город Ростов-на-Дону |
|
14 октября 2013 г. |
дело N А32-19504/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 04.04.2013 г. N 32 Борзикова О.А.;
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 г. по делу N А32-19504/2013 по заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Гравилат",
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Гравилат" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 20.05.2013 года N АД-16-ф/2013.
В отзыве на заявление общество указывает, что ему вменяется нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 785 от 14.12.2005 г., которым утвержден Порядок отпуска лекарственных средств, а не Правила отпуска лекарственных средств.
В подпункте "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства от 22.12.2011 года N 1081, установлено лицензионное требование о соблюдении Правил отпуска лекарственных средств, не соблюдение которых является грубым нарушением лицензионных требований. Правила отпуска лекарственных средств (Отраслевой стандарт) утверждены приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 г. N 80.
Санкции за нарушение Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 785 от 14.12.2005 г. законодательством не предусмотрены. Кроме того, во время проведения проверки торговый зал аптеки был закрыт для доступа посетителей и отпуск лекарственных препаратов не осуществлялся. В связи с этим обстоятельством, не мог быть установлен факт нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, описанный проверяющими в протоколе и акте проверки.
Приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 г. N 706н утверждены "Правила хранения лекарственных средств", которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения лекарственных средств в аптечных организациях.
Подпунктом "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства от 22.12.2011 года N 1081, установлено лицензионное требование соблюдения Правил хранения лекарственных средств для медицинского применения, не соблюдение которых является грубым нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 26 раздела VI, выше указанного приказа, в аптеке ООО "Гравилат" лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, хранятся в шкафах и на стелажах в торговом зале и материальной комнате (складе) без попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света.
Ни в одном из помещений аптеки не используется яркий направленный искусственный свет. Кроме того, проверяющие не владеют специальными знаниями по освещению помещений и не могут выступать в роли экспертов по вопросу классификации используемого освещения. Эксперты к проверке не привлекались.
Кроме того, ни в одном нормативном правовом акте, указанных Минздравом Краснодарского края в заявлении о привлечении к административной ответственности, не указаны полномочия по осуществлению контроля за соблюдением лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что при осуществлении проверки требований по хранению, отпуску, реализации лекарственных средств заявитель превысил свои полномочия, а также то, что факт наличия в витрине препаратов, подлежащих хранению в шкафах или холодильнике, проверкой не установлено, замеры параметров освещенности не проводились, эксперты не привлекались.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство здравоохранения Краснодарского края обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях общества имеется состав и событие вменяемого административного правонарушения, министерство действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, а требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, состоявшегося 07 октября 2013 года, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия N ЛО-23-02-000485 от 17.06.2009 г. сроком до 17.07.2014 г. на виды деятельности: розничная торговля лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств по адресу: 352360 Россия Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская, ул. Красная, д. 35, литер А, одноэтажное помещение N 1-10.
На основании приказа Министерства здравоохранения Краснодарского края от 22.04.2013 г. N 1826 в период с 20.05.2013 г. по 27.05.2013 г. в аптеке готовых лекарственных форм общества проведена плановая выездная проверка осуществления фармацевтической деятельности.
При проведении проверки комиссия руководствовалась требованиями Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", и другими нормативно- правовыми актами, регулирующими отношения в сфере лицензирования фармацевтической деятельности.
Указанное свидетельствует о том, что должностные лица министерства при проведении проверки действовали в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2013 года в ходе проверки аптеки готовых лекарственных форм общества по адресу: 352360 Россия Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская, ул. Красная, д. 35, литер А, одноэтажное помещение N 1-10 установлено:
1. В нарушение требований подпункта "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081, пункта 2.8 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 785 нарушается порядок отпуска лекарственных препаратов: лекарственные препараты, с нарушенной вторичной упаковкой, отпускаются без соответствующего оформления и регистрации в лабораторно-фасовочном журнале, а именно: отпускаются без аптечной упаковки, без указания наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу, без инструкции. Начатые упаковки лекарственных препаратов находятся в шкафах, в местах отпуска (торговом зале): Теотард капсулы 350 мг N 40 (серия V08412), Кардура 2 мг N 30 таб. (серия В 10115134), Флогэнзим таб. N 200 (серия 3 L1026) и другие лекарственные препараты (более 10 наименований).
2. В нарушение подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081, приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 706н от 23.08.2010 г. пункта 26 раздел VI нарушаются условия хранения лекарственных препаратов, требующих защиты от действия света, а именно: лекарственные препараты: Седалгин плюс таб. N 20, Аскорбиновая кислота 50 мг/мл 2 мл N 10 амп., Новиган N 20 таб, Аскорбинова кислота 0,005 N 200 драже, Гексавит N 200 драже, и другие хранятся на витринных полках под лучами искусственного яркого направленного света, а также в материальной комнате на стеллажах.
Результаты проверки отражены в акте N 73/13 от 20.05.2013 г.
По выявленном фактам заявителем при участии законного представителя общества Нежинец Н.А. составлен протокол об административном правонарушении N АД-16-Ф/2013 от 20.05.2013 по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законный представитель общества указал, что объяснения направлены по почте.
Письменные объяснения заявителем к делу не приобщены.
Материалы дела об административном правонарушении по подведомственности направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для принятия решения о привлечении к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено применение правил Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующих деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.
Основные положения о лицензировании отдельных видов деятельности установлены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" закон от 04 мая 2011 N 99-ФЗ.
Федеральный закон от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ фармацевтическая деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации, подлежит лицензированию.
Общество имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности N ЛО-23-02-000485 от 17 июля 2009 г. сроком действия до 17 июля 2014 г.
Пункт 4 статьи 56 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" предусматривает, что аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, несут ответственность за несоблюдение правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, включая организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, ветеринарные аптечные организации, а также медицинские организации и их обособленные подразделения (центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики, амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (далее соответственно - медицинские организации, обособленные подразделения медицинских организаций), ветеринарные организации, и индивидуальными предпринимателями установлен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение N 1081).
В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании N 1081 осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом, согласно пункта 6 Положения о лицензировании N 1081 под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "3" пункта 5 названного Положения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Положения N 1081 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются: соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
При этом по смыслу пункта 3 "Правил хранения лекарственных средств", утвержденных Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 г. N 706н, в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. В соответствии с пунктом 7 тех же Правил помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха (термометрами, гигрометрами (электронными гигрометрами) или психрометрами). Измерительные части этих приборов должны размещаться на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов. Приборы и (или) части приборов, с которых производится визуальное считывание показаний, должны располагаться в доступном для персонала месте на высоте 1,5 - 1,7 м от пола.
При вынесении решения по вопросу нарушения правил отпуска лекарственных средств суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушение требований приказа Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" не относится к правилам отпуска лекарственных средств, а также о превышении министерством своих полномочий.
При этом судом не было учтено следующее.
Подпунктом "г" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", в качестве лицензионного требования установлено соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии со статьей 55 "Порядок розничной торговли лекарственными препаратами" Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Порядок отпуска лекарственных средств регулируется приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 04 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения".
Однако, как следует из названия указанного нормативного акта, он устанавливает общие положения отпуска лекарственных средств. В соответствии с пунктом 2.3 данного приказа аптечные организации в своей работе должны руководствоваться определенными требованиями, установленными государственными стандартами, санитарными, противопожарными правилами и другими нормативными документами.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", определяет требования к отпуску лекарственных средств аптечными учреждениями (организациями) независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
Указанный нормативный акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, зарегистрирован в Минюсте РФ (16 января 2006 г. регистрационный N 7353) - следовательно, является обязательным для применения.
Таким образом, ссылка в протоколе об административном правонарушении на положения Приказа Минздравсоцразвития от 14 декабря 2005 г. N 785 не противоречит действующему законодательству.
Указанная правовая позиция апелляционной инстанции была изложена также в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2012 г. по делу N А53-29636/2012.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности факта продажи препарата без вторичной упаковки и без наличия необходимой информации также является ошибочным.
Отпуск лекарств без вторичной упаковки должен сопровождаться реализацией некоторых организационных мероприятий. Согласно пункту 2.8 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" в исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера) допускается нарушение вторичной заводской упаковки.
При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и представлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т.д.).
Следовательно, отсутствие лабораторно-фасовочного журнала при наличии в торговом зале лекарственных препаратов с нарушенной вторичной упаковкой, свидетельствуют о нарушении обществом правил отпуска лекарственных средств.
При проведении проверки лабораторно-фасовочный журнал не был представлен, объяснения по вопросу его отсутствия обществом предоставлены не были, таким образом, общество не доказало надлежащее ведение системы учета лекарств, реализуемых в отсутствие вторичной упаковки.
При этом является необоснованным довод общества о не подтверждении факта отпуска (реализации) лекарственных препаратов, в связи с тем, что во время проведения проверки торговый зал аптеки был закрыт для доступа посетителей и отпуск лекарственных препаратов не осуществлялся.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе акт проверки от 20.05.2013 г. N 73/13, составленный с участием директора общества и фармацевта, подписанный директором общества без разногласий, протокол об административном правонарушении и предписание, копии упаковок лекарственных препаратов с ценниками, заверенные директором общества, суд пришел к выводу о том, что перечисленные выше лекарственные препараты, находящиеся в аптеке на момент проверки, были выставлены и предназначены для реализации.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества нарушения правил хранения лекарственных средств, также является необоснованным.
При принятии решения арбитражным судом не было произведено полное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно суд пришел к выводу о том, что лицом, привлекаемым к административной ответственности соблюдаются условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от действия света только с учетом представленного обществом в материалы дела протокола измерения показателей световой среды N 0-2. Однако протокол свидетельствует только о недостаточности освещенности и произведенных измерениях в отношении рабочих мест, но не мест хранения лекарственных препаратов, следовательно, не мог быть учтен судом как достоверное доказательство соответствия освещения в местах хранения лекарственных средств. Кроме того, согласно протоколу измерения проведены 17.02.2010 г., а проверка проведена министерством 20.05.2013 г. Таким образом, суд не обосновал относимость данного доказательства к существу рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 26 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003 г. утвержден Отраслевой стандарт "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения".
В соответствии с пунктом 5.4 указанного Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 80 от 04.03.2003 г. лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
То есть принятие мер для предотвращения попадания света при хранении лекарственных препаратов на стеллажах является императивным требованием, не зависимо от имеющегося в помещении освещения.
Ранее аналогичная правовая позиция была высказана в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2011 года по делу N А53-19329/2011.
Таким образом, при проверке соблюдения требований подпункта "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности должностные лица министерства здравоохранения Краснодарского края проводили не оценку освещения помещений, требующую обладания специальными знаниями, а состояние оборудования, используемого для хранения лекарственных препаратов.
Факт наличия на витрине препаратов, подлежащих защите от попадания солнечных лучей либо ярко направленного света, подтверждаются актом проверки от 20.05.2013 г. N 73/13, а также протоколом об административном правонарушении N АД-16-ф/2013 от 20.05.2013 г., что в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказательством по делу об административном правонарушении. Однако этот факт необоснованно не был учтен судом при вынесении решения.
Вывод суда первой инстанции о превышении административным органом полномочий при проведении проверки также является ошибочным.
Как было указано выше, на основании приказа Министерства здравоохранения Краснодарского края от 22.04.2013 г. N 1826 в период с 20.05.2013 г. по 27.05.2013 г. в аптеке готовых лекарственных форм общества проведена плановая выездная проверка осуществления фармацевтической деятельности.
При проведении проверки комиссия руководствовалась требованиями Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", и другими нормативно- правовыми актами, регулирующими отношения в сфере лицензирования фармацевтической деятельности.
Согласно части 2 статьи 71 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", подпункта "в" пункта 3 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 марта 2012 г. N 234 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Краснодарского края", пункта 3.17.2 Положения о министерстве здравоохранения Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. N 742, министерству здравоохранения Краснодарского края переданы полномочия по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук).
Согласно Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
Лицензионный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок, предметом которых являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Лицензионные требования установлены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081, в том числе соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, а также правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Следовательно, проверка выполнения лицензионных требований в части соблюдения правил отпуска и хранения лекарственных препаратов входит в компетенцию Министерства Здравоохранения Краснодарского края, как органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по лицензированию фармацевтической деятельности.
Материалы проведенной в отношении ООО "Гравилат" проверки также проанализированы Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю как органом, уполномоченным контролировать реализацию переданных полномочий в сфере здравоохранения. Нарушений при проведении указанной проверки не выявлено, министерство здравоохранения Краснодарского края действовало, в пределах, установленных законодательством.
Кроме того, согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
При проведении проверки ООО "Гравилат" должностными лицами министерства здравоохранения были выявлены нарушения порядка хранения и отпуска лекарственных препаратов, при наличии которых существует угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан. В связи с выявленными нарушениями в пределах компетенции должностными лицами административного органа - Министерства здравоохранения Краснодарского края был составлен протокол об административном правонарушении N АД - 16 - ф/2013 от 20.05.2013 г.
В связи с изложенным, при проведении проверки осуществления фармацевтической деятельности ООО "Гравилат" и соблюдения им лицензионных требований, установленных подпунктами "г", "з" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081, должностные лица Министерства здравоохранения Краснодарского края действовали в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
Таким образом, действия ООО "Гравилат" свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные административным органом доказательства о виновности общества в нарушении лицензионного законодательства являются объективными и достаточными и отвечают требованиям относимости и допустимости.
Доводы общества, заявленные в суде при рассмотрении вопроса о привлечении общества к административной ответственности, направлены лишь на уход общества от ответственности и необоснованно приняты во внимание судом первой инстанции, отклоняя все доводы и доказательства заявителя, собранные в соответствии с нормами действующего административного законодательства.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении N АД-16-Ф/2013 от 20.05.2013 г. по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен при участии законного представителя общества Нежинец Н.А.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не доказал осуществление обществом деятельности с нарушением лицензионных требований, является ошибочным и оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем, несмотря на ошибочные выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, поскольку установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек.
Как следует из материалов дела, акт проверки составлен 20.05.2013 г., протокол об административном правонарушении N АД-16-Ф/2013 составлен 20.05.2013 г.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Таким образом, на момент рассмотрения апелляционной жалобы и принятия постановления судом апелляционной инстанции (резолютивная часть объявлена 07 октября 2013 года) истек срок давности привлечения общества к административной ответственности, что в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. При принятии решения по делу о привлечении к административной ответственности, а также рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд должен проверять, не истекли ли указанные сроки, установленные частями 1 и 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности, либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части.
В соответствии с пунктом 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при принятии постановления суд апелляционной инстанции действует в пределах полномочий, определенных статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть. На изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Ростовской области не допущено.
Таким образом, в настоящее время оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.08.2013 г. по делу N А32-19504/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-19504/2013
Истец: министерство здравоохранения Краснодарского края
Ответчик: ООО "Гравилат"