г. Томск |
|
16 октября 2013 г. |
Дело N А45-9806/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.
судей Музыкантовой М. Х., Полосина А. Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михальчуком А. Н. с использование средств аудиозаписи, видео конференцсвязи,
при участии:
от заявителя: Лагутина Н. А., доверенность от 05.06.2013 года,
от иных лиц, участвующих в деле: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июля 2013 года по делу N А45-9806/2013 (судья Г. М. Емельянова)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит", г. Волгоград (ОГРН 1073443000201, ИНН 3443074649)
к судебному-приставу-исполнителю ОСП по Октябрьскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области Смирновой А. Н.
третье лицо: Управление службы судебных приставов России по Новосибирской области (ОГРН 1045402545825, ИНН 5406299260)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", заявитель, взыскатель) обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия отдела судебных приставов по Октябрьскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо) по исполнению вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области от 07.07.2009 по делу N А12-9384/2009 о взыскании с ООО "Сибирский Коммерческий Центр" (далее - должник) денежных средств в размере 17 544 рублей, в том числе, основного долга в размере 16 544 рублей, пени в размере 1000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1323 рублей 52 копеек.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Магнит" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Магнит" в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указано, что судом неполно исследованы доказательства по делу, в связи, с чем выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом не правильно применены нормы материального права. Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованное лицо в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
В порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в полном объеме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 17.01.2013 на основании исполнительного листа N 000444624 от 20.08.2009 по делу N А12-9384/2009, выданного Арбитражным судом Волгоградской области, судебным приставом-исполнителем ОСП по Октябрьскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области Смирновой А. Н. возбуждено исполнительное производство в отношении ООО "Сибирский коммерческий центр" о взыскании 17 544 рублей, в том числе основного долга в размере 16 544 рублей, пени в размере 1 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 323 рублей 52 копеек, в пользу ООО "Магнит".
ООО "Магнит", полагая, что имеет место незаконное бездействие судебного пристава -исполнителя ОСП по Октябрьскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области по исполнению исполнительного листа Арбитражного суда Волгоградской области, обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях судебного пристава-исполнителя нарушений требований законодательства об исполнительном производстве.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействия), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействия) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, действия (бездействия) должностного лица подлежат признанию незаконными в случае, если они не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу части 2 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главы 24 указанного Кодекса.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, устанавливаются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона об исполнительном производстве непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом об исполнительном производстве, а также Федеральным законом от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон о судебных приставах).
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона о судебных приставах).
Задачами исполнительного производства в силу статьи 2 Закона об исполнительном производстве являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать в процессе исполнения требований исполнительных документов, определен в статье 64 Закона об исполнительном производстве. При этом перечень исполнительных действий, необходимых для правильного и полного исполнения исполнительного документа, вправе устанавливать сам судебный пристав-исполнитель.
Несовершение действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано арбитражным судом незаконным бездействием.
Из части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве следует, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 данной статьи.
Срок, определенный в части 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, не является пресекательным, поскольку в зависимости от конкретных обстоятельств дела возможны случаи применения специальных норм законодательства, которые увеличивают сроки исполнения требований исполнительных документов (приостановление исполнительного производства, отложение исполнительных действий, отсрочка исполнения и др.).
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, перечень которых приведен в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, и применять указанные в части 3 статьи 68 названного Закона меры принудительного исполнения.
Согласно статье 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства принято 17.01.2013. В ходе исполнения требований исполнительного документа в спорный период (после 17.01.2013) судебным приставом-исполнителем выполнены следующие действия: направлены запросы в контролирующие и регистрирующие органы для установления имущественного положения организации-должника (Управление Росреестра по НСО, ГИБДД, ИФНС по Октябрьскому району г. Новосибирска). 30.01.2013 в ходе проведения исполнительных действий установлено что, должник по адресу г. Новосибирск, ул. Восход, 20 офис 410 не располагается, какую либо деятельность не ведет; 13.02.2013 установлено что, должник по адресу г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 163/1 не располагается, настоящее местонахождение не известно.
Имущества, подлежащего описи и аресту, принадлежащего ООО "Сибирский коммерческий центр", не обнаружено.
Объекты недвижимости за должником не учтены, поднадзорная техника отсутствует, АМТС не зарегистрировано.
На основании поступивших в отдел отрицательных ответов на запросы об установлении имущества, принадлежащего должнику, и результатов неоднократного совершения исполнительных действий, исполнительное производство 18.06.2013 окончено с актом о невозможности взыскания и исполнительный документ направлен в адрес взыскателя.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" 22.02.2012 ООО "Сибирский коммерческий центр" исключено из ЕГРЮЛ.
Таким образом, судебным приставом-исполнителем приняты необходимые меры для исполнения судебного акта, незаконного бездействия в рамках возбужденного исполнительного производства не допущено.
Доказательств того, что предпринятые действия судебного пристава исполнителя не отвечают требованиям Закона об исполнительном производстве и нарушают права и законные интересы взыскателя в материалах дела не имеется.
Отсутствие реального исполнения для взыскателя от проводимых судебным приставом-исполнителем действий не может являться основанием для констатации факта незаконности бездействия судебного пристава-исполнителя, так как проведение судебным приставом-исполнителем соответствующего объема мероприятий, хотя и не приведшего к исполнению судебного акта не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя (данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 N 2870/08).
При этом критерии бездействия судебного пристава-исполнителя подразумевают необходимость оценки его фактического поведения в спорный период как специального субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами; для лиц, допустивших злоупотребление процессуальными правами, наступают предусмотренные Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неблагоприятные последствия. Данные положения относятся также к вытекающему из принципа состязательности праву лиц, участвующих в деле, представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Указанные права гарантируются обязанностью участников процесса раскрывать доказательства до начала судебного разбирательства (часть 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и в порядке представления дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции, согласно которому такие доказательства принимаются судом, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка апеллянта на то, что судом первой инстанции не приняты во внимание его доводы, приведенные в письменном дополнении от 14.07.2013, направленном через систему подачи документов "Мой арбитр", апелляционной инстанции отклоняется, поскольку дополнения к заявлению поступили в арбитражный суд 14.07.2013 21 час. 41 мин. (время московское), получены судьей уже после вынесения резолютивной части решения (15.07.2013 09 час. 30), о чем свидетельствует отметка на документе. Отсутствие данных документов у судьи перед судебным заседанием также следует из протокола судебного заседания.
В силу статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно части 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
Указанное процессуальное требование равным образом относится и к ходатайствам участвующих в деле лиц.
Заявитель, при условии добросовестного пользования им всеми принадлежащими ему процессуальными правами (часть 2 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), имел возможность заблаговременно направить письменные дополнения к заявлению, доказательств невозможности направления дополнений из материалов дела, не усматривается, в связи с чем у апелляционной коллегии отсутствуют основания для принятия этого довода жалобы, нарушений судом первой инстанции положений статей 168, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, повлекших возможность принятия иного судебного акта, а также обстоятельств, влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июля 2013 года по делу N А45-9806/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
М. Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-9806/2013
Истец: ООО "Магнит"
Ответчик: Отдел приставов по Октябрьскому району г Новосибирска Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Третье лицо: ООО "Сибирский коммерческий центр", Управление Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской обл.