г. Томск |
|
05 декабря 2011 г. |
Дело N А45-10157/2011 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кайгородовой М. Ю.
судей: Павлюк Т. В.
Шатохиной Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Деминой К.А.
при участии:
от истца: не явился (надлежаще извещен)
от ответчиков: не явились (надлежаще извещены)
от третьих лиц: не явились (надлежаще извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Электронная техника в медицине" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2011 года по делу N А45-10157/2011 (судья Печурина Ю.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Электронная техника в медицине"
к ответчикам:
1) Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области, г. Новосибирск,
2) Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Колыванская ЦРБ", Новосибирская область, р.п. Колывань;
3) Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Коченевская ЦРБ", Новосибирская область, р.п. Коченево;
4) Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N 13", г. Новосибирск
5) Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3", г. Новосибирск,
при участии в деле третьих лиц:
1) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 22", г. Новосибирск,
2) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 21", г. Новосибирск,
о взыскании суммы оплаты за выполненные работы в размере 119 000 рублей 00 копеек, 1 391 рублей 00 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Электронная техника в медицине", далее - ООО НПП "ЭЛТЕМ", обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области, далее - ТФ ОМС Новосибирской области, о взыскании задолженности по Государственному контракту от 27.09.2010 года N 90 в сумме 119 000 рублей 00 копеек и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 391 рубль 00 копеек.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 475, 518 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что 27.09.2010 года между истцом и ответчиком заключен Государственный контракт N 90, по которому истец, выступающий Исполнителем, обязался по заданию ответчика, выступающего Государственным заказчиком, оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, принадлежащего следующим лечебно - профилактическим учреждениям:
1) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Колыванская ЦРБ", Новосибирская область, р.п. Колывань;
2) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Коченевская ЦРБ", Новосибирская область, р.п. Коченево;
3) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 13", г. Новосибирск;
4) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 22", г. Новосибирск,
5) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 21", г. Новосибирск;
6) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3", г. Новосибирск, (далее - лечебно-профилактические учреждения, (ЛПУ)), а ответчик гарантировал оплату оказанных услуг за счет средств Областного фонда обязательного медицинского страхования.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: 1) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Колыванская ЦРБ", 2) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Коченевская ЦРБ", 3) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 13", 4) Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2011 года по делу А45-10157/2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Электронная техника в медицине" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, иск удовлетворить.
Истец оспаривает вывод суда о незаключенности контракта, ссылаясь на согласованность условия о плательщике и предмете контракта. Форма акта о приемке выполненного технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования была установлена в качестве обязательной в аукционной документации, иные акты не подписывались лечебными учреждениями. Ссылается на то, что истцом надлежащим образом были выполнены работы, претензии по качеству не поступали.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Истец ссылается на положения статей 3, 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", пункта 7 Приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31.08.2007 N 181 "О Правилах организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по установлению порядка и условий формирования резервов, состава и норматива расходов па ведение дела страховыми медицинскими организациями, осуществляющими обязательное медицинское страхование", считает, что Фонд является ненадлежащим ответчиком, не мог выступать в качестве государственного заказчика при размещении заказов на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования (медицинской техники) в медицинских организациях, в задачи и функции Фонда не входило обеспечение содержания имущества медицинских организаций города Новосибирска и Новосибирской области, в том числе медицинского оборудования (медицинской техники). Фонд не является ни собственником, ни учредителем, ни вышестоящей организацией по отношению к медицинским организациям города Новосибирска и Новосибирской области, кроме того у Фонда отсутствуют какие-либо договорные отношения с медицинскими организациями.
Ссылается на то, что при заключении государственных контрактов Фонд вышел за пределы полномочий, установленных учредительными документами, в связи с чем отсутствуют правовые основания для осуществления оплаты услуг по заключенным государственным контрактам. Со стороны ответчика истцу было предложено представить ежемесячные акты о выполнении технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования (техники) но форме ответчика, так как установленные формы актов не содержат достаточной информации об объеме и стоимости выполненных работ и оказанных услуг, расширенные акты истцом не предоставлены. Определить стоимость произведенных работ по техническому обслуживанию и ремонту технического оборудования по представленным документам, не представляется возможным.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области в отзыве на апелляционную жалобу просил решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2011 года оставить в силе.
В удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства по апелляционной жалобе, явку представителей не обеспечили.
Истец и ответчик в письменных ходатайствах просили рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривает жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2011 года по делу N А45-10157/2011 в полном соответствии с требованиями статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, после подписания Государственного контракта истец заключил с ЛПУ следующие договоры на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники:
- N 332 от 30.09.2010 года с МУЗ "Коченевская ЦРБ";
- N 333 от 30.09.2010 года с МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3";
- N 334 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 13";
- N 335 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 21";
- N 336 от 30.09.2010 года с МБУЗ "Колыванская ЦРБ";
- N 337 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 22".
Во исполнение условий Государственного контракта и заключенных на его основе договоров с ЛПУ, истец выполнил свои обязательства по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, о чем с ЛПУ были подписаны соответствующие Акты сдачи-приемки оказанных услуг. Каких-либо замечаний по объему и качеству оказанных услуг истцу предъявлено не было.
После выполнения обусловленных Государственным контрактом услуг истец обратился с требованием к ответчику об оплате.
Отказ ответчика от оплаты оказанных услуг в размере 119 000 рублей послужил основанием для начисления процентов за пользование чужими денежными средствами и основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Оценив условия государственного контракта N 90 от 27 сентября 2010 года, суд первой инстанции пришел к выводу о несогласованности сторонами условий о порядке финансирования и оплаты работ, в связи с чем, признал контракт незаключенным.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Условия о размере и порядке финансирования и оплате работ являются существенными условиями государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Исследуя содержание Государственного контракта от 27.09.2010 года N 90 суд первой инстанции неверно пришел к выводу о его незаключенности.
Согласиться с данным выводом у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Условия пункта 1.1 позволяют установить предмет государственного контракта - оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту, принадлежащим перечисленным лечебно-профилактическим учреждениям, медицинской техники. Наименования учреждений, в которых производится оказание услуг, а также наименование оборудования с индивидуализирующими признаками, в отношении которого проводится обслуживание, определены в приложении к контракту. Срок оказания услуг согласован - с 01.10.2010 г. по 31.12.2011 г.
Оценив условие пункта 3.5 Порядка проведения и оплаты ремонта, технического и метрологического обслуживания медицинской техники, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, по которому оплата услуг по ремонту, метрологическому и техническому обслуживанию медицинского оборудования осуществляется страховыми медицинскими организациями за счет средств резерва финансирования предупредительных мероприятий на основании письменного уведомления областного фонда обязательного медицинского страхования, суд пришел к выводу, что контракт не содержит наименования данных страховых медицинских организаций.
Между тем, по условиям пункта 2.1 Порядка проведения и оплаты ремонта, технического и метрологического обслуживания медицинской техники (оборудования), лечебно-профилактические учреждения заключают с исполнителем контракты на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинского оборудования, метрологическому обслуживанию средств измерения медицинского назначения, которые считаются заключенными с момента их подписания сторонами. При этом в Приложении N 1 сторонами были согласованы перечни медицинского оборудования, подлежащего техническому обслуживанию.
Исполнитель по условиям контракта N 90 от 27 сентября 2010 года заключил с лечебно-профилактическими учреждениями договоры на проведение технического обслуживания и ремонта медицинской техники:
- N 332 от 30.09.2010 года с МУЗ "Коченевская ЦРБ";
- N 333 от 30.09.2010 года с МУЗ "Стоматологическая поликлиника N 3";
- N 334 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 13";
- N 335 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 21";
- N 336 от 30.09.2010 года с МБУЗ "Колыванская ЦРБ";
- N 337 от 30.09.2010 года с МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N 22".
В каждом из этих договоров в пункте 1.3 предусмотрена отсылочное условие, о том, что оплата услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники производится в порядке, установленном государственным контрактом, а также условиями проведённого открытого аукциона.
Условие пункта 1.3 контракта N 90 от 27 сентября 2010 года предусматривает, что оплата по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники производится в соответствии с настоящим контрактом, действующим порядком проведения и оплаты ремонта, технического и медицинского обслуживания медицинского оборудования, а также условиями проведенного аукциона. Государственный заказчик гарантирует за счет средств Областного фонда обязательного медицинского страхования (резерва финансирования предупредительных мероприятий) своевременную оплату выполненных с надлежащим качеством и в установленные сроки работ, являющихся предметом контракта.
В данном случае указанный пункт соотносит ответчика с понятием государственного заказчика.
Под государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с положениями статьи 4 Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 года N 94-ФЗ, могут выступать выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков.
Статья 4 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", которая содержит перечень лиц, являющихся государственными заказчиками, была дополнена внебюджетными фондами после вступления в силу изменений в указанный ФЗ (Федеральный закон от 20.04.2007 г. N 53-ФЗ).
Поскольку Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области является государственным внебюджетным фондом, имеет полномочия на размещение заказов, соответственно, в спорных правоотношениях он выступал именно государственным заказчиком при заключении государственного контракта N 90 от 27 сентября 2010 года, который гарантировал оплату.
Анализ условия пункта 1.3 контракта позволяет сделать вывод о том, что услуги, оказанные лечебно-профилактическим учреждениям, подлежат оплате из средств Фонда, при этом установлен источник - резерв финансирования предупредительных мероприятий. Порядок и срок оплаты согласован сторонами в пункте 3.3 контракта, согласно которому оплата за оказанные услуги производится до 30 числа месяца, следующего за отчетным, в котором оказаны услуги, при наличии информации о выполнении исполнителем обязательств по договорам на ремонт и техническое обслуживание, а также акта о выполнении технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования.
Условие о порядке финансирования и оплаты работ государственного контракта N 90 от 27 сентября 2010 года суд апелляционной инстанции признает согласованным.
Основанием оплаты за оказанные услуги согласно пункту 3.3 контракта являются акты о выполнении технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования.
Суд первой инстанции, оценив представленные истцом акты, подписанные с одной стороны исполнителем, с другой - медицинскими учреждениями, которым оказывались услуги, отклонил их в качестве доказательств выполнения услуг, поскольку ответчиком акты не подписывались.
При этом, как следует из аукционной документации, к Порядку проведения и оплаты ремонта технического и метрологического обслуживания медицинского оборудования в качестве Приложения N 1 была установлена форма акта о выполнении услуг. В пункте 3.3 контракта указан что акты являются основанием для оплаты.
По указанной форме исполнителем были оформлены все представленные в материалы дела акты от 31 марта 2011 года (л.д. 122-125, том 1), которые являются надлежащими доказательствами подтверждающими факт выполнения работ.
В материалах дела имеются также акты с перечнем медицинского оборудования, в отношении которого оказывались услуги.
Оценивая в совокупности все представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о подтверждении факта оказания ООО НПП "Электронная техника в медицине" услуг и наличия у ответчика задолженности.
Пунктом 1 статьи 395 ГК РФ предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку исполнения денежного обязательства в сумме 119 000 рублей заявлены истцом за период с 30.04.2011 г. по 20.06.2011 г. с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ - 8,25% годовых на день подачи иска, в размере 1 391 рублей и также подлежат удовлетворению.
Расчет судом проверен и признан обоснованным.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 сентября 2011 года по делу N А45-10157/2011 подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь пунктом 2 части 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27 сентября 2011 года по делу N А45-10157/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие "Электронная техника в медицине" 119 000 рублей задолженности, 1 391 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами 4 611 рублей 73 копеек расходов по оплате государственной госпошлины по иску и 2000 рублей расходов по оплате государственной госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Кайгородова М.Ю. |
Судьи |
Павлюк Т.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-10157/2011
Истец: ООО НПП "Электронная техника в медицине"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Третье лицо: МБУЗ "Городская поликлиника N 13", МБУЗ "Городская поликлиника N 22", МБУЗ "Городская поликлиника N21", МБУЗ "Колыванская ЦБР", МБУЗ "Колыванская ЦРБ", МБУЗ "Стоматологическая поликлиника N3", МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N13", МБУЗ г. Новосибирска "Городская поликлиника N22", МУЗ "Коченевская ЦБР", МУЗ "Коченевская ЦРБ"