г. Самара |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А65-9905/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Липкинд Е.Я.,
судей Садило Г.М., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шаймурзиным Р.Р.
с участием:
от ФНС России - представитель Ржевский Н.Е., доверенность от 29.04.2013 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2013 г. в зале N 7 апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 по делу N А65-9905/2013 (судья Мугинов Ф.К.) по заявлению Федеральной налоговой службы о признании отсутствующего должника - Сельскохозяйственного кредитно-страхового потребительского кооператива "Возрождение села" несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
ФНС России в лице УФНС России по Республике Татарстан (далее уполномоченный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Сельскохозяйственный кредитно-страховой потребительский кооператив "Возрождение села" (ИНН 1644058428, ОГРН 1101644000886), Республика Татарстан, г. Альметьевск, (далее должник) с применением положений отсутствующего должника, ссылаясь на наличие задолженности по обязательным платежам в сумме 1 327 484,01 руб. и фактическое прекращение предпринимательской деятельности должника, отсутствие имущества для финансирования процедуры банкротства.
Также уполномоченный орган просит привлечь руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника и определить порядок финансирования процедуры несостоятельности (банкротства) за счет средств, полученных в результате привлечения виновного лица к субсидиарной ответственности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 июня 2013 в удовлетворении заявления уполномоченного органа о признании Сельскохозяйственного кредитно-страхового потребительского кооператива "Возрождение села" (ИНН 1644058428, ОГРН 1101644000886), Республика Татарстан, г.Альметьевск несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника было отказано.
В апелляционной жалобе ФНС России в лице УФНС России по Республике Татарстан (далее уполномоченный орган) просит решение суда от 24 июня 2013 отменить и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, о признании должника - Сельскохозяйственный кредитно-страховой потребительский кооператив "Возрождение села" несостоятельным (банкротом) с применением положений отсутствующего должника по ст. 230 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Судом апелляционной инстанции оглашено определение о замене в составе суда: в связи с нахождением судьи Александрова А.И. в очередном отпуске, произведена его замена на судью Садило Г.М., рассмотрение дела производится сначала.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Заслушав представителя заявителя, рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, судебная коллегия Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда не находит оснований к отмене решения суда от 24 июня 2013 года.
Как следует из материалов дела основанием для обращения Федеральной налоговой службы в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом послужило наличие у должника просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам в размере 1 327 484,01 руб., из которых: 1 041 330 руб. недоимки, 77 888,01 руб. пени, 208 266 руб. штрафов.
При этом, уполномоченный орган просит применить положения отсутствующего должника, ссылаясь на ст. 230 Закона о банкротстве, возможность финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника за счет средств, выделенных налоговому органа (письмо от 12.04.2013 N 2.16-20-16/007026) и за счет привлечения руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Суд апелляционной инстанции по результатам повторного рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 71, 268 АПК РФ считает, что выводы суда первой инстанции, послужившие основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, сделаны при полном исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Согласно п.1 ст. 227 Закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом независимо от размера кредиторской задолженности может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом в случае, если гражданин-должник или руководитель должника юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным.
В соответствии со статьей 230 Закона о банкротстве в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника, подлежат применению положения, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство отсутствующего должника" главы XI Закона о банкротстве.
В данном случае Сельскохозяйственный кредитно-страховой потребительский кооператив "Возрождение села" (должник) зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан 05.04.2010 г. за основным государственным регистрационным номером 1101644000886, адрес должника: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Шевченко, д. 25.
Вопреки доводам уполномоченного органа, наличие признаков п. 1 ст. 227 и ст. 230 Закона о банкротстве в данном случае отсутствуют, что подтверждается следующим:
Межрайонной МФНС России N 16 по Республике Татарстан в отношении Сельскохозяйственного кредитно-страхового потребительского кооператива "Возрождение села" была проведена налоговая проверка, по результатам которой оформлен акт от 18.05.2012, решение N 24463 от 23.06.2012 о привлечении к налоговой ответственности.
В указанных документах налогового органа отражено, что СК СПК "Возрождение села" предоставлялась 02.04.2012 налоговая декларация за 2011 год, исчислен минимальный налог по упрощенной системе налогообложения, на счете организации в ОАО "АК БАРС" БАНК зачислялись денежные средства по договорам займа (т.е. проводились банковские операции), в процессе налоговой проверки организация предоставляла пояснения, руководитель организации - Садыкова С.Ф. присутствует и акт камеральной проверки вручался лично руководителю (т. 1 л.д.27-36).
В материалы дела представлена выписка из расчетного счета должника о движении денежных средств за период с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г., свидетельствующая о проведении операций по банковским счетам должника с января по май 2012 г., то есть в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом.
По результатам налоговой проверки СК СПК "Возрождение села" привлечено к налоговой ответственности и доначислен налог в сумме 1 041 330 руб., что и явилось основанием для обращения уполномоченного органа в суд о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве).
При этом, в тексте самого заявления о возбуждении производства по делу о банкротстве, уполномоченный орган указывает, что должник заключал в 2010 году договора займа, указан адрес руководителя должника и наличие у него определенного имущества.
В силу п.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Согласно п.5 Пленума ВАС РФ N 67 после принятия заявления уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом и до вынесения решения о признании его банкротом судам необходимо проверять, являются ли требования уполномоченного органа по уплате обязательных платежей законными и обоснованными, не утрачена ли возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке. При этом, судам следует учитывать, что бремя доказывания названных обстоятельств возлагается на уполномоченный орган.
Как правильно указал суд первой инстанции, уполномоченный орган, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательства, позволяющие отнести Сельскохозяйственный кредитно-страховой потребительский кооператив "Возрождение села" (ИНН 1644058428, ОГРН 1101644000886), Республика Татарстан, г.Альметьевск к категории отсутствующего должника в соответствии с пунктом 1 статьи 227 и ст. 230 Закона о банкротстве.
Также не представлены доказательства того, что утрачена возможность принудительного взыскания обязательных платежей в установленном законодательством порядке, так как отсутствуют акты судебных приставов-исполнителей о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности в рамках исполнительного производства.
Уполномоченным органом представлено в материалы дела письмо старшего судебного - пристава Альметьевского РОСП УФССП по РТ от 20.02.2013 (т. 1 л.д. 45), в котором указывается, что исполнительное производство в отношении должника осуществляется, т.е. акт о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания не представлен.
Следовательно, обязательные условия для признания юридического лица банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника (прекращение юридическим лицом предпринимательской деятельности и невозможность установления места нахождения юридического лица и руководителя), в данном случае отсутствуют.
Довод уполномоченного органа о том, что в силу абз. 1 ст. 230 Закона о банкротстве процедура отсутствующего должника подлежит применению и в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, судом апелляционной инстанции отклоняется как не основанный на обстоятельствах дела.
Уполномоченным органом не представлены доказательства отсутствия имущества у должника, позволяющего покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, или не проведение операций по банковским счетам должника в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом, либо иные признаки, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской деятельности должника.
Представленные в материалы дела ответы из регистрирующих органов по состоянию на ноябрь 2012 г. (т. 1 л.д.63-66, 118-122) не являются надлежащим доказательствами отсутствия имущества должника на момент подачи настоящего заявления (15.05.2013) в соответствии с Законом о банкротстве.
В соответствии с ст. 131 Закона о банкротстве, конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства, в том числе дебиторская задолженность.
Наличие имущества должника устанавливается в процедуре наблюдения и конкурсного производства и только ответы регистрирующих органов по запросу уполномоченного органа, в отсутствии актов инвентаризации, анализа финансового состояния должника, не могут быть безусловным и надлежащим доказательством отсутствия иного имущества должника в силу требований ст. 67, 68 АПК РФ и специальных положений Закона о банкротстве.
В заявлении уполномоченного органа указано, что 15.07.2010 между должником (займодавец) и ООО "Птицефабрика Кульшариповская" (заемщик) был заключен договор займа N 9 на сумму 145 000 000 руб.; 16.07.2010 между должником (займодавец) и КФХ "Зарипов Э.М." (заемщик) был заключен договор займа N 10 на сумму 10 000 000 руб.
Уполномоченный орган не указывает о перспективах взыскания данной дебиторской задолженности, следовательно, довод о полном отсутствии имущества должника для покрытия расходов в деле о банкротстве, без анализа указанных сделок арбитражным управляющим, является неправомерным.
Согласно п.2 ст. 227 закона о банкротстве заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Порядок и условия финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику, в том числе размер вознаграждения конкурсного управляющего, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.2 Положения о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.
В данном случае в доказательство финансирования уполномоченный орган представил письмо УФНС России по Республике Татарстан от 12.04.2013 N 2.16-20-16/007026, где указано, что на финансирование процедур банкротства отсутствующих должников из бюджета выделено 140 500 руб. При этом, конкретная сумма, которая, с учетом уже произведенных расходов, может быть потрачена на финансирование процедуры банкротства должника - СК СПК "Возрождение села", не указана.
Требование уполномоченного органа о том, чтобы суд определил порядок финансирования процедуры несостоятельности (банкротства) за счет средств, полученных в результате привлечения руководителя должника Садыковой С. Ф. к субсидиарной ответственности, не основано на нормах права и является необоснованным.
В соответствии со ст. 59 Закона о банкротстве финансирование процедуры банкротства осуществляется за счет средств должника или заявителя.
При этом порядок и условия привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по обязательствам должника установлены императивными нормами статьи 10 Закона о банкротстве; иного порядка привлечения к субсидиарной ответственности Закон о банкротстве не содержит и данные денежные средства включаются в конкурсную массу в целях возмещения кредиторской задолженности.
Следовательно, доказательств, подтверждающих наличие средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника (при отсутствии у него имущества, как указывает уполномоченный орган), суду не представлены.
При этом, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 227 Закона о банкротстве, в случае, если в процедуре наблюдения временным управляющим будут обнаружены признаки отсутствующего должника, он обязан подать в суд заявление о переходе к упрощенной процедуре отсутствующего должника.
В связи с чем, обращение в суд о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) по общей процедуре, не нарушает права уполномоченного органа.
Поскольку уполномоченный орган просит признать должника банкротом по упрощенной процедуре отсутствующего должника, заявленное требование не соответствует положениям статей 227 - 230 Закона о банкротстве и, с учетом выше установленных обстоятельств, не подлежит удовлетворению.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта не установлено, решение суда от 24 июня 2013 г. является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.06.2013 по делу N А65-9905/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Е.Я. Липкинд |
Судьи |
Е.А. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9905/2013
Должник: Сельскохозяйственный кредитно-страховой потребительский кооператив "Возрождение села", г. Альметьевск
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Федеральная налоговая служба,г.Москва
Третье лицо: Альметьевский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по РТ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N16 по Республике Татарстан,г.Альметьевск, НП "Региональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих", НП "РСО ПАУ", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Садыкова С. Ф.