город Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2013 г. |
дело N А53-28745/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Попова А.А.,
судей Галова В.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаовым Т.Д.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Таганрога, Правительства Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 16 апреля 2013 года по делу N А53-28745/2012
по иску индивидуального предпринимателя Жиляковой Нины Афанасьевны
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области
при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Комитета по управлению имуществом города Таганрога, администрации города Таганрога
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,
принятое в составе судьи Захарченко О.П.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Жилякова Нина Афанасьевна (далее - истец, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - ответчик, учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002518:156 площадью 1 145 кв.м., расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Химическая, 2-4, равной его рыночной стоимости в размере 1 087 750 руб.
(с учетом принятого арбитражным судом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исковые требования мотивированы тем, что предприниматель является собственником спорного земельного участка. Истица полагает, что установленная в отношении земельного участка кадастровая стоимость превышает его рыночную стоимость в несколько раз, что нарушает её субъективные права как плательщика земельного налога. Истица полагает, что в силу положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации она вправе требовать установления в качестве кадастровой рыночную стоимость земельного участка, определённую на дату проведения массовой кадастровой оценки земель (на дату 01.01.2007).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Таганрога (далее - администрация), Правительство Ростовской области (далее - правительство), Комитет по управлению имуществом города Таганрога (далее - КУИ города Таганрога).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2013 года по делу N А53-28745/2012 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу, что в законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Суд указал, что согласно заключению эксперта рыночная стоимость спорного земельного участку на дату 01.01.2007 составила 1 087 750 руб., которая и подлежит установлению в качестве кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Ростовской области и администрация города Таганрога обжаловали его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В своей апелляционной жалобе правительство просит решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2013 года по делу N А53-28745/2012 отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истец не представил доказательства недостоверности сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. По мнению правительства, определение рыночной стоимости земельного участка возможно не на момент проведения государственной кадастровой оценки земель, а на момент разрешения настоящего спора. Также, согласно сведениям из ГКН спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет только 20.04.2012, в связи с чем по состоянию на 01.01.2007 данный участок как объект недвижимости не существовал.
В своей апелляционной жалобе администрация просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям:
- государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с соблюдением норм действующего законодательства;
- заключение эксперта N 13-2013 от 04.03.2013 не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, что исключает его принятие в качестве надлежащего доказательства размера рыночной стоимости земельного участка;
- уменьшение стоимости земельного участка приведет к сокращению налоговых поступлений в местный бюджет и, как следствие, сократит реализацию большинства социальных программ.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили. От истца и администрации поступили ходатайства о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие представителей. В связи с изложенным, рассмотрение апелляционных жалоб осуществлялось в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель является собственником повысительной насосной станции, общей площадью 38,5 кв. м, инвентарный номер 2-440-3, Литер АМ, а также бытового корпуса, общей площадью 1033 кв. м, инвентарный номер 2-440-3, Литер А3, п/А3, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Химическая, 2-4, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.11.2008 серия 61 АД N 412454, от 03.09.2009 серия 61 АЕ N 206841.
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 61:58:0002518:156, площадью 1145 кв. м, местоположение: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Химическая, 2-4, принадлежащим истице на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.10.2012 серия 61-АЗ N 152268.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 3 038 268 руб. 95 коп., о чем свидетельствует кадастровый паспорт N 61/001/12-178209 от 20.04.2012 (т. 1, л.д. 23-24).
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Как обосновано указал суд первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра").
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости определения кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Так согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
Таким образом, в исковом заявлении предприниматель правомерно просила установить кадастровую стоимость спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость, на что обоснованно указал суд первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, довод правительства о том, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена равной его рыночной стоимости, определенной на момент принятия решения суда, подлежит отклонению.
Права истицы, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта N 13-2013 от 04.03.2013 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0002518:156 по состоянию на 01.01.2007 составляет 1 087 750 руб.
Оценив указанное экспертное заключение, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, содержит достаточную, достоверную информацию и статистический анализ о стоимости сравнимых и схожих земельных участков. Рыночная стоимость спорного земельного участка определена оценщиком по состоянию на 01.01.2007, то есть на дату проведения государственной кадастровой оценки земель.
Результаты судебной экспертизы лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции не осправились.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", являясь органом кадастрового учета, не оспаривает как возможность применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, так и результаты определения рыночной стоимости земельного участка.
Указание администрации на то, что корректировка кадастровой стоимости земельного участка вызовет уменьшение поступления в бюджет суммы земельного налога, подлежит отклонению, так как в силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации администрация может претендовать только на законно установленные и исчисленные налоги.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах администрации и правительства, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей апелляционных жалоб.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В рамках настоящего дела администрация выступает в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с чем льгота по освобождению ее от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, установленная выше указанными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, на него не распространяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 апреля 2013 года по делу N А53-28745/2012 оставить без изменения.
Взыскать с администрации города Таганрога (ИНН 6154061491, ОГРН 1026102581350) в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28745/2012
Истец: Жилякова Нина Афанасьевна
Ответчик: Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "
Третье лицо: Администрация города Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом города Таганрога, Правительство Ростовской области, ФГБУ "ФКП "Росреестра", Жилякова Нина Афанасьевна, ООО "Веакон-АрсГор"