г. Санкт-Петербург |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А56-21723/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.,
судей Лопато И.Б., Фокиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Беляевой Ю.А.,
при участии:
от заявителя: Лукьянова Т.И. по доверенности от 10.01.2013 N 07;
от заинтересованного лица: Сибиренкова Н.В. по доверенности от 24.04.2013 N 57;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18573/2013) закрытого акционерного общества "Стройкомплекс XXI" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 по делу N А56-21723/2013 (судья Сергеева О.Н.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Стройкомплекс ХХI"
к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа
установил:
закрытое акционерное общество "Стройкомплекс XXI" (ОГРН 1027810269178, место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 12, корп. 2; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1027807593318, место нахождения: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83; далее - администрация, уполномоченный орган) в выдаче разрешения на строительство индивидуальных блокированных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 78:34:4427:3, расположенном по адресу: пос. Лисий нос, ул. Песочная, 5, а также об обязании уполномоченного органа выдать испрашиваемое разрешение.
Решением от 24.07.2013 суд первой инстанции заявление организации оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе общество просит судебный акт от 24.07.2013 по настоящему делу отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Как указывает податель жалобы, на соответствующем земельном участке им планируется возведение индивидуальных жилых (блокированных) домов. По мнению заявителя, им соблюдены для этого все обязательные требования как Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", так и Градостроительного плана, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 22.10.2012 N 2205. Кроме того, податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости получения им заключения Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга.
В судебном заседании представитель общества настаивал на апелляционной жалобе, а представитель администрации возражал против ее удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в январе 2013 года общество подало в администрацию заявление о выдаче разрешения на строительство объекта - индивидуальных блокированных жилых домов на земельном участке площадью 9 193 кв.м, кадастровый номер 78:34:4427:3, принадлежащем организации на праве собственности и расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, Песочная улица, дом 5, литера А, а также предназначенном для индивидуального жилищного строительства (листы дела 6, 9). К своему заявлению ее податель приложил все необходимые документы.
Письмом от 11.02.2013 N 01-20-000079/13-0-1-вх уполномоченный орган отказал заявителю в выдаче испрашиваемого документы со ссылкой на то, что размещение блокированных жилых домов на названном земельном участке не соответствует требованиям градостроительного плана этого участке (лист дела 7). Как разъяснила администрация, согласно перечню разрешенного использования земельного участка в данной территориальной зоне размещение блокированных жилых домов не допускается и не дает застройщику право осуществлять строительство таких домов в функциональной зоне, не предназначенной для указанных целей.
Не согласившись с законностью отказа уполномоченного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Отклоняя предъявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок относится к территориальной зоне Т1Ж2-1, в которой размещение блокированных жилых домов не допускается. Суд сослался и на письмо Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 11.06.2013 N 1-1-27950/2, направленное в адрес администрации, в соответствии с которым на основании обращения ЗАО "Стройкомплекс XXI" по вопросу застройки земельного участка комитет утвердил градостроительный план указанного земельного участка с назначением объекта капитального строительства - индивидуальные (одноквартирные) жилые дома. Одновременно КГА разъяснил порядок отнесения земельных участков к основным или условно разрешенным видам использования, путем обращения в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга и в случае принятия Комиссий положительного решения - прохождение процедуры публичных слушаний в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 05.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге". С учетом изложенного суд первой инстанции не выявил в действиях уполномоченного органа нарушений действующего законодательства в части отказа в выдаче испрашиваемого организацией разрешения на строительство.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене в свете следующего.
Согласно пункту первому статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии с пунктом девятым статьи 1 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которые в свою очередь определяются правилами землепользования и застройки (пункты 8, 9 статьи первой, пункт второй статьи 30 Градостроительного кодекса).
В силу пункта второго статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт третий статьи 85 ЗК РФ).
Согласно пункту второму 2 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Как следует из материалов дела, на основании обращения общества КГА распоряжением от 22.10.2012 N 2205 утвердил градостроительный план N RU 78100000-15262 земельного участка по адресу: Санкт-Петербургу, поселок Лисий Нос, Песочная улица, дом 5, литера А, с назначением объекта капитального строительства - индивидуальные (одноквартирные) жилые дома (листы дела 10-19).
В силу Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 N 728-99 "О генеральном плане Санкт-Петербурга" принадлежащий организации земельный участок отнесен к функциональной зоне 1ЖД - зоне застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными, коллективных садоводств с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Исходя из пункта 2.1 утвержденного градостроительного плана "информация о разрешенном использовании земельного участка", в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" спорный земельный участок относится к территориальной зоне Т1Ж2-1 - жилой зоны индивидуальных (одноквартирных) жилых домов (отдельно стоящих и (или) блокированных) с участками не менее 150 квадратных метров, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры (виды разрешенного использования и предельные параметры)
Статья 17 приведенного Закона (пункт второй) в качестве одной из целей выделения зоны предусматривает развитие на основе существующих и вновь осваиваемых территорий малоэтажной жилой застройки зон комфортного жилья, включающих отдельно стоящие и блокированные индивидуальные (одноквартирные) жилые дома.
Таким образом, вопреки утверждению администрации, поддержанному судом первой инстанции, действующее законодательство и выданный обществу градостроительный план прямо закрепляет возможность строительства на спорном земельном участке индивидуальных (одноквартирных) жилых домов как отдельно стоящих, так и блокированных.
Согласно заключению общества с ограниченной ответственностью "Институт Территориального Развития" о возможности размещения на принадлежащем заявителю земельном участке блокированной индивидуальной жилой застройки, подготовленному по запросу общества, жилой дом блокированной застройки не является самостоятельным видом разрешенного использования, а представляет собой особый тип дома, применительно к настоящему спору - индивидуального одноквартирного (листы дела 42-49).
Доказательств обратного уполномоченный орган суду не представил.
Более того, в письме от 29.12.2010 N 1-4-78164/5, направленному обществу с ограниченной ответственностью "СВиК", КГА подтвердил принципиальную возможность размещения блокированных индивидуальных (одноквартирных) жилых домов на земельном участке кадастровый номер 78:34:4427:3, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий Нос, улица Песочная, дом 5, литера А, и находящемся в пределах территориальной зоны Т1Ж2-1 (листы дела 50-51).
В условиях состязательности процесса (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и как заинтересованная сторона по делу администрация не привела мотивированных объяснений в отношении такого дифференцированного подхода по вопросу застройки спорного земельного участка.
В связи с вышеприведенным суд апелляционной инстанции критически относится к письму КГА от 11.06.2013 N 1-1-27950/2, на которое сослался суд первой инстанции, с разъяснением порядка отнесения земельных участков к основным или условно разрешенным видам использования.
Следовательно, отказ уполномоченного органа в выдаче испрашиваемого обществом разрешительного документа по приведенному основанию является необоснованным, а потому и незаконным.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации дополнительно пояснил, что выдача заявителю разрешения противоречит подпункту второму пункта шестого статьи 17 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", а именно: отсутствуют уже отдельно сформированные земельные участки под домами размером не менее 150 кв.м.
Возражая против такой позиции уполномоченного органа, представитель заявителя сослался на то, что разделение земельного участка по количеству домов возможно только после осуществления строительства. В подтверждение этого общество представило письмо КГА от 18.01.2013 N 1-1-1950/юр, приобщенное апелляционным судом к материалам дела и содержащее разъяснения соответствующего содержания.
Суд апелляционной инстанции отклоняет озвученный администрацией довод, так как формирование участков после осуществления застройки не противоречит требованиям пункта статьи 17 Приложения 3 к Закону Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" после строительства, пункта 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса.
Кроме того, в материалах дела имеется разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом иному субъекту на строительство 20 индивидуальных жилых (блокированных) домов на одном земельном участке без его разделения (лист дела 52). В этом документе администрация также прямо указала на то, что земельный участок подлежит разделу по окончании строительства в соответствии со статьей 17 части II Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
При этом указанная позиция уполномоченного органа никакими нормативными правилами, доводами, мотивированными обоснованиями, доказательствами относительно законности различного разрешения одного и того же вопроса не сопровождается.
Учитывая изложенное, следует признать, что суд первой инстанции неправомерно отклонил предъявленные организацией требования, ввиду чего суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявления общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение дела первой и апелляционной инстанциями взыскиваются с администрации в пользу заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 по делу N А56-21723/2013 отменить.
Признать незаконным отказ Администрации Приморского района Санкт-Петербурга в выдаче закрытому акционерному обществу "Стройкомплекс XXI" разрешения на строительство индивидуальных блокированных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 78:34:4427:3, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий нос, ул. Песочная, 5.
Обязать Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга выдать закрытому акционерному обществу "Стройкомплекс XXI" разрешение на строительство индивидуальных блокированных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 78:34:4427:3, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, поселок Лисий нос, ул. Песочная, 5.
Взыскать с Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (ОГРН 1027807593318, 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83) в пользу закрытого акционерного общества "Стройкомплекс XXI" (ОГРН 1027810269178, 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 12, корп. 2) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 09.04.2013 N 5436, за подачу иска в суд, и 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 01.08.2013 N 946, за подачу апелляционной жалобы.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Стройкомплекс XXI" (ОГРН 1027810269178, 194044, Санкт-Петербург, ул. Смолячкова, д. 12, корп. 2) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 01.08.2013 N 946 за подачу апелляционной жалобы
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21723/2013
Истец: ЗАО "Стройкомплекс ХХI"
Ответчик: Администрация Приморского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1733/14
11.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1733/14
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9490/13
14.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18573/13
24.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-21723/13