город Москва |
|
7 октября 2013 г. |
дело N А40-6927/13 |
Резолютивная часть постановления оглашена 30.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Лепихина Д.Е., Румянцева П.В.
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "ТАРКЕТТ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2013
по делу N А40-6927/13, принятого судьей Ласкиной С.О.
по заявлению ЗАО "ТАРКЕТТ" (446300, Самарская область, Отрадный Промышленная зона, д. 1, ИНН 6340007043, ОГРН 1026303207226)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (ОГРН 1097746580822, 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15)
о признании незаконным постановления;
при участии:
от заявителя: |
Богданова А.А. по доверенности от 09.01.2013; |
от заинтересованного лица: |
Шикалова М.А. по доверенности N 24/2013 от 09.01.2013; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2013 в удовлетворении заявленных ЗАО "ТАРКЕТТ" требований о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 07.12.2012 по делу об административном правонарушении N 1098/16/05-12 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и предписания от 07.12.2012 об устранении нарушения земельного законодательства, отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности у административного органа имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и управления в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что вмененное заявителю правонарушение выразилось в использовании земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002007:67 (площадью 312339 кв. м.), расположенного по адресу: Москва, Западная часть Нагатинской поймы, без оформленных в установленном порядке документов на землю, под размещение и эксплуатацию здания с адресным ориентиром: Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 7.
В обоснование заявленных требований общество сослалось на нарушение процедуры привлечения его к административной ответственности, а также на отсутствие события и недоказанность состава административного правонарушения и вины общества.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на исследовании представленных документов в совокупности с другими доказательствами, имеющими значение для дела.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по использованию и охране земель от 20.08.2012 N 646/ГЗН, проведена плановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке, расположенном по адресу: Москва, Западная часть Нагатинской поймы, в ходе которой установлено, что по указанному адресу расположен земельный участок с кадастровым номером 77:05:0002007:67 площадью 312339 кв. м., предоставленный ОАО "Московский бизнес инкубатор" в долгосрочное пользование в соответствии постановлением Правительства Москвы от 23.09.2003 N 792-ПП (МКЗ от 30.09.2003 N РД1-1852/3), распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 12.04.2005 N 01-41-804, распоряжением префекта ЮАО г. Москвы от 11.10.2005 N 01-41-2838, оформленный договором аренды земельного участка от 13.04.2005 N М-05-024480 (запись регистрации от 16.05.2005 N 77-77-14/004/2005-318), дополнительными соглашениями от 24.11.2005 (запись регистрации от 29.12.2005 N 77-77-14/014/2005-616), от 29.05.2008 (запись регистрации 18.07.2008 N 77-77-14/004/2008-494), 12.03.2010 (запись регистрации 23.04.2010 N 77-77-14/003/2010-660), сроком на 49 лет, для проектирования, строительства и эксплуатации Московского городского технопарка "Нагатино-ЗИЛ", а также установлено, что часть помещений в здании (расположенном на земельном участке с кадастровым номером 77:05:0002007:67) с адресным ориентиром: Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 7, занимает и использует сторонняя организация, а именно: помещения (расположенные в указанном здании) общей площадью 2036, 7 кв. м., принадлежат на праве собственности ЗАО "ТАРКЕТТ" (запись регистрации от 11.05.2011 N 77-77-05/012/2012-107).
На момент проведения проверки правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на занимаемый земельный участок с кадастровым N 77:05:0002007:67, используемый под размещение и эксплуатацию здания с адресным ориентиром: Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 7, часть помещений которого принадлежит на праве собственности ЗАО "ТАРКЕТТ", не предоставлены.
Сведения о зарегистрированных правах ЗАО "ТАРКЕТТ" на используемый земельный участок (его часть) с кадастровым номером 77:05:0002007:67, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент проведения проверки, не представлены.
Таким образом, административным органом в действиях ЗАО "ТАРКЕТТ" установлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании части земельного участка без оформленных в установленном порядке документов на землю, ответственность, за которое установлена ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.10.2012 отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 1645/05 и вынесено оспариваемое постановления по делу об административном правонарушении N 1098/16/05-12 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, с назначением обществу административного наказания в виде административного штрафа в размере 15.000 руб.
07.12.2012 Управлением выписано предписание об устранении нарушения земельного законодательства по делу об административном правонарушении N 1098/16/05-12.
В соответствии со ст. 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Материалами дела подтверждается объективная сторона правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 77:05:0002007:67 без правоустанавливающих документов.
В тоже время, используя земельный участок площадью 3112339 кв. м., с без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, заявитель тем самым нарушает требования земельного законодательства.
В целях объективного рассмотрения данного административного дела и принятия законного и обоснованного решения 27.11.2012 в Департамент направлен запрос по вопросу предоставления информации об оформленных земельно-правовых отношения между Департаментом и ЗАО "ТАРКЕТТ" по использованию земельного участка (его части) по адресу: Москва, Западная часть Нагатинской поймы с кадастровым номером 77:05:0002007:67, а также (в случае отсутствия земельно-правовых отношений) порядка и срока оформления земельно-правовых отношений по использованию земельного участка по адресу: Москва, Западная часть Нагатинской поймы с кадастровым номером 77:05:0002007:67.
Согласно предоставленной Департаментом информации (письмо исх. от 03.12.2012 N 33-1-30540/12-(0)-1) на земельный участок по адресу: Москва, Западная часть Нагатинской поймы с кадастровым номером 77:05:0002007:67 с ОАО "Московский бизнес инкубатор" оформлен договор аренды земельного участка от 13.04.2005 N М-05-024480 сроком до 13.04.2054, для проектирования, строительства и эксплуатации Московского городского технопарка "Нагатино-ЗИЛ". Кроме этого, оформлен Градостроительный план земельного участка N RU77-126000-002309, утвержденный приказом Москомархитектуры от 30.11.2010 N 2011, заключен инвестиционный контракт N 12-042935-5501-0148-00001-07 от 14.03.2007. Осуществляется строительство, которое ведется в 5 очередей. В настоящее время часть завершенных строительство объектов введена в эксплуатацию (1 очередь) и передана в собственность третьих лиц.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приватизацию на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица -собственники зданий, строений, сооружений.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В целях формирования земельных участков для эксплуатации зданий по адресу: Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 1, корп. 2, корп. 3, корп. 5, корп. 7, ул. Автозаводская, д. 23, стр. 16 (расположенных на спорном земельном участке), собственникам помещений необходимо обратиться в службу "одного окна" Департамента с заявлением на предоставление государственной услуги "выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории" в порядке, утвержденном постановлением Правительства г. Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП, предоставив необходимый комплект документов, а также письменное согласие ОАО "Московский бизнес инкубатор" на выдел земельных участков под зданиями и согласованную схему раздела земельного участка с указанием границ, для дальнейшего оформления договоров аренды земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако обществом не приняты необходимые меры (содержащиеся в письме Департамента от 03.12.2012 N 33-1-30540/12-(0)-1) в целях формирования земельного участка под зданием с адресным ориентиром: Москва, проспект Андропова, д. 18, корп. 7, часть помещений которого принадлежит на праве собственности ЗАО "ТАРКЕТТ" и дальнейшего оформления договоров аренды земельных участков в соответствии с п. 3 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не представлено в материалы дела доказательств, подтверждающих, что им предпринимались меры по соблюдению требований действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы относительно нарушения процедуры привлечения к ответственности, в том числе относительно направления телеграммы по другому адресу, отклоняются, как несостоятельные, выводы суда первой инстанции основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтвердилось в ходе повторного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, доказательств обратного не представлено (ст. 65 АПК РФ). Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ч. 5 ст. 211, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.08.2013 по делу N А40-6927/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6927/2013
Истец: ЗАО "ТАРКЕТТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ОАО "Московский бизнес инкубатор"