город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2013 г. |
дело N А53-27742/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от истца - Буханкова Д. Д. по доверенности от 19.04.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2013
по делу N А53-27742/2012 (судья Меленчук И.С.)
по иску индивидуального предпринимателя Измалковой Любови Егоровны
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: администрации г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Измалкова Любовь Егоровна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 61:44:0021904:228, площадью 2832+/-19 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 11 130 000 рублей; с кадастровым номером 61:44:0021904:25, площадью 2181/-16 кв. м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7а, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2007 в размере 8 570 000 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т. 5, л.д. 152)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2013 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Ростовской области, администрация г. Ростова-на-Дону обжаловали решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили отменить решение, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба Правительства Ростовской области мотивирована тем, что в исковом заявлении результаты кадастровой оценки не оспариваются. Правительство Ростовской области полагает, что установить кадастровую стоимость равную рыночной можно лишь на дату вынесения судебного акта, так как в законодательстве не предусмотрена возможность установления стоимости земельного участка за предыдущий период, установление стоимости на момент включения в кадастр недвижимости объекта допустимо при нарушении закона при включении старой кадастровой стоимости. Рыночная стоимость на момент проведения экспертизы значительно превышает стоимость на 01.01.2007. Принятое решение может стать предпосылкой к возникновению в последующем споров о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Администрация г. Ростова-на-Дону в апелляционной жалобе указывает на то, что из буквального содержания пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что допускается установление рыночной стоимости земельного участка и определении кадастровой стоимости исходя из рыночной, а не изменение кадастровой стоимости за предыдущий период. При установлении рыночной стоимости следует учитывать стоимость на дату, наиболее приближенную к моменту вынесения решения, то есть на 19.11.2012.
В отзывах на апелляционные жалобы истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает, что рыночная стоимость объектов должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (01.01.2007). Кроме того, администрация г. Ростова-на-Дону не вправе требовать принятия нового судебного акта с измененным ей предметом иска.
В судебном заседании представитель ИП Измалковой Л. Е. апелляционные жалобы не признал по доводам, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2013 оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительства Ростовской области, администрации г. Ростова-на-Дону, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом согласно статьям 121-123 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, индивидуальному предпринимателю Измалковой Л. Е. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2832+/-19 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0021904:228, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.11.2011 серии 61-АЖ N 429916 (т. 1 л.д. 15).
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021904:228 составляет 20 467 317,12 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 14.12.2011 N 61/001/11-334005 (т. 1 л.д. 17).
Индивидуальному предпринимателю Измалковой Л. Е. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2181/-16 кв.м., с кадастровым номером 61:44:0021904:25, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.05.2006 серии 61-АГ N 091683 (т. 1 л.д. 16).
На основании постановления администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021904:25 составляет 15 891 485,73 руб., что отражено в кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 14.05.2009 N 61/001/09-232394 (т. 1 л.д. 19).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, ИП Измалкова Л. Е. обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения гл. III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 08.08.2012 N О03-41/217, составленному ООО "БизнесКонсалт", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021904:228, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7, по состоянию на 01.01.2007 составляет 6132000 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0021904:25, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7а, по состоянию на 01.01.2007 составляет 4788000 руб. (т. 1 л.д. 20-129).
Отчет об оценке от 08.08.2012 N О03-41/217, составленный ООО ООО "БизнесКонсалт", в порядке статьи 17.1 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", был представлен на экспертизу Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков". Экспертами саморегулируемой организации была проведена проверка соответствия отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза).
Согласно экспертному заключению от N 300/08-12 от 16.08.2012, отчет об оценке от 08.08.2012 N О03-41/217соответствует требованиям Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и стандартов НП СРО "НКСО" (т. 1 л.д.130-148).
Рыночная стоимость спорных земельных участков установлена на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость по результатам кадастровой оценки земель, утвержденной постановлением администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По ходатайству Правительства Ростовской области судом первой инстанции назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007, проведение экспертизы поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "Компания ВЕАКОН-Арс-Гор" Харченко Александру Евгеньевичу.
Согласно экспертному заключению ООО "Компания ВЕАКОН-Арс-Гор" N 4-2013 от 16.01.2013 рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 2 832 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0021904:228, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7, по состоянию на 01.01.2007 составила 11 130 000 руб.; рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 2 181 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0021904:25, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Геологическая, 7а, по состоянию на 01.01.2007 составила 8 570 000 руб.; (том 5 л.д. 1-124).
По смыслу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011).
Доказательства, свидетельствующие об иной величине рыночной стоимости земельных участков или недостоверности рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта заявителями жалоб не представлены.
В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:44:0021904:228, 61:44:0021904:25 их рыночной стоимости, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования индивидуального предпринимателя.
Из содержания решения Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2013 не усматривается, что суд принял решение о каких-либо правах и обязанностях заявителей апелляционных жалоб.
В результате удовлетворения исковых требований индивидуального предпринимателя, органы местного управления и субъекта РФ не лишаются субъективных прав, на них не возлагаются какие-либо обязанности.
Ссылки заявителей апелляционных жалоб на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п.3 ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Возможность определения кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной установлена нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и не ставится в зависимость от полномочий органов местного самоуправления по формированию местного бюджета.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалобы.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела заявители жалоб выступают в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем, льгота по освобождению его от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на них не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2013 по делу N А53-27742/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103282743/ ИНН 6164056684) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27742/2012
Истец: ИП Измалкова Любовь Егоровна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации,кадастра и картографии", ФГБУ ФКП Росреестра, ФГБУ ФКП Ростреестра, Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Правительство Ростовской области