город Ростов-на-Дону |
|
15 октября 2013 г. |
дело N А53-27514/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от истца - Попова А.Г. по доверенности от 01.07.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 по делу N А53-27514/2012, принятое в составе судьи Смольковой А.В.,
по иску открытого акционерного общества "Азовский оптико-механический завод" (ИНН 6140022069/ ОГРН 1046140009530)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: администрации города Азов, Правительства Ростовской области
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Азовский оптико-механический завод" (далее - ОАО "Азовский оптико-механический завод", истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии") об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельных участков.
Определением суда от 18.10.2012 приняты уточненные исковые требования в следующей редакции:
установить рыночную стоимость земельного участка площадью 9598 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:231, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 3820004 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью 6968 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:232, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 2773264 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью 22473 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:235, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 8584686 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью 9367 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:236, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 3728066 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью 9508,2 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:201, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 3784264 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью 9309 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:247, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие в размере его рыночной стоимости 4486938 руб.
Установить рыночную стоимость земельного участка площадью - площадью 382599 кв.м. с кадастровым номером 61:45:0000298:431, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, ул. Промышленная,5 разрешенное использование - под промышленное предприятие, в размере его рыночной стоимости 180204129 руб. (том 1 л.д. 20).
В обоснование иска общество указало, что является собственником спорных земельных участков, государственная кадастровая стоимость которых определена в соответствии с постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 в размере, значительно превышающем рыночную стоимость земельных участков. Правовым основанием исковых требований указана статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определениями от 02.10.2012 и 22.11.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, администрация города Азова.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Правительство Ростовской области обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл.34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы указал, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением действующего законодательства. Истцом не представлены доказательства, что сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков недостоверны. Существенное значение для рассмотрения дела имеет определение рыночной стоимости земельного участка не на момент проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2007), а на момент разрешения спора, в связи с чем, дата оценки земельных участков судом определена неверно. Спорные земельные участки на дату 01.01.2007 как объекты недвижимого имущества не существовали, так как были поставлены на кадастровый учет позднее 01.01.2007. Указанная в отчетах об оценке стоимость земельных участков является недостоверной. В отчете оценщик предположил, что объекты-аналоги сходны с объектом оценки, чем нарушены принципы проверяемости (пункт 4 раздел II ФСО N 3), достаточности и достоверности. Оценщик оценил земельный участок, основываясь на своих субъективных предположениях, что привело к существенному занижению рыночной стоимости земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Азовский оптико-механический завод" апелляционную жалобу не признало, просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что суд первой инстанции верно пришел к выводу о правомерности определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2007.
В судебном заседании представитель ОАО "Азовский оптико-механический завод" апелляционную жалобу не признал по доводам, изложенным в отзыве, просила решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Ростовской области, администрации г. Азова, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121-123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Азовский оптико-механический завод" принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: г. Ростов-на-Дону, Азов, ул. Промышленная, 5:
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:0002:98:0231 площадью 9 598 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2007 серия 61 АГ N 515687);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:000298:0232 площадью 6 968 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2007 серия 61 АГ N 515653);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:000298:0235 площадью 22 473 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2007 серия 61 АГ N 515656);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:000298:0236 площадью 9 367 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 23.04.2007 серия 61 АГ N 515659);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:000298:0201 площадью 9 508,2 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 14.12.2005 серия 61АВ N 238649);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:0000298:247 площадью 9 309 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 26.30.2010 серия 61 АЕ N 506084);
- земельный участок с кадастровым номером 61:45:0000298:431 площадью 382 599 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права от 28.10.2011 серия 61 АЖ N 642910).
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 61:45:0000298:231 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 15 830 269,34 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:232 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 11 492 531, 44 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:235 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 37 065 393, 09 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:236 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 15 449 274,11 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:201 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 15 682 159,51 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:247 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 15 353 613 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:431 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 15.08.2012 составляет 631 032 008,70 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ОАО "Азовский оптико-механический завод"обратилось в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N 70-2012 от 23.08.2012, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Бета консалтинг" по состоянию на 01.01.2007 с учетом доработки рыночная стоимость земельных участков с кадастровым номером 61:45:0000298:231 составляет 3 820 004 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:232 составляет 2 773 264 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:235 составляет 8 584 686 руб., с кадастровый номер 61:45:0000298:236 составляет 3 728 066 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:201 составляет 3 784 264 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:247 составляет 4 486 938 руб., с кадастровым номером 61:45:0000298:431 составляет 180 204 129 руб. (т 2, л.д. 2-211).
Рыночная стоимость спорного земельного участка установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, результаты которой утверждены постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Экспертным заключением от 13.09.2012 N 120831-389, подготовленным Некоммерческим партнерством саморегулируемой организацией "Национальная коллегия специалистов- оценщиков, подтверждается, что отчет об оценке N 70-2012 от 23.08.2012 с учетом доработки, выполненный экспертом общества с ограниченной ответственностью "Бета Консалтинг", соответствует требованиям закона "Об оценочной деятельности в Российской федерации", федеральных стандартом оценки и стандартов НП СРО "НКСО" (т.4, л.д. 2-11).
По ходатайству Правительства Ростовской области судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Система независимой оценки" Грачевой Юлии Александровне.
Согласно экспертному заключению ООО "Система независимой оценки" N 19-Э от 24.12.2013 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2007:
с кадастровым номером 61:45:0000298:231 составляет 4 271 110 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:232 составляет 3 100 760 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:235 составляет 10 000 485 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:236 составляет 4 168 315 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:201, составляет 4 231 149 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:247составляет 4 486 938 руб.,
с кадастровым номером 61:45:0000298:431 составляет 181 351 926 руб.
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителем жалобы не представлены.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:45:0002:98:0231, 61:45:000298:0232, 61:45:000298:0235, 61:45:000298:0236, 61:45:000298:0201, 61:45:0000298:247, 61:45:0000298:431 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования общества.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях заявителя жалобы.
В результате удовлетворения исковых требований общества, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п.3 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.04.2013 по делу N А53-27514/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27514/2012
Истец: ОАО "Азовский оптико-механический завод"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы госудрственной регистрации,кадастра и картографии", ФГБУ ФКП Росреестра по Ростовской области, Филиал Федерального Государственного Бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по РО
Третье лицо: Администрация г. Азов, Администрация г. Азова, Правительство Ростовской области