г. Воронеж |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А14-2497/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Ольшанской Н.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области: Ильина С.В. - специалиста 3 разряда правового отдела, доверенность от 22.01.2013 N 05-084,
от ООО "Морской терминал "Тамань": Ковалевой Г.С. - представителя по доверенности от 06.05.2013, Осиповой Е.В. - представителя по доверенности от 06.05.2013, Козаренко Ю.В. - представителя по доверенности от 10.10.2013 N 1115, Мелентьевой А.А. - представителя по доверенности от 10.10.2013 N 16, Глаголева С.В. - представителя по доверенности от 10.10.2013 N 117,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Белгородской области: представители не явились, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2013 по делу N А14-2497/2013 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Морской терминал "Тамань" (ОГРН 1092352000344, ИНН 2352044518) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Воронежской области (ОГРН 1043600195803, ИНН 3666120000) о признании недействительными решений N160 от 05.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 14 от 05.10.2012 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 1 квартал 2012 г.,
при участии 3 лица: МИФНС России N 1 по Белгородской области (ОГРН 1043106504209, ИНН 3122006943),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Морской терминал "Тамань" (далее - ООО "Морской терминал "Тамань", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области (далее -Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений N 160 от 05.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 14 от 05.10.2012 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 1 квартал 2012 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2013 заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены, оспариваемые ненормативные правовые акты налогового органа признаны недействительными.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Воронежской области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на неправомерное применение заявителем налоговой ставки 0 процентов в отношении оказанных Обществом заказчикам (ООО "Аутспан Интернешнл", ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", ООО ТД "Содружество", ООО АПК "Основа", ООО "Международная Зерновая Компания", ЗАО "Кубаньэкспо", ООО "Эфко-Трейд", ЗАО "ВиталмарАгро") услуг по организации перевалки насыпью экспортируемых грузов (зерновых культур) на территории порта Тамань. Инспекция считает, что спорные услуги, оказываемые ООО "МТ "Тамань" и состоявшие в осуществлении таких действий как составление манифеста, работа с агентирующими, сюрвейерскими компаниями, фумигационным отрядом, не могут быть отнесены к транспортно-экспедиционным услугам, поскольку последние оказываются на основании заключаемого договора транспортной экспедиции и включают в себя весь комплекс услуг по организации доставки грузов.
Кроме того, налоговый орган отмечает, что в ходе проверки было установлено, что фактически погрузочно-разгрузочные работы по перевалке грузов рассматриваемых компаний на территории порта Тамань осуществляла другая организация - ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань", тогда как подтверждение факта оказания ООО "Морской терминал "Тамань" спорных услуг, а также расшифровка их содержания (в чем именно заключалась работа с агентирующими компаниями, сюрвейерскими компаниями, фумигационным отрядом) отсутствуют.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "Морской терминал "Тамань" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Общество указывает, что в рамках положений Федерального закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 г. "О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентирующего порядок осуществления деятельности в морских портах, между ООО "Морской терминал "Тамань" и ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань" заключено соглашение об организации работы по обеспечению перевалки зерновых грузов от 01.07.2011, предусматривающее, в том числе, распределение между сторонами обязанностей по обеспечению перевалки зерновых грузов. Согласно установленному в Соглашении распределению обязанностей на ЗТКТ возлагаются непосредственно механические действия по перевалке (перегрузке), а на Общество - осуществление организационной (процедурной) работы, необходимой в силу требований законодательства для осуществления перевалки грузов в международном морском порту. В числе прочего это обусловлено персональным составом указанных организаций.
Таким образом, с учетом данного соглашения, предметом осуществляемой Обществом деятельности является комплекс работ по сопровождению перевалки грузов: составление судового манифеста, а также работа с сюрвейерскими, агентирующими, экспедирующими компаниями, фумигационным отрядом и т.д. Именно указанные услуги были предоставлены Обществом рассматриваемым контрагентам (владельцам зерновых грузов). Основные мероприятия в рамках оказания этих услуг отражены в дополнительных соглашениях к заключенным контрактам.
При этом Общество считает, что положения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ (в редакции, действующей с 01.01.2011) не содержат каких -либо оговорок, ограничивающих применение ставки 0 процентов в отношении налогообложения транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки в случае, если договором транспортной экспедиции предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), относящихся к содержанию данного договора, перечень которых приведен абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
В судебное заседание не явились представители МИФНС России N 1 по Белгородской области, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства и представившей заявление о рассмотрение дела в отсутствие представителей инспекции. На основании ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие не явившихся представителей третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 20.04.2012 ООО "Морской терминал "Тамань" была представлена в налоговый орган налоговая декларация по НДС за 1 квартал 2012 года, согласно которой, сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за данный период, составила - 23 040 230 руб.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки Инспекцией был составлен акт N 1458 от 03.08.2012 и вынесено решение N160 от 05.10.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором также содержится вывод о неподтверждении обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по контрактам с ООО "Аутспан Интернешнл", ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", ООО ТД "Содружество", ООО АПК "Основа", ООО "Международная Зерновая Компания", ЗАО "Кубаньэкспо", ООО "Эфко-Трейд", ЗАО "ВиталмарАгро" в размере 36655715 руб. и применения налоговых вычетов в сумме 6 598 029 руб.
Одновременно в порядке статьи 176 НК РФ Инспекцией было принято решение N 14 от 05.10.2012 об отказе в возмещении (частично) суммы налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2012 года в размере 6 598 029 руб.
Указанные решения Инспекции были обжалованы заявителем в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области от 13.12.2012 N 15-2-18/17246 решения налогового органа оставлены без изменения.
Как следует из материалов дела, отказывая налогоплательщику в возмещении НДС за 1 квартал 2012 в размере 6 598 029 руб., Инспекция пришла к выводу о необоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов в отношении реализации услуг ООО "Аутспан Интернешнл", ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", ООО ТД "Содружество", ООО АПК "Основа", ООО "Международная Зерновая Компания", ЗАО "Кубаньэкспо", ООО "Эфко-Трейд", ЗАО "ВиталмарАгро" на сумму 36 655 715 руб. При этом Инспекция посчитала, что оказанные Обществом услуги по организации перевалки экспортируемых грузов не могут рассматриваться в качестве транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации международной перевозки применительно к пп.2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, поскольку в соответствии с данной нормой налогообложение НДС по ставке 0 процентов производится при реализации услуг по организации доставки грузов, относящихся к транспортно-экспедиционным услугам, в комплексе, а не в отношении отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абз.5 пп.2.1 п. 1 ст.164 НК РФ.
Признавая приведенную позицию налогового органа необоснованной, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пп.2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2011) налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации услуг по международной перевозке товаров, под которой понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения данного подпункта распространяются на оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с ч. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Таким образом, приведенные положения пп.2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ согласуются с содержанием договора транспортной экспедиции по смыслу гражданского законодательства, включающим в обязанности экспедитора не только выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, но и организацию их выполнения.
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов установлен ст. 165 НК РФ. Согласно п 3.1 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг.
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), в том числе с учетом следующих особенностей.
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, морским или речным судном, судном смешанного (река - море) плавания в налоговые органы представляются:
копия поручения на отгрузку товаров с указанием порта разгрузки и отметкой "Погрузка разрешена" российского таможенного органа места убытия;
копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема товара к перевозке документа, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с указанными положениями статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов в отношении спорных операций ООО "Морской терминал "Тамань" одновременно с проверяемой декларацией представило в Межрайонную инспекцию ФНС России N 1 по Воронежской области необходимый комплект документов, в том числе:
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 11/11-П от 04.10.2011, заключенный с ООО "Аутспан Интернешнл", счет-фактура на выполненные работы N 100 от 19.02.2012 на сумму 2160000 руб., декларация на товары N 10309150/200212/0000104;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 07/11-П от 19.08.2011, заключенный с ЗАО "Виталмар Агро", счета-фактуры на выполненные работы N 339 от 24.08.2011, N 366 от 15.09.2011, N 372 от 24.09.2011 на общую сумму 2189501 руб., декларации на товары NN 10309150/260811/0000798, 10309150/150911/0000873, 10309150/250911/0000900;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 15/11-П от 02.12.2011, заключенный с ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", счета-фактуры на выполненные работы N 677 от 23.12.2011, N 138 от 21.02.2012, N 139 от 01.03.2012 на общую сумму 3040152 руб., декларации на товары N N 10309150/231211/0001176, 10309150/020312/0000125;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 14/11-П от 17.11.2011, заключенный с ООО ТД "Содружество", счет-фактура на выполненные работы N682 от 26.12.2011 на сумму 2152104 руб., декларация на товары N10309150/271211/0001182;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 16/11-П от 14.12.2011, заключенный с ООО АПК "Основа", счет-фактура на выполненные работы N 153 от 07.03.2012 на сумму 3837020 руб., декларация на товары N10309150/070312/0000138;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 03/11-П от 01.08.2011, заключенный c ООО "Международная Зерновая Компания", счета-фактуры N720 от 29.12.2011, N 55 от 04.02.2012, N140 от 01.03.2012 на общую сумму 8117312 руб., декларации на товары NN 10309150/301211/0001207, 10309150/060212/0000071, 10309150/010312/0000122;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 01/11-П от 01.08.2011, заключенный с ЗАО "Кубаньэкспо", счета-фактуры на выполненные работы N 719 от 30.12.201, N 45 от 05.02.2012, N 109 от 22.02.2012 на общую сумму 5865097 руб., акты, декларации на товары N N 10309150/311211/0001208, 10309150/060212/0000069, 10309150/230212/0000114;
- договор на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ N 02/11-П от 01.08.2011, заключенный с ООО "Эфко-Трейд", счета-фактуры на выполненные работы N 337 от 24.08.2011, N338 от 24.08.2011, N 367 от 15.09.2011, N 683 от 27.12.2011, N 214 от 23.03.2012 на общую сумму 9294529 руб., декларации на товары NN10309150/220811/0000780, 10309150/260811/0000797, 10309150/150911/0000870, 10309150/150911/0000871, 10309150/281211/0001189, 10309150/230312/0000186;
- договор N 39/11 от 01.05.2011, заключенный с ООО "Эфко-Трейд", согласно которому ООО "Морской терминал "Тамань" обязуется оказать услуги по перевалке и хранению в морском порту масла растительного российского происхождения, технологическому накоплению судовой партии товара, счета-фактуры на выполненные работы N286 от 30.06.2011, N315 от 31.07.2011, N 352 от 01.08.2011, N 392 от 26.09.2011, N517 от 06.11.2011, N593 от 24.11.2011, N708 от 15.12.2011 г., N 709 от 27.12.2011, N2 от 17.01.2012, N28 от 29.01.2012, N 182 от 07.03.2012, N 206 от 14.03.2012, N207 от 17.03.2012 на общуюсумму 34825427,5 руб., декларации на товары.
К перевалке экспортного груза были представлены: акты, поручения на отгрузку, грузовые манифесты, коносаменты.
Дополнительно к вышеуказанным договорам налогоплательщиком были представлены: акты, буксирные квитанции, заявки заказчиков на выполнение услуг, платежные поручения. На буксирных квитанциях стоит судовая печать, а также печати МБ Солл Темрюк, МБ Солл Тамань.
В соответствии с условиями договоров на организацию перевалки экспортных грузов, заключенных с ООО "АутспанИнтернешнл", ООО "Краснодарзернопродукт-Экспо", ООО ТД "Содружество", ООО АПК "Основа", ООО "Международная Зерновая Компания", ЗАО "Кубаньэкспо", ООО "Эфко-Трейд", ЗАО "Виталмар Агро", ООО "Морской терминал "Тамань" обязуется оказывать услуги по погрузке через элеватор зерновых грузов по варианту "элеватор - борт судна", поставляемых заказчиками на экспорт, доставка грузов на терминал осуществляется через элеватор ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань" (далее также - ООО "ЗТКТ") по плану завоза. Отгрузка на суда производится с интенсивностью, обеспеченной ООО "ЗТКТ". ООО "ЗТКТ" принимает решения о постановке судов к причалу.
Ко всем договорам, за исключением договора с ЗАО "Виталмар Агро", сторонами заключены дополнительные соглашения, в соответствии с которыми изменения внесены, в том числе, в пп. 2.1, пп. 5.1.1 договоров. С учетом дополнительных соглашений, ООО "Морской терминал "Тамань" по поручению заказчика обязуется оказывать услуги по организации перевалки зерновых грузов, а именно, исполнитель обязуется за вознаграждение и за счет заказчика выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки на экспорт зерновых грузов, поставляемых заказчиком (пп. 2.1 п. 2).
Кроме того, пп. 5.1.1 п. 5 договоров (с учетом дополнительных соглашений) установлено, что комплекс работ по организации перевалки грузов (транспортно-экспедиционных услуг в рамках международной перевозки) включает в себя: составление манифеста, работу с агентирующими компаниями, работу с экспедирующими компаниями, работу с сюрвейерскими компаниями, фумигационным отрядом (пп. 5.1.1 п. 5 договоров).
Содержание оказанных Обществом своим контрагентам услуг по организации перевалки грузов раскрывается через установленные условиями договоров обязанности ООО "Морской терминал "Тамань" (п. 4 договоров), к числу которых отнесено, в частности, уведомление заинтересованных лиц о предстоящем заходе судна в порт, уведомление сюрвейерских компаний о начале швартовки для их своевременного прибытия в порт, уведомление сотрудников фумигационного отряда до начала швартовки и до окончания погрузки, организация постановки судна к причалу под погрузку в кратчайшие сроки путем уведомления судового агента посредством телефонной или факсимильной связи, осуществление контроля за рациональным использованием сталийного времени, информирование клиента о количестве погруженного на судно товара, представление интересов клиента в администрации порта Тамань, составление и обеспечение подписания манифеста всеми компаниями (сюрвейерские компании, капитан судна, порт).
За оказываемые ООО "Морской терминал "Тамань" услуги оплата установлена в размере 80 рублей с каждой тонны зерновых, погруженных на борт судна.
В счетах-фактурах, выставленных ООО "Морской терминал "Тамань" вышеназванным организациям, в строке наименование товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг) указано - организация перевалки грузов (транспортно-экспедиторских услуг в рамках международных перевозок).
Таким образом, проанализировав характер и содержание оказанных ООО "Морской терминал "Тамань" услуг, апелляционный суд приходит к выводу о том, что спорные услуги непосредственно и неразрывно связаны с процессом организации перевозки грузов, в частности с организацией перевалки насыпью зерновых грузов, и являются необходимым элементом осуществления международной перевозки товаров морским транспортом, в силу чего относятся к транспортно-экспедиционным услугам, связанным с организацией перевозок зерновых грузов, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Реальный характер оказанных Обществом спорных услуг подтверждается представленными документами и согласуется с установленным порядком осуществления деятельности в морских портах.
Факт того, что в момент оказания Обществом соответствующих услуг по всем заявленным контрактам, перевозимый товар был помещен под таможенный режим экспорта, предполагающий убытие товара с таможенной территории России, налоговым органом не оспаривается.
Судом учтено, что из приведенных положений подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не следует невозможность применения ставки 0 процентов в отношении налогообложения транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки в случае, если договором транспортной экспедиции предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), относящихся к содержанию данного договора, перечень которых приведен абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
При этом представленные Обществом документы соответствуют требованиям п. 3.1. ст. 165 НК РФ и подтверждают правомерность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении вышеуказанных операций.
Отклоняя доводы налогового органа о том, что фактически погрузочно-разгрузочные работы по перевалке грузов рассматриваемых компаний на территории порта Тамань осуществляла другая организация - ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань", суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
Порядок осуществления деятельности в морских портах, в том числе порядок оказания услуг, регулируется Федеральным законом от 08.11.2007 N261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 261-ФЗ)..
В п.2 ст.16 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что операторы морских терминалов и иные владельцы технологически взаимосвязанных объектов инфраструктуры морского порта обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технологического процесса оказания соответствующих услуг в морском порту, установление порядка технического обслуживания и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в морском порту, перед пользователями.
С учетом определений ст.4 Закона N 261-ФЗ ООО "Морской терминал "Тамань" и ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" являются операторами и владельцами объектов инфраструктуры морского порта Тамань.
Во исполнение вышеуказанного требования пункта 2 ст.16 Закона N 261-ФЗ между ООО "Морской терминал "Тамань" и ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань" заключено соглашение об организации работы по обеспечению перевалки зерновых грузов от 01.07.2011, предусматривающее, в том числе, распределение между сторонами обязанностей по обеспечению перевалки зерновых грузов. Согласно установленному в Соглашении распределению обязанностей на ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" возлагаются непосредственно механические действия по перевалке (перегрузке), а на Общество - осуществление организационной (процедурной) работы, необходимой в силу требований законодательства для осуществления перевалки грузов в международном морском порту. В числе прочего это обусловлено персональным составом указанных организаций.
Таким образом, с учетом данного соглашения, предметом осуществляемой Обществом деятельности является комплекс работ по сопровождению перевалки грузов: составление судового манифеста, а также работа с сюрвейерскими, агентирующими, экспедирующими компаниями, фумигационным отрядом и т.д. Тогда как деятельность ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань" состоит в оказании услуг по фактической перевалке (перегрузке) перевозимых грузов.
При этом условиями заключенных со спорными контрагентами договоров на организацию перевалки насыпью зерновых, экспортируемых с территории РФ, предусмотрено, что одновременно с заключением договоров с ООО "Морской терминал "Тамань", заказчики должны заключить соответствующий договор с ООО "Зерновой терминальный комплекс Тамань".
Так, заказчиками были заключены договоры на перевалку зерновых и масличных культур на экспорт из РФ с ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань": N 34/11 ЗАО "Виталмар Агро", N 22/11 ООО "Эфко-Трейд", N 23/11 ООО "Международная знерновая компания", N73/11 ООО "Краснодарзернопродукт-экспо", N 10/11 ЗАО "Кубаньэкспо", N 63/11 ООО ТД "Содружество", N 80/11 ООО АК "Основа", N 50/11 ООО "Аутспан Интернешнл".
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что данными организациями оказывались спорным контрагентам различные услуги, несмотря на их общую направленность на осуществление погрузочно-разгрузочных работ в рамках международной перевозки грузов морским транспортом (со стороны ООО "Морской терминал "Тамань" данные услуги носили организационный характер и заключались в работе с агентирующими, экспедирующими, сюрвейерскими компаниями, фумигационным отрядом, а со стороны ООО "Зерновой терминальный комплекс "Тамань" - состояли непосредственно в выполнении погрузочных работ).
Поскольку судом установлено, что спорные услуги ООО "Морской терминал "Тамань" по организации перевалки насыпью зерновых относятся к транспортно-экспедиционным услугам и непосредственно связаны с организацией перевозок зерновых грузов, вывезенных в таможенном режиме экспорта, на данные услуги распространяются положения пп.2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, предусматривающие налогообложения указанных операций по ставке 0 процентов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2013 по делу N А14-2497/2013 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, а также с учетом результатов рассмотрения апелляционной жалобы, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.07.2013 по делу N А14-2497/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2497/2013
Истец: ООО "Морской терминал"Тамань"
Ответчик: МИФНС N 1 по Воронежской области
Третье лицо: МИФНС России N 1 по Белгородской области