г. Томск |
|
12 апреля 2012 г. |
Дело N 07АП-2223/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С.В.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Есиповым А.С.
с использованием средств аудиозаписи,
при участии:
от заявителя: Рукиной Е. В. по дов. от 05.12.2011,
от заинтересованного лица: Круговой Т. Н. по дов. от 28.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2012
по делу N А27-11472/2011 (судья Кузнецов П. Л.)
по заявлению открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" (ИНН 4212024138, ОГРН 1074212001368)
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "СУЭК-Кузбасс" (далее - ОАО "СУЭК-Кузбасс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области (далее - МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, Инспекция), выразившиеся в отражении в справке N 834 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.07.11 информации о наличии у налогоплательщика задолженности, в отношении которой утрачена возможность взыскания в размере 5 580 459,21 руб., об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества - списать задолженность в сумме 5 580 459,21 руб., в отношении которой утрачена возможность взыскания.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2012 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт: в части удовлетворения требований о признании незаконными действий Инспекции о выдаче справки производство по делу прекратить, в остальной части требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующие обстоятельства:
- при выдаче справки N 834 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 13.07.2011 ОАО "СУЭК-Кузбасс" налоговый орган, руководствуясь статьей 16 АПК РФ, действовал в строгом соответствии с судебными актами по делу N А27-9592/2009, сторонами которого являлись ОАО "СУЭК-Кузбасс" и МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, то есть выдал справку с отражением задолженности на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 580 459,21 руб. с комментарием (справочно), что по ней утрачена возможность взыскания;
- спор об обязании налогового органа принять решение о списании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном статьей 59 НК РФ, рассматривался ранее арбитражным судом по делу N А27-9592/2009, то есть имеется вступивший в законную силу принятый по спору судебный акт между теми же лицами, о том же предмете, по тем же основаниям, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению;
- у налогового органа отсутствуют правовые основания для администрирования, взыскания и списания указанной суммы задолженности.
Более подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО "СУЭК-Кузбасс" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения, указывая, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта не имеется.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения по доводам отзыва.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей заявителя и налогового органа, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "СУЭК-Кузбасс" заявлением N 27-12-01 от 27.12.2010 обратилось в МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области о списании задолженности по пени и штрафам, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 5 580 459,21 руб.
Судебными актами по делу N А27-9592/2009 установлено, что указанная задолженность - задолженность по пени, штрафу за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть взыскана в связи с утратой правовой возможности ее взыскания налоговым органом.
В соответствии со справкой органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.07.2011 указанная задолженность у ОАО "СУЭК-Кузбасс" отсутствует.
Решение о списании указанной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование налоговым органом не принято.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что обязанностью налогового органа являлось списание указанной задолженности в соответствии с обращением налогоплательщика от 27.12.2010 N 27-12-01.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 334-О-О, недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, и задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными, если их уплата и (или) взыскание оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера (статья 59 НК РФ).
Суд первой инстанции установил, что согласно постановлению Седьмого арбитражного суда апелляционного суда от 02.12.2009 по делу N 07АП-9117/09 (А27-9592/2009) у общества имеется задолженность, в отношении которой утрачена возможность ко взысканию, в том числе, в сумме 5 580 459,21 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и пришел к выводу о том, что налоговый орган был обязан списать указанную задолженность в соответствии с обращением налогоплательщика от 27.12.10 N 27-12-01.
Между тем судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства.
Общество полагает, что имеются основания для списания задолженности в сумме 5 580 459,21 руб. и списать задолженность должен налоговый орган.
Поддерживая позицию общества, суд первой инстанции руководствовался подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ и постановлением Седьмого арбитражного суда апелляционного суда от 02.12.2009 по делу N 07АП-9117/09 (А27-9592/2009), считая указанное постановление судебным актом, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела исходит из следующего.
В пункте 1 статьи 59 НК РФ приведен перечень оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, числящихся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, безнадежными к взысканию.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ одним из оснований является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ "Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам" утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1 Порядка списанию подлежит недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам, в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, а также налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что последний применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным, в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Согласно пункту 3 Порядка решение о признании указанной в пункте 1 Порядка задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.1 - 2.3 Порядка; руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
В пункте 4 приложения N 2 к приказу Федеральной налоговой службы России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@ установлен перечень документов, которые необходимо представить в случае наличия основания, предусмотренного пунктом 2.4 Порядка: копию судебного акта, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания; справку налогового органа по месту учета организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что общество в качестве основания для признания задолженности безнадежной к взысканию и ее списания сослалось в суде первой инстанции на судебные акты по делу N А27-9592/2009.
Между тем, в постановлении Седьмого арбитражного суда апелляционного суда от 02.12.2009 по делу N А27-9592/2009 не установлено, что Инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания. В соответствии с резолютивной частью данного постановления, отменившего в части решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2009, признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области, выразившиеся в выдаче справки N 524 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.04.2009 года о наличии у открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" задолженности в размере 51 448 036,45 руб. без отражения информации о невозможности взыскания данного долга в принудительном порядке; апелляционный суд обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.04.2009 года о наличии у открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" задолженности по пеням и штрафным санкциям на обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в размере 51 448 036,45 руб. с отражением информации о невозможности взыскания данного долга в принудительном порядке.
К тому же, признание судом возможности взыскания пени и штрафов утраченной возможно только по заявлению налогового органа о взыскании данной задолженности с общества, то есть в случае совершения налоговым органом действий, затрагивающих права и законные интересы. Между тем, налоговым органом не предпринимались какие-либо действия, направленные на взыскание с общества задолженности, отраженной в спорной справке (иного не следует из материалов дела), а нарушение Инспекцией сроков взыскания такой задолженности само по себе не влечет прекращение обязанности налогоплательщика по уплате задолженности. Указанная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.10.2011 по делу N А45-5164/2011.
Таким образом, в рамках дела N А27-9592/2009 не принят судебный акт, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ, являющейся основанием для признания налоговым органом задолженности общества безнадежной к взысканию.
Апелляционный суд принимает во внимание также то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 1 Порядка списанию налоговым органом подлежит, в том числе задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года. В то же время из представленной обществом информации о структуре задолженности, которая по его мнению, подлежит списанию налоговым органом, основная часть задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование образовалась по долгам правопредшественников по состоянию на 2004 год (л.д. 36 т.1), то есть позднее 01.01.2001.
С 01.01.2010 администратором страховых взносов в пенсионные фонды и фонды обязательного пенсионного страхования является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 60 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание недоимки, пени и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшееся на 31.12.2009, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 820 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные и внебюджетные Фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" решение о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование принимает Пенсионный фонд Российской Федерации.
ОАО "СУЭК-Кузбасс" в материалы дела представлена справка органа Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.07.2011, согласно которой текущая задолженность у ОАО "СУЭК-Кузбасс" по состоянию на указанную дату отсутствует.
Однако доказательств обращения общества в Пенсионный фонд с заявлением о признании безнадежными к взысканию и списанию задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся у него до 2004 года, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований общества у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене. Доводы Инспекции об отсутствии у нее оснований для списания задолженности общества в сумме 5 580 459,21 руб. апелляционный суд признает правомерными.
Ссылка Инспекции на то, что производство по делу подлежит прекращению, поскольку имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу N А27-9592/2009 между теми же лицами, о том же предмете, по тем же основаниям, является необоснованной, поскольку предмет и основания по настоящему делу и по делу N А27-9592/2009 - разные.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2012 по делу N А27-11472/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "СУЭК-Кузбасс" требований отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "СУЭК-Кузбасс" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.В. Кривошеина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11472/2011
Истец: ОАО "СУЭК-Кузбасс"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N1 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
16.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
18.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14468/12
19.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3260/12
12.04.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2223/12
12.01.2012 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-11472/11