г. Хабаровск |
|
18 октября 2013 г. |
Дело N А73-6581/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ДальТэк": Секун А.А., представитель по доверенности от 20.07.2013;
от Отдела надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: представитель не явился;
от третьего лица Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю: Носкова О.В., представитель по доверенности от 18.07.2013 N 7188;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДальТэк" на решение от 16.08.2013 по делу N А73-6581/2013 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДальТэк",
к Отделу надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре от 05.06.2013 N 270, 271, 272 о назначении административного наказания
третье лицо Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДальТэк" (далее - ООО "ДальТэк", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре, Отдел) от 05.06.2013 N 270, 271, 272 о назначении административного наказания.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю).
Решением суда первой инстанции от 16.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт административного правонарушения и вина ООО "Даль Тэк" в его совершении признаны судом доказанными.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, указанные в апелляционной жалобе.
ГУ МЧС России по Хабаровскому краю в представленном отзыве, его представитель в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела ООО "ДальТэк" на основании договора аренды нежилой площади N 76 от 01.01.2013 занимает нежилое помещение площадью 15, 8 кв.м. по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Первостроителей, 20, свидетельство о государственной регистрации права N 27АА072785 от 19.01.2004
На основании распоряжения Главного государственного инспектора г. Комсомольска-на-Амуре N 99 от 15.04.2013 Зиновьева В.Г. ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре с 19.04.2013 по 23.05.2013 проведена плановая проверка ООО "ДальТэк" по указанному адресу на предмет соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности.
Распоряжение о проверке N 99 от 15.04.2013 вручено 15.04.2013 законному представителю общества - директору Боровинскому П.М., что подтверждается ее подписью в распоряжении.
В ходе проведения проверки требований пожарной безопасности в помещениях ООО "ДальТэк" по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Первостроителей, 20, выявлены нарушения требований пожарной безопасности установленные: Законом РФ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, СП 5.13130-2009, СП 9.13130-2009, СП 3.13130.2009, СП 6.13130.2009, РД 009-01-96.
Проверка проводилась в присутствии законного представителя общества - директора Боровинского П.М.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 99 от 23.05.2013, который вручен 23.05.2013 законному представителю общества - директору Боровинскому П.М., что подтверждается его подписью в акте проверки. Акт проверки подписан законным представителем общества без замечаний.
27.05.2013 по данным фактам инспектором ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре Приходько В.А. в отношении ООО "ДальТэк", в присутствии законного представителя общества - директора Боровинского П.М., были составлены протоколы N 270, 271, 272 об административных правонарушениях по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, копии вручены 27.05.2013 законному представителю общества.
05.06.2013 главным государственным инспектором ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре Зиновьевым В.Г. по результатам рассмотрения материалов проверки, в присутствии законного представителя Общества, вынесено постановление N 270, 271, 272 от 21.05.2013 о привлечении к административной ответственности по ч. 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Закон РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон РФ N 123-ФЗ, Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 (далее - ППР N 390).
Проверкой установлены следующие нарушения, которые квалифицированы по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 3 ППР N 390 - лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что руководителем ООО "ДальТэк" распорядительным документом (распоряжение или приказ) не определен порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа с работниками организации, чем нарушен п. 3 ППР N 390.
В соответствии с п. 39 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утверждены Приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ (далее - Нормы пожарной безопасности, НПБ N 645) по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются: руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств; работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации; граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе; работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.
Порядок согласования специальных программ утвержден Приказом МСЧ России от 25.10.2005 N 764 и п.53 НПБ N 645.
Согласно п. 14 НПБ N 645 - Вводный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утвержденной программой.
Примерный перечень вопросов вводного противопожарного инструктажа приведен в приложении N 2.
Проверкой установлено, что у ООО "ДальТэк" отсутствует программа вводного противопожарного инструктажа, разработанная с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности.
В ходе проверки руководителем ООО "ДальТэк" представлен примерный перечень вопросов проведения вводного противопожарного инструктажа, программа вводного противопожарного инструктажа не представлена, чем нарушен п. 3 ППР N 390; п. 14 НПБ N 645.
В соответствии с п. 18 НПБ N 645 - Первичный противопожарный инструктаж проводится по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности. Программа проведения вводного инструктажа утверждается руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения.
Примерный перечень вопросов для проведения первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2 НПБ N 645.
Проверкой установлено, что у ООО "ДальТэк" отсутствует программа первичного противопожарного инструктажа, разработанная с учетом требований стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности.
В ходе проверки руководителем ООО "ДальТэк" представлен примерный перечень вопросов проведения первичного противопожарного инструктажа, программа первичного противопожарного инструктажа не представлена, чем нарушены п. 3 ППР N 390; п. 18 НПБ N 645.
Согласно п. 19 НПБ N 645 - Первичный противопожарный инструктаж проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" первичный противопожарный инструктаж не проводится с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения.
В ходе проверки инженер СКС ООО "ДальТэк" Островский С.Н., и специалист по работе с клиентами Скосырева Т.В. пояснили, что практически с огнетушителями не работали, чем нарушены п. 3 ППР N 390; п. 19 НПБ N 645.
В соответствии с п. 23 НПБ N 645 повторный противопожарный инструктаж проводится в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
Проверкой установлено, что у ООО "ДальТэк" отсутствует, утвержденный руководителем график проведения повторных противопожарных инструктажей, чем нарушен п. 3 ППР N 390; п. 23 НПБ N 645.
Согласно п. 23 НПБ N 645 внеплановый противопожарный инструктаж проводится, в том числе: при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что при введении в действие новых разработанных правил по пожарной безопасности ППР N 390, содержащих требования пожарной безопасности, ООО "ДальТэк" внеплановый противопожарный инструктаж с сотрудниками организации не проведен, чем нарушен п. 3 ППР N 390; п. 26 НПБ N 645.
В соответствии с п. 2 ППР N 390 - В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Согласно п. 460 ППР N 390 инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается на основе настоящих Правил, нормативных документов по пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
П. 461 ППР N 390 установлен список вопросов, которые необходимо отражать в инструкции о мерах пожарной безопасности
Согласно п. 462 ППР N 390 в инструкции о мерах пожарной безопасности указываются лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что у ООО "ДальТэк" отсутствует, утвержденная руководителем общества инструкция о мерах пожарной безопасности для помещений, где установлено оборудование организации ООО "ДальТэк" исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
В ходе проверки представлена инструкция о мерах пожарной безопасности для офиса по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Первостроителей, 20, утвержденная руководителем ООО "ДальТэк" 10.01.2013, которая не соответствует положениям п. 2, 460, 461, 462 ППР N 390.
В соответствии с п. 22 НПБ N 645 повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" не со всеми работниками проводится повторный противопожарный инструктаж с периодичностью не реже одного раза в год.
Так согласно информационного письма ООО "ДальТэк" исх. N 7 от 18.04.2013 штатная численность работников общества 8 человек, в том числе монтажников 3 человека.
Судом установлено, что согласно представленному в материалы дела журналу регистрации инструктажа на рабочем месте за 2012 г., инструктаж проведен с 6 сотрудниками организации, инструктаж с монтажниками организации не проведен.
Из представленного в материалы дела журнала регистрации инструктажа на рабочем месте за 2013 г., следует, что инструктаж проведен с 7 сотрудниками организации.
Согласно журналу регистрации инструктажа на рабочем месте за 2012 г. сотрудники ООО "ДальТэк" - Редько А.И., Скосырева Т.В., Редько Н.А., Андреева Е.В. проходили инструктаж 06.02.2012, Островский С.Н. проходил инструктаж 08.02.2012.
Согласно журналу регистрации инструктажа на рабочем месте за 2013 г. сотрудники ООО "ДальТэк" - Редько А.И., Скосырева Т.В., Редько Н.А., Андреева Е.В., Островский С.Н. проходили инструктаж 21.03.2012, то есть с нарушением годичного срока проведения противопожарного инструктажа.
Указанное свидетельствует о нарушении периодичности (не реже одного раза в год) проведения противопожарного инструктажа, что является нарушением п. 22 НПБ N 645.
Согласно п. 43 ППР N 390 - Руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В зрительных, демонстрационных и выставочных залах знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей.
Проверкой установлено, что руководитель ООО "ДальТэк" не обеспечил помещение офиса знаками пожарной безопасности (огнетушитель) места размещения со стороны коридора и (направление движения) обозначающих пути эвакуации людей с помещения офиса по коридору непосредственно на улицу, чем нарушен п. 43 ППР N 390.
Согласно пункту 4 статьи 137 Закона РФ N 123-ФЗ узлы пересечения ограждающих строительных конструкций кабелями, трубопроводами и другим технологическим оборудованием должны иметь предел огнестойкости не ниже требуемых пределов, установленных для этих конструкций.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" были нарушены требования к строительным конструкциям, узлы пересечения ограждающих строительных конструкций (потолочное перекрытие за подвесным потолком в офисе) при пересечении с проводами (коммутатор локальной сети) и кабелями 220 В, имеют сквозные дыры в перегородке и перекрытии на второй этаж здания.
Так же проверкой установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности, которые квалифицированы по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с п. 478 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.
Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.
Согласно п. 4.1.33 СП 9.13130-2009 каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер и специальный паспорт. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей следует вести в журнале по рекомендуемой форме (Приложение Г).
Проверкой установлено, что расположенный в офисе ООО "ДальТэк" огнетушитель, не имеет паспорт огнетушителя. Учет проверки наличия и состояния огнетушителей не ведется в журнале по рекомендуемой форме (Приложение Г), чем нарушены п. 478 ППР N 390, п. 4.1.33 СП 9.13130-2009.
В соответствии с п. 4.2.5, 4.2.7 СП 9.13130-2009 рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним.
Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.
Согласно п. 480 ППР N 390 - Огнетушители, размещенные в коридорах, проходах, не должны препятствовать безопасной эвакуации людей. Огнетушители следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 метра.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" переносные огнетушители не установлены на подвесных кронштейнах. В офисе огнетушитель расположен с правой стороны на подставке, на высоте 1.9 метра от пола до верха огнетушителя, что более 1.5 м., нет обязательной фиксации огнетушителя от возможного падения при случайном воздействии.
В соответствии со статьей 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении или постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в случае, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что в акте проверки N 99 от 23.05.2013, протоколе об административном правонарушении от 27.05.2013, а также обжалуемом постановлении не содержится указаний о замерах высоты, о приборе которым производились замеры, о его поверке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования к расположению огнетушителей на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах в соответствии п. 4.2.5 СП 9.13130-2009 носят рекомендательный характер, а также то, что материалы административного производства в указанной части не содержат доказательств нарушения расположения огнетушителя на высоте не более 1,5 метра.
Учитывая изложенное в указанной части, событие правонарушения не доказано, обжалуемое постановление является незаконным и необоснованным.
В соответствии с п.п. "з" п. 42 ППР N 390 запрещается использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ.
Проверкой установлено, что в помещении офиса ООО "ДальТэк" эксплуатируются удлинители для питания электроприборов (два рабочих места персонала и вертикальная пирамида электрооборудования абонентов интернета, в офисе поперек помещения открыто под ногами положен электрический провод удлинителя к рабочему месту руководителя), не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ, чем нарушен п.п. "з" п. 42 ППР N 390.
Согласно пунктам 7, 8 статьи 82 Закона РФ N 123-ФЗ горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабелей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара. В местах прохождения кабельных каналов, коробов, кабелей и проводов через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций.
Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" допускается открытая прокладка электрических проводов и кабелей с горючей изоляцией в помещении офиса и за подвесным потолком (горизонтальные и вертикальные каналы для прокладки электрокабслей и проводов в зданиях и сооружениях должны иметь защиту от распространения пожара, прокладка должна осуществляться в кабель-каналах или трубах. Кабели, прокладываемые открыто, должны быть не распространяющими горение. ООО "ДальТэк" нарушены п. 7, 8 ст. 82 Закона РФ N 123-ФЗ.
Так же проверкой установлены следующие нарушения правил пожарной безопасности, которые квалифицированы по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 52 Закона РФ N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе: применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения.
Согласно статье 83 Закона РФ N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 61 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
В силу п. 63 ППР N 390 руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).
Согласно п. 13.3.11 СП 5.13130-2009 при расстановке пожарных извещателей под фальшполом, над фальшпотолком и в других недоступных для просмотра местах должна быть обеспечена возможность определения места расположения сработавшего извещателя (например, они должны быть адресными или адресуемыми, то есть иметь адресное устройство, либо подключены к самостоятельным шлейфам пожарной сигнализации, либо должны иметь выносную оптическую индикацию и т.п.). Конструкция перекрытий фальшпола и фальшпотолка должна обеспечивать доступ к пожарным извещателям для их обслуживания.
Проверкой установлено, что в помещении ООО "ДальТэк" отсутствует установка автоматической пожарной сигнализации за подвесным потолком, где проложены, открыто незащищенные электрические кабели и провода с горючей изоляцией, чем нарушены положения Закона РФ N 123-ФЗ, п. 13.3.11СП 5.13130-2009.
В соответствии с п. 13.14.12., п. 13.14.13 СП 5.13130.2009 - Помещение пожарного поста или помещение с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, должно обладать следующими характеристиками:
площадь, как правило, не менее 15 кв. м;
температура воздуха в пределах от 18 °С до 25 °С при относительной влажности не более 80%;
наличие естественного и искусственного освещения, а также аварийного освещения, которое должно соответствовать [9];
освещенность помещений: при естественном освещении не менее 100 лк; от люминесцентных ламп не менее 150 лк; от ламп накаливания не менее 100 лк; при аварийном освещении не менее 50 лк; наличие естественной или искусственной вентиляции согласно [6];
наличие телефонной связи с пожарной частью объекта или населенного пункта.
В данных помещениях не должны устанавливаться аккумуляторные батареи резервного питания, кроме герметизированных.
В помещении дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, аварийное освещение должно включаться автоматически при отключении основного освещения.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" не выполняются требования к системам автоматической пожарной сигнализации при проектировании - помещения, где установлен контрольно-приемные приборы ОПС и СОУЭ (первый этаж-вахта) не оборудованы аварийным освещением, в результате чего нарушены положения Закона РФ N 123-ФЗ, п. 13.14.12., п. 13.14.13 СП 5.13130.2009.
Согласно п. 13.15.14. СП 5.13130.2009 не допускается совместная прокладка шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В с линиями напряжением 110 В и более в одном коробе, трубе, жгуте, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке.
Проверкой установлено, что в помещении ООО "ДальТэк" за подвесным потолком офиса допускается совместная прокладка шлейфов и линий пожарной сигнализации с линиями напряжения 110 В и более.
В соответствии со статьей 54 Закона РФ N 123-ФЗ - системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 4.10. СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности" - Питание электроприемников СПЗ должно осуществляться от панели противопожарных устройств (панель ППУ), которая питается от вводной панели вводно-распределительного устройства (ВРУ) с устройством автоматического включения резерва (АВР) или от главного распределительного щита (ГРЩ) с устройством АВР.
Проверкой установлено, что в помещении, которое в соответствии с п. 3.1.2 договора аренды N 76 от 01.01.2013 г. занимает ООО "ДальТэк" - электрическое питание на ПКП "Кварц" осуществляется от электрической розетки расположенной у дежурного (вахта) электрическая розетка на 220 В, тройник.
Согласно п. 64 ППР N 390 - Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
Проверкой установлено, что в помещении, которое в соответствии с п. 3.1.2 договора аренды N 76 от 01.01.2013 занимает ООО "ДальТэк" руководитель не обеспечил наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста - вахта) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта, чем нарушен п. 64 ППР N 390.
В соответствии с СП 3.13130.2009 речевые оповещатели должны воспроизводить нормально слышимые частоты в диапазоне от 200 до 5000 Гц. Уровень звука информации от речевых оповещателей должен соответствовать нормам настоящего свода правил применительно к звуковым пожарным оповещателям.
Проверкой установлено, что в помещении пожарного поста (дежурный-вахта), которое в соответствии с п. 3.1.2 договора аренды N 76 от 01.01.2013 занимает ООО "ДальТэк" не работает автоматическая система оповещения и управления людьми в случае пожара, которая выполнена не в соответствии с нормативными документами, при срабатывании дымового датчика система оповещения в офисе ООО "ДальТэк" в административном здании система оповещения не может выдать речевое оповещение на эвакуацию по зданию в целом, так как прибор Кварц установленный на ООО "ДальТэк" несовместим с общей системой оповещения.
Проверкой установлено, что ООО "ДальТэк" не разработан годовой план-график технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта пожарной сигнализации.
Не разработана и не передана заказчику исполнительная документация и схемы, которые не были составлены по окончании монтажа систем пожарной автоматики (отражающие фактическое размещение шлейфов пожарной сигнализации, извещателей, приборов), исполнительную техническую документацию, чем нарушен п.63 ППР N 390, п. 1.5.1 РД 009-01-96.
Указанные нарушения подтверждаются материалами дела.
Из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель имел возможность провести мероприятия по устранению нарушений в области пожарной безопасности, вместе с тем, не предпринял достаточных действий по осуществлению контроля и выполнению требований и норм пожарной безопасности.
Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения ООО "ДальТэк" административного правонарушения и наличии у административного органа оснований для привлечения общества к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Административное наказание ООО "ДальТэк" назначено с учетом характера совершенных правонарушений, с учетом положений ст. 4.4 КоАП РФ, в минимальном размере санкций предусмотренных ч. 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в размере 150 000 руб.
Судом не выявлены основания для применения в рассматриваемом деле положений статьи 2.9 КоАП РФ, признания выявленных нарушений малозначительными, поскольку нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемых к обучению работников общества действиям при пожаре, обращению со средствами пожаротушения, требованиям предъявляемым к средствам пожаротушения, а также нарушения требований к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей угрожает жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.
Устранение нарушений после проведения проверки не свидетельствует о малозначительности правонарушения и не исключает ответственность ООО "ДальТэк".
Существенных нарушений порядка проведения проверки, а также порядка привлечения ООО "ДальТэк" к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства, влекущих отмену обжалуемого постановления в полном объеме, судом не установлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.08.2013 по делу N А73-6581/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Гричановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6581/2013
Истец: директору ООО "ДальТэк" Боровинскому Павлу Михайловичу, ООО "ДальТэк", ООО "ДальТэк" - директор Боровинский Павел Михайлович, Секун Алексей Анатольевич - представитель
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, Отдел надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Третье лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю