город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2013 г. |
дело N А53-10859/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: представителя по доверенности Устиновой Я.И. (доверенность от 19.11.12 N 61АА1773068, сроком до 31.12.13);
от заинтересованного лица: представитель не явился (уведомление от 30.08.13 N 52349);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2013
по делу N А53-10859/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", филиала "Северо-Кавказская железная дорога"
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления N 198/07-12/13 от 07.05.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принятое судьей Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления N 198/07-12/13 от 07.05.13 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ.
Дело рассматривалось судом в порядке упрощённого производства.
Решением суда от 26.07.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях общества имеется состав вменённого ему в вину административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что вина общества во вменяемом административном правонарушении отсутствует. Общество приняло все необходимые и возможные меры для соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности и проявило объективную степень заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей владельца объекта железнодорожной инфраструктуры, подлежащего проведению оценки уязвимости.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощённого производства.
Управление своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя управления.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 03.04.13 управлением, на основании распоряжения начальника УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора N 129 от 27.02.13, проведена внеплановая выездная проверка на предмет выполнения ранее выданного инспекторского предписания от 20.06.2012 года N 000441 в отношении железнодорожной станции Армавир-Ростовский Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - филиала общества, осуществляющего свою деятельность по адресу: ул.Мира 22, д.1, г.Армавир, Краснодарский край.
О проведении внеплановой проверки юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (факсимильным сообщением 27.03.2013). Законный представитель юридического лица на проведение проверки не прибыл. При проведении проверки присутствовал начальник железнодорожной станции Армавир-Ростовский Дидыч М.В..
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства РФ о транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ, п. 5.7 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта", приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 "О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" - на железнодорожной станции Армавир-Ростовский не обеспечено проведение оценки уязвимости.
03.04.13 неисполнение требований инспекторского предписания от 20.06.12 N 000441 зафиксированы в акте проверки N 129/07.
03.04.13 государственным инспектором управления обществу выдано инспекторское предписание N 000210, которым обществу предписано в срок до 03.06.13 устранить выявленные правонарушения.
19.04.13 по факту невыполнения инспекторского предписания от 20.06.12 года N 000439 составлен протокол N 400747 в отношении общества. О составлении протокола юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (факсимильным сообщением 08.04.13). Общество уведомлялось путем направления факсимильного сообщения на телефонный номер (499) 262-90-95, указанный в качестве контактного на официальном сайте общества (htpp://rzd.ru/). Таким же образом в адрес юридического лица направлялись необходимые процессуальные документы.
Законный представитель юридического лица на составление протокола не явился. Копия протокола с извещением о месте и времени рассмотрения административного правонарушения направлена юридическому лицу факсимильным сообщением 19.04.13.
07.05.13 начальником отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления в присутствии законного представителя общества К.П.Сокола -вынесено постановление N 198/07-12/13 о привлечении общества к административной ответственности по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом постановление является законным и обоснованным ввиду следующего.
Согласно ст. 23.36 КоАП РФ управление является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 10 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, протокол об административном правонарушении и постановление составлены уполномоченным должностным лицом имеющим соответствующие полномочия на его составление.
Часть 10 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
Принципы правового регулирования указанных отношений определены Федеральным законом N 16-ФЗ от 09.02.2007 "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
В соответствии с п.9 ст.1 Федерального закона N 16-ФЗ общество является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Армавир-Ростовский.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора по тарифам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и государственный контроль (надзор) за их применением.
В соответствии с п.5.7 Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Как верно установлено судом первой инстанции, железнодорожная станция Армавир-Ростовский внесена в Реестр категорированных объектов, ей присвоена 2 категория (реестровый ЖСП 403251 от 03.03.2011). О присвоении реестрового номера и категории общество уведомлено 25.03.11.
В соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденными приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства и утвержденное в установленном порядке результатов оценки уязвимости в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
Согласно ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие брони безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона N 16-ФЗ, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса России от 26.07.2011 N 199 в целях исключения избыточного нормативного регулирования процедуры проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств вносились изменения в п.4 приказа Минтранса России от 12.04.2010 N 87, исключались слова "на основании методик проведения оценки уязвимости". Из указанного следует, что порядок проведения оценки уязвимости был упрощен, а препятствий для ее проведения со стороны нормативной базы не было; кроме того, данные изменения касались исключительно специализированных организаций, проводящих оценку уязвимости, а не ОАО "РЖД".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с Письмом ФСТ России от 15.12.2010 N ДС-10109/7 специализированные аккредитованные организации должны проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на основе договора по тарифам, установленным ФСТ России.
Из сведений, представленных в материалы дела, следует, что по состоянию на 10.04.12 утверждены тарифы в ФСТ более 50 специализированных организациям в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте. Перечень аккредитованных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта размещен на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) htpp://www.roszeldor.ru/.
Перечень аккредитованных организаций в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта размещен на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) http://www.roszeldor.ru/.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели надлежащих доказательств своевременного и адекватного реагирования в части выполнения инспекторского предписания. Общество не представило надлежащих доказательств, что обращалось в управление с ходатайством о продлении срока инспекторского предписания, равно как и не доказало, что административным органом для выполнения предписания представлен неразумный, короткий срок
Обществом выданное предписание от 20.06.12 года N 000441 в установленном законом порядке не обжаловалось.
Из вышеизложенного следует, что меры для реализации требований законодательства о транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Армавир-Ростовский общество приняло не все, а те которые оно принимало, были несвоевременны.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судами первой и апелляционной инстанциями не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования законного предписания, однако, данного обязательства не исполнило в установленный срок.
Таким образом, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства и довод общества о том, что отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности по ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку правонарушение совершено по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем, отсутствует вина общества, суд первой инстанции правильно оценил критически.
Факт совершения обществом правонарушения подтверждается материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 19.5 КоАП РФ.
При вынесении постановлений административный орган должен выяснить наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств по делу (ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), привлекался ли ранее правонарушитель к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения совершенного на ОТИ железнодорожная станция Армавир-Ростовский (ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ).
Таким образом, учитывая, что факт противоправного действия и нарушения доказан и подтвержден материалами дела, правонарушение квалифицированно правильно, вид административного наказания назначен верно, равно как и верно определен размер примененного административного штрафа, с учетом обстоятельств, отягчающих административную ответственность (20 000 рублей), суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10859/2013
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской региональной дирекции ж/д вокзалов структурного подразделения Дирекции ж/д вокзалов-филиала ОАО "РЖД", ОАО РЖД
Ответчик: УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта