетом уточнения исковых требований в размере 3.880.365 руб. 79 коп.
К участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных требований на предмет спора было привлечено Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2013 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 29.07.2013, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2013 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как указывает истец, Государственное унитарное предприятие "Автоколонна 1691" Комитета РСО - Алания по транспорту осуществляло перевозку льготных категорий граждан на территории Республики СО-А в 2009, 2010, 2011.
Суд первой инстанции, с учетом положений ст.ст. 16, 790 ГК РФ, ст. 3, 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установил, что если денежных средств, выделенных из бюджета РФ на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, оказалось недостаточно для компенсации убытков перевозчиков, то предъявление иска к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ является обоснованным.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Заменяя льготы в натуральной форме с 01.01.2005 на денежные компенсации, федеральный законодатель обязал субъекты Российской Федерации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
Согласно Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23.01.2009 N 4, от 29.01.2010 N 9 и от 21.01.2011 N 6 (наименование актов "О мерах по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта в республике Северная Осетия-Алания для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания") на территории Республики СО-А в спорный период (2009-2011 годы) введены 2 вида месячных единых социальных проездных билетов, которые реализовывались по разной стоимости и предоставляли разный объемом прав в части территории проезда:
- месячный единый социальный проездной билет на право проезда на автомобильном и электрическом транспорте общего пользования в г. Владикавказе (кроме такси);
- месячный единый социальный проездной билет на право проезда на транспорте общего пользования (кроме такси) на городских, пригородных маршрутах.
Указанными постановлениями регулировался вопрос возмещения расходов транспортным организациям в связи с перевозкой отдельных льготных категорий граждан, согласно которых возмещение расходов на осуществление мер по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Республики Северная Осетия-Алания из средств, предусмотренных в республиканском бюджете, осуществлялось за перевозку отдельных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистры. Указанный довод также подтверждается положениями договоров от 12.01.2009 N 30, от 01.02.2010 N 1, от 18.04.2011 N 3.
Суд первой инстанции установил, что средства на возмещение затрат на проезд льготников по маршрутам городского и пригородного сообщений в месяц за один реализованный ЕСПБ по республике предусматривались в республиканском бюджете Республики СО-А также подтверждается положениями постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 22.08.2011 N 232 "О методике расчета стоимости единого социального проездного билета и возмещения затрат по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на 2011 год" (как следует из материалов дела аналогичный порядок возмещения затрат действовал в 2009-2010 годах).
При этом наличие средств в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания и выделение средств на возмещение вышеуказанных расходов транспортных предприятий подтверждается следующими нормативными актами:
2009 год - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.12.2008 N 70-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", Закон Республики Северная Осетия-Алания от 08.07.2010 N 42-РЗ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2009 год";
2010 год - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2010 N 63-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", Закон Республики Северная Осетия-Алания от 14.07.2011 N 27-РЗ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2010 год";
2011 год - Закон Республики Северная Осетия-Алания от 31.12.2009 N 60-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Между Министерством труда и социального развития Республики СО-А, Министерством промышленной и транспортной политики Республики СО-А (в подведомственности которого находятся государственные унитарные автотранспортные предприятия, в том числе ГУАТП Автоколонна - 1210 и ГУАТП Автоколонна 1691) и ГУАПТ Автоколонна - 1210 заключены договоры от 12.01.2009 N 30, от 01.02.2010 N 1, от 18.04.2011 N 3.
Согласно п. 1.1 договора от 12.01.2009 N 30 Министерство труда и социального развития РСО - А осуществляет возмещение расходов понесенных автотранспортными предприятиями (то есть, в том числе и ГУАТП Автоколонна 1691), в связи с предоставлением льготного проезда на городских, пригородных и междугородних (внутрирайонных и внутриреспубликанских) маршрутах в пассажирском транспорте общего пользования, через генерального перевозчика ГУАТИ Автоколонна - 1210, подведомственное Министерству промышленности, транспорта и связи РСО - А.
Возмещение, исходя из положений договора (в частности п. 2.1.1), осуществлялось и в отношении т.н. "федеральных льготников".
В пункте 1.2 договора от 12.01.2009 N 30 установлено, что финансирование выпадающих доходов, указанных в п. 1.1 указанного договора, производилось на основании представляемых в Министерство труда и социального развития Республики СО - А расчетов затрат на возмещение убытков, понесенных транспортными предприятиями в связи с предоставлением услуг на общественном транспорте по равной доступности.
Аналогичные положения отражены в договорах от 01.02.2010 N 1, от 18.04.2011 N 3, заключенными между вышеуказанными лицами по аналогичному предмету.
Суд первой инстанции правильно установил, что возмещение расходов, возникающих в связи с предоставлением льготного проезда, автотранспортным предприятиям (то есть, в том числе и ГУАТП Автоколонна 1691) осуществлялось через генерального перевозчика ГУАТП Автоколонна -1210.
Указанное обстоятельства также подтверждено письмом Министерства промышленной и транспортной политики Республики СО-А от 30.07.2012 N 849, согласно которого ГУАТП Автоколонна - 1210 выделены средства из республиканского бюджета Республики СО-А на возмещение вышеуказанных расходов транспортных предприятий (в том числе на возмещение расходов ГУАТП Автоколонна 1691).
При этом, Генеральный перевозчик - ГУАТП Автоколонна - 1210 обращался в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявление, содержащим требования о возмещении убытков, возникших в связи с предоставлением в 2009-2011 годах так называемым "федеральным льготникам" льготного проезда в городском и пригородном сообщениях. Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2012 по делу N А40-75497/12 с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу генерального перевозчика -ГУАТП Автоколонна - 1210 убытки взысканы.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе о том, что генеральный перевозчик в рамках договоров осуществлял только организационную работу, является несостоятельным и не основанным на материалах, имеющихся в материалах дела.
Следовательно, предъявление повторного требования истца о взыскании убытков с Российской Федерации необоснованно.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 29.07.2013.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2013 г. по делу N А40-2154/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Государственного унитарного предприятия "Автоколонна 1691" Комитета РСО - Алания по транспорту - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2154/2013
Истец: ГУАТП "Автоколонна 1691"
Ответчик: Министерство промышленной и транспортной политики Республики Северная Осетия-Алания, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство Северной осетии-Алания