г. Владивосток |
|
14 октября 2013 г. |
Дело N А51-22015/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 октября 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания",
апелляционное производство N 05АП-4310/2013
на решение от 06.03.2013
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-22015/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания" (ИНН 2505012146, ОГРН 1092505000312, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.09.2009) к Департаменту лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.09.2007)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Дальнереченсклес" (ИНН 2514004590, ОГРН 1022500639501)
о признании решения незаконным,
при участии:
от ООО "Малиновская золоторудная компания": Ноготков А.И., представитель по доверенности от 16.03.2012, сроком действия три года, без права передоверия;
от ООО "Дальнереченсклес": Погребняк С.Н., представитель по доверенности от 09.01.2013, сроком действия 31.01.2014;
от Департамента лесного хозяйства Приморского края: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления лесным хозяйством Приморского (далее по тексту - управление) от 12.07.2012 N 49-02-30/3399 об отказе в предоставлении лесного участка в аренду и об обязании управление принять решение о предоставлении обществу в аренду для целей выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых и строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог) лесной участок на месторождении Малиновское, расположенное в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, в 73 км к востоку от с. Пожига, в верхнем течении р. Малиновка Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского филиала Краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, общей площадью 215,6 га сроком до 23.12.2032:
для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых: а) в выделах 2, 7, 9, 10, 11, 23, 24, 37, 39 квартала N 119 и выделах 19, 22, 35 квартала N 116 - площадью 115 га; б) в выделах 1, 2, 12, 18 квартала N 129 - площадью 88 га, в) в выделах 28, 40 квартала N 128 и выделах 12, 34 квартала N 131 - площадью 5 га;
для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог): а) в выделе 1 квартала N 129 - площадью 0,44 га, б) в выделе 38 квартала N 116 и выделах 46, 47 квартала N 119 - площадью 1,96 га, в) в выделах 43, 44, 46 квартала N 128 и выделах 45, 46 квартала N 131 - площадью 5,2 га.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дальнереченсклес" (далее по тексту - третье лицо, ООО "Дальнереченсклес").
В судебном заседании 21.01.2013 суд изменил наименование Управления лесным хозяйством Приморского края на Департамент лесного хозяйства Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает незаконным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильном применении норм материального права. По мнению общества, суд первой инстанции, анализируя договор аренды лесного участка, заключенного с ООО "Дальнереческлес", не учел, что пунктом 26 данного договора предусмотрено, что передача в аренду участка лесного фонда не является основанием для прекращения прав третьих лиц, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, устанавливающим права третьих лиц.
Из проекта освоения лесов, разработанного ООО "Дальнереческлес", следует, что третье лицо имеет право заготовки древесины только в квартале 119 (выдела 10 и 23) и квартале 129 (выдел 2) Пожигинского участкового лесничества. В остальных кварталах третье лицо заготовку древесины не осуществляет.
Кроме того, суд первой инстанции не учел того, что заявитель неоднократно направлял в адрес ООО "Дальнереческлес" письма, в которых просил предоставить разрешение на проведение геологических работ либо отказаться от соответствующих лесных участков. При этом, полагает, что представленный расчет упущенной выгоды в размере 5333871 руб. является злоупотреблением правом со стороны третьего лица, поскольку фактически на запрашиваемой территории, кроме квартала 119 (выдела 10 и 23) и квартала 129 (выдел 2) Пожигинского участкового лесничества, нет деловой древесины, а также потому, что всю вырубленную древесину недропользователь все равно обязан безвозмездно передать государству, не получив за это компенсации.
Заявитель также обращает внимание коллегии на тот факт, что выделы 28 и 40 квартала 128 вообще свободны от прав третьих лиц, то есть в отношении данных участков договоры аренды с кем-либо не заключались.
Общество также считает, что суд первой инстанции, установив, что на испрашиваемых лесных участках произрастают ценные леса, а также расположена водоохранная зона, не учел, что указанные обстоятельства не являлись предметом вынесения оспариваемого отказа. Лесной кодекс РФ не запрещает проведение геологоразведочных работ, разработку месторождений или строительство, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог) на заявленных участках, а порядок и объем рубки лесных насаждений будет регулироваться проектом освоения лесов.
В обоснование своих доводов общество отмечает, что управлением не представлены доказательства того, что наличие договора аренды на использование спорных лесных участков исключает возможность их использования для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых, тем более, что рубка лесных насаждений заявителем может быть произведена только в соответствии с договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов.
На основании, изложенных в апелляционной жалобе доводов общество просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Департамент в представленном отзыве возразил против доводов общества, решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене. В удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Третье лицо по тексту представленного в материалы дела отзыва, возражало против доводов апелляционной жалобы. Считает, что департамент правомерно отказал заявителю в предоставлении в аренду спорного лесного участка. В рассматриваемом споре, по мнению ООО "Дальнереческлес", одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно. В удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать, решение суда оставить без изменения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в суд не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
01.12.2008 управление (арендодатель) и ООО "Дальнереченсклес" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка для заготовки древесины N 194/29, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, а именно: лесной участок площадью 98956,2 га, имеющий местоположение: Приморский край, Дальнереченский район, Дальнереченское лесничество, Пожигинское участковое лесничество, кварталы N 58-64, 66-71, 74, 77-80, 82-87, 92-99, 102, 104, 105, 108-112, 116-124, 129, 130, 133, 142-147, 148 (за исключением выделов 8, 9, 10, 22), 149 (за исключением выдела 3), 150-189. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
26.02.2009 приказом управления признано положительным и утверждено заключение экспертной комиссии по государственной экспертизе проекта освоения лесов по лесному участку Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского лесничества, переданному в аренду для заготовки древесины ООО "Дальнереченсклес", проведенной во исполнение приказа от 10.02.2009 N 160 "О проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов".
15.10.2010 Федеральным агентством по недропользованию заявителю выдана лицензия на право пользования недрами серия ВЛВ N 14860, вид лицензии БР на участке недр, расположенном в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, в 73 км к востоку от с. Пожига, в верхнем течении р. Малиновка.
13.06.2012 общество обратилось в управление с заявлением о предоставлении в аренду лесных участков площадью 215,6 га сроком до 23.12.2032 в границах земель лесного фонда N 13/06-12-УЛХ, в том числе для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых: а) в выделах 2, 7, 9, 10, 11, 23, 24, 37, 39 квартала N 119 и выделах 19, 22, 35 квартала N 116 - площадью 115 га; б) в выделах 1, 2, 12, 18 квартала N 129 - площадью 88 га, в) в выделах 28, 40 квартала N 128 и выделах 12, 34 квартала N 131 - площадью 5 га; и для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог): а) в выделе 1 квартала N 129 - площадью 0,44 га, б) в выделе 38 квартала N 116 и выделах 46, 47 квартала N 119 - площадью 1,96 га, в) в выделах 43, 44, 46 квартала N 128 и выделах 45, 46 квартала N 131 - площадью 5,2 га.
12.07.2012 управление направило в адрес заявителя письмо N 49-02-30/3399, которым уведомило об отказе предоставить лесные участки в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых и для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог), и предлагало, устранив замечание, подать заявление повторно, поскольку испрашиваемые в аренду лесные участки частично (в кварталах N 116, 119, 129) Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского лесничества входят в состав лесного участка, переданного в пользование ООО "Дальнереченсклес".
Заявитель посчитав, что указанное решение является незаконным, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности одновременного использования лесного участка в соответствии с различными целями деятельности, в связи с чем решение управления от 12.07.2012 N 49-02-30/3399 признал законным и обоснованным.
С указанным выводом суда, коллегия апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых заключаются без проведения аукциона.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее по тексту - Порядок N 319).
В пункте 10 названного Порядка предусмотрено, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ заинтересованное в получении права на заключение договора аренды лесного участка лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 20 Порядка N 319 в заявлении указываются следующие сведения:
а) полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, его местонахождении, адрес, реквизиты банковского счета - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество заявителя, адрес места жительства (временного проживания), данные документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты;
б) местоположение и площадь лесного участка, который предполагается взять в аренду;
в) обоснование цели, вида и срока использования лесного участка, который предполагается взять в аренду.
Согласно пункту 21 этого же Порядка к заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); и документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя).
Из материалов дела усматривается, что общество, имея лицензию ВЛВ N 14860 БР на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи коренного золота на Малиновском месторождении, расположенного в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, в 73 км к востоку от с. Пожига, в верхнем течении р. Малиновка сроком действия до 23.12.2032, выданную Управлением Федерального агентства по недропользованию по Приморскому краю 01.03.2010, реализовало свое право и обратилось в управление с заявлением о предоставлении лесных участков общей площадью 215,6 га сроком до 23.12.2032.
К указанному заявлению были приложены выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на налоговый учет, копия лицензии ВЛВ N 14860 от 25.02.2010 с приложениями, акты натурного технического обследования лесных участков, планы-схемы.
Оценив указанное заявление в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела, коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что данное заявление по своей форме и содержанию имело все необходимые сведения и к нему были приложены все необходимые документы.
Соответственно, управлению в силу действующего порядка следовало принять решение о предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду.
Между тем, суд первой инстанции, признавая обоснованным довод департамента о наличии прав третьих лиц, на испрашиваемый заявителем лесной участок, а также установив отсутствие согласия между заявителем и третьим лицом по вопросу размера подлежащих возмещению убытков, не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 1 и 11 части 1, частью 2 статьи 25 Лесного кодекса РФ заготовка древесины, разработка месторождений полезных ископаемых являются видами использования лесов; леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено этим Кодексом, другими федеральными законами.
По правилам части 5 статьи 21 Лесного кодекса РФ допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, в целях разработки месторождений полезных ископаемых.
В силу статьи 43 Лесного кодекса РФ использование лесов для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса; для этой цели лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 этой же статьи; в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 N 515 утвержден Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (далее по тексту - Порядок использования лесов N 515), согласно пункту 13 которого на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
В силу статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Лесной кодекс РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.07.2010 N 2111/10, системное толкование указанных норм законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно.
Из материалов дела усматривается, что спорный лесной участок частично находится в границах лесного участка, предоставленного ООО "Дальнереченсклес" в аренду для заготовки древесины.
В свою очередь, заявитель предполагает использовать спорный лесной участок для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых (добычи золота).
Принимая во внимание, что деятельность заявителя по выполнению работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых является самостоятельным видом лесопользования, отличным от заготовки древесины, которым занимается ООО "Дальнереченсклес", судебная коллегия считает возможным установление многоцелевого использования спорного лесного участка.
Кроме того, как следует из текста оспариваемого отказа, департамент не исключает возможности предоставления заявителю спорного участка при наличии договора аренды с ООО "Дальнереченсклес", однако настаивает на необходимости получения от данного лица согласия на проведение работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в границах предоставленных ему в аренду лесных участков либо отказа арендатора от части арендованного участка в пользу заявителя.
Данный вывод департамента является ошибочным и противоречит подпункту "а" пункта 23 Порядка N 319, в силу которого заготовка древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ, не является препятствием для предоставления лесного участка в аренду при наличии прав третьих лиц.
Учитывая, что третье лицо арендует лесной участок для заготовки древесины, при рассмотрении возможности многоцелевого использования лесного участка подпункт "а" пункта 23 Порядка N 319 применению не подлежит.
Вывод суда о невозможности совместного многоцелевого использования земельного участка, в том числе в связи с отсутствием достигнутого между заявителем и третьим лицом соглашения по вопросу подлежащих возмещению землепользователю - ООО "Дальнереченсклес" убытков в виде упущенной выгоды, коллегия считает неподтвержденным и противоречащим материалам дела.
Пунктом 6 Порядка использования лесов N 515 установлено, что использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка).
Согласно пункту 13 указанного Порядка на лесных участках, предоставленных в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов.
Следовательно, рубка лесных насаждений заявителем может быть произведена только в соответствии с договором аренды лесного участка и проектом освоения лесов.
По правилам статьи 88 Лесного кодекса РФ и пункта 28 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее по тексту - Состав проекта освоения лесов N 69) проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 3 Состава проекта освоения лесов N 69 предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 89 Лесного кодекса РФ).
Соответственно, сплошная рубка лесных насаждений заявителем может быть осуществлена только в том случае, если такая возможность будет предусмотрена проектом освоения спорного лесного участка.
Таким образом, вопросы многоцелевого использования спорного лесного участка должны быть урегулированы в проекте освоения лесного участка, а обязательная государственная экспертиза, предусмотренная статьей 89 Лесного кодекса РФ, призвана обеспечить защиту права и законных интересов арендаторов лесных участков.
Ссылки ООО "Дальнереченсклес", обосновывающие невозможность предоставления спорных лесных участков в аренду заявителю в связи с отнесением спорных лесных участков к защитным лесам и их нахождение в водоохраной зоне, коллегией отклоняются, поскольку указанные обстоятельства не являлись предметом вынесения оспариваемого отказа.
Коллегия также учитывает, что согласно приложению 2 договору аренды (том N 1 л.д. 98-99) все переданные ООО "Дальнереченсклес" лесные участки относятся к эксплуатационным лесам.
Актами натурного технического обследования лесных участков установлено, что участки пригодны для выполнения работ по геологическому изучению недр, с учетом соблюдения лесного законодательства РФ, в том числе Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах.
Таким образом, отнесение лесных участков к защитным лесам и их частичное нахождение в водоохраной зоне, также не может рассматриваться в качестве основания невозможности предоставления лесных участков в пользование заявителя в целях геологического изучения недр.
Апелляционная коллегия отмечает, что управление, отказывая заявителю в предоставлении лесного участка, и, ссылаясь на наличие прав третьего лица, являющегося арендатором, не учел, что квартал 128 является свободным от прав третьих лиц, что подтверждается представленным в материалы дела письмом Дальнереченского филиала КГКУ "Примлес" (том N 1 л.д. 56).
Поскольку требований о необходимости получения согласия арендатора лесного участка на предоставление его другому лесопользователю для иных целей, а также выплата какой-либо денежной компенсации в данном случае, нормами лесного законодательства не предусмотрено, коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в предоставлении обществу спорных лесных участков.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, коллегия считает, что оспариваемый отказ управления не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, признав незаконным решение управления об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определённые действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Пунктом 23 Порядка N 319 предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Соответственно, нарушенное право заявителя на основании статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания департамент принять решение о предоставлении обществу испрашиваемых лесных участков в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного расходы по оплате государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб. и апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежат взысканию с департамента в пользу общества.
Учитывая, что государственная пошлина за подачу заявления и апелляционной жалобы уплачена обществом в большем размере, чем предусмотрено статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.03.2013 по делу N А51-22015/2012 отменить.
Признать незаконным решение Управления лесным хозяйством Приморского края об отказе в предоставлении лесного участка в аренду от 12.07.2012 N 49-02-30/3399 как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации.
Обязать Департамент лесного хозяйства Приморского края в установленный законом срок принять решение о предоставлении ООО "Малиновская золоторудная компания" в аренду для целей выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых; строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог) лесного участка на месторождении Малиновское, расположенном в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, в 73 км к востоку от с. Пожига, в верхнем течении р. Малиновка Пожигинского участкового лесничества Дальнереченского филиала Краевого государственного казенного учреждения "Приморское лесничество" в Дальнереченском муниципальном районе Приморского края, общей площадью 215,6 га сроком до 23.12.2032: для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых: а) в выделах 2, 7, 9, 10, 11, 23, 24, 37, 39 квартала N 119 и выделах 19, 22, 35 квартала N 116 - площадью 115 га; б) в выделах 1, 2, 12, 18 квартала N 129 - площадью 88 га, в) в выделах 28, 40 квартала N 128 и выделах 12, 34 квартала N 131 - площадью 5 га; для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (автодорог): а) в выделе 1 квартала N 129 - площадью 0,44 га, б) в выделе 38 квартала N 116 и выделах 46, 47 квартала N 119 - площадью 1,96 га, в) в выделах 43, 44, 46 квартала N 128 и выделах 45, 46 квартала N 131 - площадью 5,2 га.
Взыскать с Департамента лесного хозяйства Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания" судебные расходы по оплате госпошлины за подачу заявления и апелляционной жалобы в сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей, излишне уплаченную при подаче заявления платежным поручением от 07.09.2012 N 123.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Малиновская золоторудная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 14.03.2013 N 69.
Выдать справки на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22015/2012
Истец: ООО "Малиновская золоторудная компания"
Ответчик: Управление лесным хозяйством Приморского края
Третье лицо: ООО "Дальнереченсклес"