г. Ессентуки |
|
15 октября 2013 г. |
Дело N А61-367/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 октября 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2013 по делу А61-367/2013 (судья Родионова Г.С.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ВТ "Центр" (г. Владикавказ, ул. Барбашова/Московское шоссе, 49/2, ИНН: 1501031668, ОГРН: 1031500151946) к
Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Владикавказ, ул. Московская, 8, ИНН: 2632101222, ОГРН: 1127747288910)
о признании недействительными протокола от 07.12.2012 N 835 пл-10.1/21 и постановления о привлечении к административной ответственности от 28.12.2012 N 835 пл-10.1/21/П,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью ВТ "Центр" - Тегетаев В.З. по доверенности от 22.04.2013.
от Кавказского управления Ростехнадзора - Самова Ф.Х по доверенности.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ВТ "Центр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального технологического управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.12.2012 N 835 пл-10.1/21/П о назначении административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей и протокола.
Решением суда от 03 июня 2013 года постановление Кавказского управления Ростехнадзора от 28.12.2012 N 835 пл-10.1/21/П о привлечении ООО ВТ "Центр" (ОГРН 1031500151946, адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Барбашова/Московское шоссе, 49/2) за нарушение требования части 1 статьи 9.1 КОАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 руб. признано незаконным и отменено.
В остальной части производство по делу прекращено.
Решение мотивированно тем, что материалами дела не подтверждается факт эксплуатации обществом опасного производственного объекта - системы газопотребления котельной, расположенной по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Барбашова/Московское шоссе, 49/2.
Не согласившись с принятым решением в части признания незаконноы постановления о привлечении к административной ответственности, Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что действия общества образуют состав вменяемого правонарушения, используемый объект газоснабжения является опасным, так как не используется не для целей пищеприготовления или лабораторных целей и суммарная мощность газопотребляющего оборудования общества превышает 100 кВт.
Представитель доводы поддержал.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части при отсутствии возражений сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2013 по делу А61-367/2013, следует отменить.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения управления от 25.10.2012 N 835 пл-10.1 назначена плановая выездная проверка общества уполномоченными Багаевым Э.В. и Кудзаевой Б.Г. в период с 01.11.2012 по 06.11.2012
Управление уведомлением о проведении проверки от 25.10.2012 N 2940-к/10.1 сообщило о проведении с 01.11.2012 с 10 час обследования общества на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации ОПО, соблюдение обязательных требований по исполнению законодательства РФ, нормативно-правовых актов и технических документов.
Уведомление и распоряжение вручены представителю общества 31.10.2012 согласно уведомлению о вручении от 31.10.2012 N 36200155068381.
Старшим государственным инспектором управления Багаевым Э.В. и государственным инспектором Кудзаевой Б.Г. в присутствии заведующего хозяйством общества Тегетаева В.З. в период с 01.11.2012 по 06.11.2012 проведена плановая проверка.
В результате проверки установлено, что общество по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Барбашова/Московская, 49/2 эксплуатирует ОПО "Сеть газопотребления", состоящей из газопровода среднего давления, регулятора давления газа и газопровода низкого давления, двух водогрейных котлов "Лидер" по 35 кВт каждый, двухконтурного настенного котла "NAVIEN" мощностью 24 кВт и водонагревательного котла АТЕМ КС-ГВ-030 СН-31,5 кВт.
Проверкой установлены следующие нарушения в области промышленной безопасности:
- опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов (пункт 2 статьи 2 ФЗN 116 );
-отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта (пункт 1 статьи 9 ФЗN 116, постановление Правительства N 599 от 12.08.2008);
-инженерно-технические работники предприятия не обучены и не аттестованы в установленном порядке (статья 9 ФЗ N 116, пункт 1.2.9 ПБ 12-529-03);
-не представлен договор страхования риска ответственности при эксплуатации ОПО (ФЗ N 225-ФЗ);
- не представлен акт приемки газопровода и газоиспользующего оборудования в эксплуатацию (пункт 3.3.45 ПБ 12-529-03, пункт 10.1.4 СНиП);
-не разработан и не осуществляется производственный контроль за требованиями промышленной безопасности (статья 9 ФЗ N 116, пункт 1.2.15 ПБ 12-529-03);
-не представлена экспертиза промышленной безопасности проектной документации. Проект и экспертиза проекта не прошли согласование в территориальном органе Ростехнадзора (пункты 2.1.2., 2.1.13,3.1.6. ПБ 12-529-03);
-не представлен план локализации и ликвидации аварийных ситуаций (статья 10 ФЗ N 116) не представлено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 N 454);
-не представлен резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ
(статья 10 ФЗ N 116);
-не представлен договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой (статья 10 ФЗ N 116, Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 3454)
По результатам проверки составлен акт от 06.11.2012 N 835 ПЛ-10.1/А, подписанный составителями акта. К акту проверки приложены фотографии в количестве 9 штук.
Обществу выдано предписание от 06.11.2012 N 835 пл.-10.1 /П с указанием устранить нарушения в срок до 31.12.2012.
Акт и предписание вручены обществу, согласно уведомлению от 20.11.2012 N 36200155297958).
Уведомлением, полученным обществом 30.11.2012 общество извещено о вызове 07.12.2012 в 15 час. 30 мин. в управление для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
До окончания срока исполнения предписания административным органом, в отсутствие предпринимателя, 07.12.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 835 пл-10.1/21.
Протокол об административном правонарушении и определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении на 21.12.2012 в 15 час. вручены представителю общества 21.12.2012 согласно уведомлению от 21.12.2012 N 36100157232568.
21 декабря 2012 года на основании ходатайства представителя общества рассмотрение дела было отложено на 28.12.2012. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц для рассмотрения дела об административном правонарушении вручено представителю общества по доверенности, о чем имеется отметка и подпись представителя.
28 декабря 2012 года старшим государственным инспектором отдела общепромышленного и горного надзора по РСО-Алания Багаевым Э.В. вынесено постановление N 835 пл-10.1/21/П о назначении обществу административного наказания по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным управлением постановлением общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону.
Согласно п. Приложения N 1 опасными производственными объектами признаются объекты, на которых используются, транспортируются опасные вещества. К опасным веществам относится газ (как горючее, воспламеняющееся вещество).
Согласно п. 4.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03) к опасным производственным объектам относятся, в том числе, объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в п. 1.1.5 данных Правил, использующие газ в виде топлива.
Пункг 1.1.5 Правил устанавливает, что Правила безопасности систем газораспределения и газопотребления не распространяются:
- на внутренние газопроводы и газовое оборудование производственных, административных, общественных и бытовых зданий, где газ используется для целей пищеприготовления или лабораторных целей;
- на системы автономного отопления и горячего водоснабжения административных, общественных и бытовых зданий с котлами и теплогенераторами без выработки тепловой энергии для производственных целей и (или) предоставления услуг при суммарной тепловой мощности установленного оборудования менее 100 кВт.
Система газопотребления ООО ВТ "Центр" не подпадает под названные случаи, на которые не распространяются Правила безопасности ПБ 12-529-03. ООО ВТ "Центр" не использует газ для пищеприготовления или лабораторных целей. Эксплуатирует ООО ВТ "Центр" не здание (административное, общественное или бытовое), а производственный комплекс, где газ используется для производственных целей: на территории мойки используются 3 водогрейных и отопительный котлы.
Суммарная мощность газопотребляющего оборудования ООО ВТ "Центр" превышает 100 кВт.
Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что суммарная мощность котлов, эксплуатируемых ООО ВТ "Центр", менее 100 кВт, так как не дал правильную оценку имеющимся доказательствам: акту проверки и протоколу, в которых указано количество используемых котлов и их мощность.
Суд первой инстанции неправомерно принял во внимание довод общества о том, что в настоящее время эксплуатируется меньшее количество котлов, и использовал результаты проведенного судебного осмотра котельной. Собирая самостоятельно доказательства, суд первой инстанции не учел, что предметом судебного контроля является проверка законности постановления о привлечении к административной ответственности, в том числе события правонарушения, на дату обнаружения, что зафиксировано в акте проверки и протоколе. Фактическое состояние на момент рассмотрения дела не опровергает сведений, содержащихся в акте проверки и протоколе.
Суд первой инстанции, делая вывод о том, что административным органом не представлены доказательства использования газа для промышленного производства, не учел сложившейся судебной практики.
Решение суда по данному делу противоречит имеющейся судебной практике по аналогичным делам. Так, в постановлении ФАС СКО от 28.03.2013 по делу N А32-14033/2012 указано, что при рассмотрении вопроса об отнесении к опасным производственным объектам системы газопотребления магазина следует учитывать, что Правила безопасности ПБ 12-529-03 не распространяются на внутренние газопроводы и газопотребляющее оборудование производственных, административных и бытовых зданий, где газ используется для пищеприготовления, но у магазина имеется наружный газопровод, который может иметь признаки опасности.
Довод апелляционной жалобы о том, что ООО ВТ "Центр" также имеет наружный газопровод, наличие которого отражено в акте проверки, а общество во время административного производства не представило доказательств разграничения балансовой принадлежности является правильным, подтвержден обществом в ходатайстве об отложении рассмотрения административного дела (том 2 л.д. 106) и не опровергнут обществом.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченным лицом, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, штраф определен в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 статьи 9.1. КоАП РФ с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, в пределах срока давности привлечения к ответственности. Оснований для признания его незаконным не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не установлены все фактические обстоятельства по делу, не правильно применены нормы права, вынесено не законное и не обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда имеются основания для отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2013 по делу А61-367/2013 в обжалуемой части - признании незаконным и отмене постановления привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2013 по делу А61-367/2013 отменить.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Кавказского управления Ростехнадзора от 28.12.2012 N 835 пл-10.1/21/П о привлечении ООО ВТ "Центр" (ОГРН 1031500151946, адрес: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Барбашова/Московское шоссе, 49/2) за нарушение требования части 1 статьи 9.1 КОАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей - отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-367/2013
Истец: ООО ВТ "Центр"
Ответчик: Управление по техническому и экологигическому надзору Ростехнадзора по РСО-Алания
Третье лицо: ООО "Аланиягаз", Управление по техническому и экологигическому надзору Ростехнадзора по Республике Северна Осетия-Алания