г. Санкт-Петербург |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А56-17116/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18901/2013) ООО "Стройсервис"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 по делу N А56-17116/2013 (судья Е.В. Синицына), принятое
по заявлению УПФР в Петроградском районе Санкт-Петербурга
к ООО "Стройсервис"
о взыскании штрафных санкций
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к ООО "СТРОЙСЕРВИС" о взыскании 12 540 руб. штрафных санкций за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первый квартал 2012 года.
Решением суда от 19.07.2013 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ООО "Стройсервис" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.
Стороны извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, что на основании статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы по существу в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление провело камеральную проверку представленных Обществом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за первый квартал 2012 год. По результатам рассмотрения акта проверки от 01.08.2012 N 460 Управление приняло решение от N 460 от 04.09.2012 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 12 540 руб. штрафа за представление недостоверных сведений и выставило требование N460 от 03.10.2012 об уплате 12 540 руб. штрафа.
Привлекая страхователя к ответственности, Управление исходило из того, что Общество представлены неполные (недостоверные) сведения.
Недостоверность сведений выразилась в том, что в описи сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма АДВ-6-2), в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (форма РСВ-1) имеются расхождения в сумме уплаченных страховых взносов на страховую часть. Так, согласно форме АДВ-6-2 уплачено 80 800 руб., а по расчету - 85 220 руб.
Поскольку требование об уплате штрафа Обществом в установленный срок не исполнило, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о совершении Обществом правонарушения, выразившегося в представлении недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает, что решение подлежит отмене, а жалоба удовлетворению.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Сведения представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Индивидуальные сведения подаются по формам, утвержденным постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п. Отчетными периодами, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, являются I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год (абзац 13 статьи 1 Закона N 27-ФЗ).
Индивидуальные сведения представляются не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и пункт 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ).
В силу абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
По мнению Управления, недостоверность выразилось в том, что по данным описи сведений, передаваемых страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации (форма АДВ-6-2), уплачено 80 800 руб., а по данным расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) - 85 220 руб.
Учреждение утверждает, что расхождение в представленных формах (АДВ-6-2 и РСВ-1) явилось следствием излишней уплаты им страховых взносов в IV квартале 2011 года, то есть в октябре, ноябре и декабре 2011 года страхователь уплатил в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы в сумме, превышающей его обязательства за указанные месяцы, переплата составила 4 420 руб.
В ходе камеральной проверки Управлением не устанавливалась сумма фактически уплаченных страхователем в четвертом квартале 2011 и первом квартале 2012 году страховых взносов и не сравнивалась с суммой начисленных за этот период. Управление только на основании сравнения данных форм АДВ-6-2 и РСВ-1 пришло к выводу о недостоверности представленных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, однако выявленные расхождения не могут быть расценены как недостоверность сведений.
Форма РСВ-1 на 2011 года была утверждена приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.11.2009 N 894н. До издания приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 15.03.2012 N 232н порядок заполнения формы РСВ-1 не был утвержден, но на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации в сети Интернет был размещен рекомендуемый порядок заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Как указано в рекомендуемом порядке, по строкам 141 - 143 отражаются суммы платежей по страховым взносам, уплаченные в соответствующих месяцах отчетного периода с учетом части 5 статьи 18 Закона N 212-ФЗ. Строка 144 определяется как сумма строк 141 - 143.
Таким образом, значение строки 144 раздела 1 расчета за первый квартал 2012 год представляет собой сумму страховых взносов, уплаченных страхователем в январе (строка 141), феврале (строка 142) и марте (строка 143). При этом в этих строках указываются суммы, фактически уплаченные в этих месяцах, то есть тот факт, что они могут быть перечислены страхователем за другой период, не имеет значения.
Суммы начисленных страховых взносов за последние три месяца отчетного периода (в данном случае 2011 года) отражаются в строках 111 - 113 раздела 1 расчета формы РСВ-1, а итоговый показатель (сумма строк 111 - 113) приводится в строке 114.
Из имеющегося в материалах дела расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за первый квартал 2012 года следует, что за три месяца отчетного периода страхователем уплачено 80 800 руб. (на страховую часть) и 18 000 руб. (на накопительную часть).
При этом начислено страховых взносов на страховую часть за три месяца 2012 года (строка 114) 98 400 руб., на накопительную часть - 27 000 руб.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п внесены изменения в Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и утверждены Правила заполнения форм АДВ-6-2, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2.
Согласно Правилам заполнения формы "Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР" (АДВ-6-2) в графе "Уплачено" указывается сумма уплаченных страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. При этом суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в данном реквизите не учитываются.
В описи (АДВ-6-2) Учреждением приведены следующие данные: на страховую часть начислено 98 400 руб. и уплачено 80 800 руб. страховых взносов, на накопительную - 27 000 руб. и 18 000 руб. страховых взносов соответственно.
Иначе говоря, сведения о суммах страховых взносов, начисленных и уплаченных Обществом за первый квартал 2012 года, указанные в форме АДВ-6-2, соответствуют сведениям, указанным в форме РСВ-1 по строке 114 и 144.
Кроме того, Управление не представило в материалы дела доказательства неполноты (недостоверности) представленных Обществом сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, на основании которых проверяющие пришли к выводу о нарушении заявителем порядка представления сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, вывод о недостоверности указанных сведений основан подателем жалобы только на сравнении размера уплаченных страховых взносов, указанного в ведомости уплаты формы АДВ-6-2, с размером, указанным в форме РСВ-1 за спорный период, в то время как такие расхождения сами по себе не являются свидетельством недостоверности представленной обществом информации.
Доводы Управления о том, что указание ошибочных данных в форме АДВ-6-2 влечет за собой ошибочное указание данных в индивидуальных сведениях всех застрахованных лиц, подлежат отклонению.
Управлением в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие неполноту (недостоверность) сведений о каждом работающем у него застрахованном лице, а также не доказано, каким образом, неотражение в описи АДВ-6-2 сведений по имеющейся переплате влияет на сведения для индивидуального (персонифицированного) учета по каждому работающему застрахованному лицу, включающим в себя:
страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы (п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ).
Учитывая, что управлением проверка сведений по каждому застрахованному лицу не проводилась, недостоверность сведений по каждому застрахованному лицу не установлена, апелляционный суд считает, что Управлением не доказано наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Следовательно, у управления отсутствовали причины для привлечения общества к ответственности по данным основаниям.
Более того, согласно пункту 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 размер штрафа, подлежащий взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.
В данном случае Управление не установило конкретных застрахованных лиц, о которых предпринимателем представлены неполные (недостоверные) сведения, как это указано в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 и требуется для установления размера штрафа.
Апелляционная инстанция также считает, что суд надлежащим образом не проверили довод Общества о том, что рассмотрение акта и материалов камеральной проверки, а также принятие решения о привлечении к ответственности осуществлялось в отсутствие доказательств надлежащего извещения страхователя.
Проведение проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки и порядок привлечения страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируются Законом N 212-ФЗ.
Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 4 этой статьи акт проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Исходя из анализа названных положений Закона N 212-ФЗ при рассмотрении материалов проверки в отсутствие страхователя необходимо, чтобы орган контроля за уплатой страховых взносов располагал данными о том, что лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, извещено о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Как следует из материалов дела, Управлением в адрес Общества направлялись следующие документы: требование об уплате штрафа от 03.10.2012 N 460 (л.д. 15-17), акт камеральной проверки от 01.08.2012 N 460 (л.д. 19-21), вместе с тем, доказательства направления уведомления о вызове страхователя от 01.08.2012 в материалы дела не представлено. Между тем, акт проверки и решение составлены без участия представителя Учреждения. Акт составлен также без извещения Учреждения о времени и месте его составления.
Не обеспечение лицу, в отношении которого проводилась проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов является существенным нарушением существенным процессуальным нарушением и основанием для отказа в удовлетворении требований Управления о взыскании штрафа.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 по делу N А56-17116/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙСЕРВИС" (ИНН 7813179692, ОГРН 1037828019272) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 2 000 руб.
Председательствующий |
В.А. Семиглазов |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17116/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Петроградском районе Санкт-Петербурга, УПФР в Петроградском районе Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Стройсервис"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10549/13
16.10.2013 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18901/13
19.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-17116/13