город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2013 г. |
дело N А53-4675/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, Г.А. Сурмаляна
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Войцешко И.С.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (уведомление от 09.09.13 N 53619);
от заинтересованного лица: Иванова В.В., паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Валерия Витальевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2013 г. по делу N А53-4675/2013
по заявлению Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области к заинтересованному лицу индивидуальному предпринимателю Иванову Валерию Витальевичу о взыскании субсидии в сумме 170172, 36 рублей,
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Иванову Валерию Витальевичу (далее - предприниматель) о взыскании субсидии в сумме 170 172,36 руб.
Решением суда от 12.07.13 с предпринимателя в пользу департамента взыскано 170 172,36 руб. в возврат субсидии. Судебный акт мотивирован тем, что фактически цели, обозначенные спорным договором, не достигнуты, доказательств использования бюджетных средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора не представлено, как и не представлено доказательств того, что ответчиком были предприняты все необходимые меры для поиска квалифицированного работника на имеющуюся вакансию, которая не была замещена.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что несмотря на нарушение условия договора, фактически цели, обозначенные спорным договором достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению в соответствии с условиями данного договора, начинающим предпринимателем было создано собственное дело и необходимое количество рабочих мест.
Департамент отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещён надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя департамента.
Предприниматель поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав предпринимателя, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области N 104 от 23.03.2006 "О порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела" 15.07.2011 между Департаментом (департамент) и предпринимателем (получатель субсидии) заключен договор о предоставлении субсидии N 149, предметом которого является предоставление департаментом получателю субсидии за счет средств областного бюджета субсидии в целях возмещения части затрат по организации собственного дела (КБК 827 0412 345 0100 006 242).
На основании пункта 2.2 договора получатель субсидии обязался организовать собственное дело на территории г. Новошахтинска (пункт 2.2.1), принять бюджетные средства, направленные на возмещение части затрат на оборудование на общую сумму 243 103,37 руб. (пункт 2.2.2), создать в сроки, указанные в бизнес-плане, 1 рабочее место, среднемесячную оплату труда не менее 9 000 руб. (пункт 2.2.3), обеспечить сохранение всех созданных рабочих мест и размер средней оплаты труда на период действия договора (пункт 2.2.4), предоставлять по запросу департамента необходимую информацию для осуществления последним контроля за исполнением обязательств по договору (пункт 2.2.7).
Департамент обязуется перечислить субсидию после поступления бюджетных средств на расчетный счет департамента в размере и порядке, установленными постановлением Администрации области N 104 от 23.03.2006 и договором (пункт 2.3 договора).
Сумма субсидии по договору составляет 170 172,36 руб. (пункт 3.1 договора).
Перечисление субсидии осуществляется департаментом на расчетный счет получателя субсидии в течение 5 рабочих дней со дня получения денежных средств (пункт 3.2 договора).
В соответствии с пунктом 6 договора настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до 25 декабря 2012 года.
Департаментом обязательства по договору исполнены, субсидия в сумме 170 172,36 руб. перечислена на расчетный счет ответчика платежным поручением N 4762420 от 10.11.11 г.
Пунктом 22 Положения о порядке предоставления субсидий начинающим предпринимателям на компенсацию затрат по организации собственного дела (утверждено постановлением Администрации района от 20.05.2009 N 134) установлено, что для осуществления контроля за соблюдением условий договора Администрация района ежеквартально проводит проверку выполнения обязательств получателями субсидий на основании предоставленных ими отчетов.
Из представленного отчета получателя поддержки установлено, что предпринимателем нарушены условия договора, не исполнены обязательства по созданию и сохранению одного рабочего места со среднемесячной оплатой труда не менее 9 000 руб. на период действия договора (пункты 2.2.3 и 2.2.4 договора).
25.12.12 департаментом в адрес предпринимателя направлено уведомление N 20/3754/3 о расторжении договора в одностороннем порядке и необходимости возврата полученной субсидии в размере 170 172,36 руб. в течение 20 рабочих дней с даты получения уведомления. В установленный срок субсидия истцу возвращена не была, что и послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что с предпринимателя обоснованно взысканы 170 172,36 руб. в пользу департамента в возврат субсидии ввиду следующего.
Правовые последствия неисполнения предпринимателем указанных обязательств приведены в п. 4.1 договора. Согласно данному пункту в случае установления фактов неисполнения получателем субсидии обязательств, указанных в п. 2.2 договора, либо установлении факта представления недостоверных сведений, а также необоснованного получения субсидии, департамент предпринимательства принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и/или о возврате субсидии и расторгает договор в одностороннем порядке в соответствии со ст. 450 ГК РФ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Областного закона Ростовской области от 13.05.2008 N 20-ЗС "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области" субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность в Ростовской области, также оказывается организационная поддержка в виде:
1) создания условий для расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к финансовым ресурсам банковских учреждений и микрофинансовых организаций;
2) содействия устранению административных барьеров, координации деятельности органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные и разрешительные функции, в части снижения уровня излишнего администрирования;
3) обеспечения открытости процедур предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Положением о порядке использования средств областного бюджета на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, утвержденным Постановлением Администрации РО от 23 марта 2006 года N 104 установлен порядок использования средств областного бюджета, направляемых на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела.
Пунктами 2, 3, 4 Положения предусмотрено, что субсидия предоставляется субъекту малого предпринимательства при условии осуществления предпринимательской деятельности не более 1 года со дня государственной регистрации, средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, выделяются на возмещение части затрат, указанных в бизнес-плане начинающего предпринимателя, произведенных с даты государственной регистрации начинающего предпринимателя до даты регистрации заявки на предоставление субсидии заявка, субсидия предоставляется в размере 70 процентов от фактически произведенных затрат, но не более 200 тыс. рублей.
Из пункта 4 Положения следует, что средства областного бюджета, предусмотренные на предоставление субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела, направляются на возмещение затрат, в том числе стоимости приобретенных основных средств и материалов в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя.
Пунктом 20 Положения предусмотрено, что в случае выявления фактов представления недостоверных сведений или нарушения условий договора министерство экономики области принимает решение о полном или частичном возврате субсидии с выплатой штрафных санкций в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы субсидии, подлежащей возврату за каждый день использования бюджетных средств с момента их получения получателем субсидии до момента их возврата в областной бюджет.
Таким образом, из содержания и смысла Областной целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009 - 2011 годы и Положения следует, что субсидия для начинающего предпринимателя выделялась на цели организации собственного дела путем возмещения части затрат на создание рабочего места.
Из текста договора о предоставлении субсидии N 149 от 15.07.11 следует, что его основной целью является организация начинающим предпринимателем собственного дела. При этом, предпринимателю в ходе организации собственного бизнеса следовало обеспечить создание рабочего места с определенной среднемесячной зарплатой, сохранить это место на период действия договора, предоставлять по запросу департамента необходимую информацию для осуществления последним контроля по исполнению договора.
Как верно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предпринимателем выполнены условия договора об организации собственного дела (цветочный павильон), которое действует по настоящее время, однако, как из отчета получателя субсидии, так и из пояснений ответчика следует, что на основании приказа N 1-К от 01.02.12 г. была принята на работу гражданка Холодова Т.А., а 31.05.12 г. в соответствии с приказом N 04-К трудовые отношения с Холодовой Т.А. были прекращены.
Доказательств приема на работу иных сотрудников, после увольнения гражданки Холодовой Т.А. предпринимателем в материалы дела не представлено. Более того, в суде первой инстанции предприниматель подтвердил, что спорное рабочее место никем замещено не было.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела выводу о том, что предпринимателем в нарушение условий п. 2.2.4 договора не обеспечено сохранение рабочего места, что в силу п. 4.1 договора является основанием для принятия департаментом решения об отказе в предоставлении субсидии и/или о возврате субсидии и расторжении договора в одностороннем порядке в соответствии со ст. 450 ГК РФ.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет субсидию как форму предоставления бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки.
Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы юридическим лицом (получателем) не по целевому назначению.
Судом первой инстанции правильно установлено, что фактически цели, обозначенные спорным договором, не достигнуты, доказательств использования бюджетных средства по целевому назначению в соответствии с условиями договора не представлено, как и не представлено доказательств того, что ответчиком были предприняты все необходимые меры для поиска квалифицированного работника на имеющуюся вакансию, которая не была замещена.
Кроме того, решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.06.2013 г. арбитражный суд обязал предпринимателя в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок, переданный ему по договору аренды от 30.01.12 N 2012/15, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Радио, 26-м, площадью 24 кв.м., от торгового павильона и передать свободный земельный участок Комитету по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Департамент является надлежащим субъектом, представляющим интересы бюджета субъекта федерации и обязан сам обеспечить учет и перечисление денежных средств. В связи с чем указание на взыскание в пользу бюджета должно быть произведено в форме взыскания в пользу лица, обеспечивающего поступление в бюджет этих средств, то есть истца.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-4675/2013
Истец: Департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области
Ответчик: ИП Иванов Валерий Витальевич
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8854/13
22.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8854/13
08.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13783/13
12.07.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-4675/13