г. Самара |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А65-12810/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от заявителя - Матечук Р.Ф., доверенность от 29.12.2012 г. N 8-пка,
от ответчиков:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан - не явился, извещен,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - не явился, извещен,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 октября 2013 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Предприятие Кара Алтын"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2013 г. по делу N А65-12810/2013 (судья Иванов О.И.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Предприятие Кара Алтын", Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие Кара Алтын" (далее - заявитель, ЗАО "Предприятие Кара Алтын", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан (далее - первый ответчик, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - второй ответчик, Управление Росреестра по Республике Татарстан) с заявлением:
о признании незаконным действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан по постановке на государственный кадастровый учет лесного участка с кадастровым номером 16:32:000000:891 площадью 91,55 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, Темирликовское участковое лесничество ГБУ "Нурлатское лесничество";
о признании незаконным действия Управления Росреестра по Республике Татарстан по государственной регистрации права собственности на лесной участок с кадастровым номером 16:32:000000:891 площадью 91,55 кв.м., расположенного по адресу Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, Темирликовское участковое лесничество ГБУ "Нурлатское лесничество";
об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан снять с кадастрового учета лесной участок с кадастровым номером 16:32:000000:891 площадью 91,55 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, Темирликовское участковое лесничество ГБУ "Нурлатское лесничество";
об обязании Управления Росреестра по Республике Татарстан аннулировать в ЕГРП запись о праве собственности Российской Федерации в отношении лесного участка с кадастровым номером 16:32:000000:891 площадью 91,55 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, Темирликовское участковое лесничество ГБУ "Нурлатское лесничество".
Определением суда первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан.
Решением суда первой инстанции от 30.07.2013 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Предприятие Кара Алтын" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Заявитель апелляционной жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что между сторонами спор о праве на лесные участки, который подлежит рассмотрению в исковом производстве, поскольку заявитель оспаривает действия кадастрового и регистрационного органов, связанные с реализацией административной функции по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав участков лесного фонда.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 14.07.2008 г. между ЗАО "Предприятие Кара Алтын" и ГКУ "Нурлатское лесничество" заключен договор аренды лесных участков N 70/08 сроком на 49 лет; заявителю в аренду были переданы земельные участки общей площадью 91,55 га (л.д. 22-29).
18.01.2013 г. во исполнение требований ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) и Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.1996 г.) в адрес ТУ Росимущества в Республике Татарстан направлены межевые дела по участкам (кадастровые номера 16:32:000000:1079, 16:32:000000:1075, 16:32:000000:1068, 16:32:000000:1070) с целью уточнения и согласования границ указанных лесных участков (л.д. 66).
Сообщением ТУ Росимущества в Республике Татарстан от 21.02.2013 г. N 04/733 заявителю было отказано в рассмотрении вопроса о согласовании границ лесных участков.
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что лесные участки входят в состав лесного участка с условным номером 16-16-03/022/2009-465, площадью 91,55 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Нурлатский муниципальный район, Тимерликовское участковое лесничество ГБУ "Нурлатское лесничество", принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; учтенный лесной участок с кадастровым номером 16:32:000000:891 (участок с условным номером 16-16-03/022/2009-465) и лесные участки, предоставленные в аренду ЗАО "Предприятие Кара Алтын", налагаются друг на друга. Информация о снятии лесных участков с государственного кадастрового учета в связи с его преобразованием, в результате которого они вошли в состав лесного участка с кадастровым номером 16:32:000000:891 (участок с условным номером 16-16-03/022/2009-465), отсутствует (л.д. 67-69).
15.04.2013 г. заявитель обратился в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан о снятии с государственного кадастрового учета лесного участка с кадастровым номером 16:32:000000:891.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан от 15.05.2013 г. N 1600/501/13-94533 заявителю отказано в снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 16:32:000000:891 в соответствии с установленными ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости: земельный участков с кадастровым номером 16:32:000000:891 носит статус "ранее учтенный". Земельные участки, имеющие статус "ранее учтенные", снимаются с государственного кадастрового учета решением суда о признании недействительной постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Заявитель полагая, что произведен двойной учет лесных участков, переданных по договору аренды заявителю и участка с кадастровым номером номером 16:32:000000:891, что нарушает права и законные интересы ЗАО "Предприятие Кара Алтын", обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании ч. 3 ст. 1 Закона о государственном кадастре недвижимости государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Федеральная кадастровая палата наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона о государственном кадастре недвижимости постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено данным Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления такого учета документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона о государственном кадастре недвижимости местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом о кадастре порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случаях выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из вышеуказанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границы.
На основании ч. 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре недвижимости орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Перечень оснований для снятия с кадастрового учета земельного участка, предусмотренный ст. 24 Закона о государственном кадастре недвижимости, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела сделан правильный вывод о том, что рассматриваемый спор является спором о границах земельных участков.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и п. 2 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество, в связи с чем не подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ без привлечения в качестве ответчика землепользователя спорного участка.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно установлено наличие основания для отказа в удовлетворения заявления в части требований предъявленных к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Статьей 8 Гражданского кодекса ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Татарстан установлено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.01.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право. Обжалование решения по государственной регистрации права указанным Законом о регистрации не предусмотрено.
В соответствии со статьями 2, 12, 13 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав, то есть регистрация права представляет собой совокупность записей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 г. N 132-0 разъяснил, что государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственная регистрация выполняет лишь роль доказательства существования зарегистрированного права, которое в силу статьи 2 Закона о регистрации может быть оспорено в судебном порядке.
В соответствии со ст. 5 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации права на него, с одной стороны, и орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.
Суд первой инстанции, установив, что заявитель не является участником правоотношений, которые возникли между Управлением Росреестра по Республике Татарстан и правообладателем при государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, правомерно указал, что заявитель не входит в состав субъектов, наделенных правом на обращение в суд за обжалованием решения, действия (бездействия) органа государственной власти.
Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. При наличии спора о праве между заявителем и правообладателем земельного участка вопрос об аннулировании в Едином государственнм реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) ЕГРП записи о праве собственности может быть разрешен в исковом производстве, что в рамках настоящего дела, с учетом состава и процессуального положения привлеченных к участию в деле лиц, а также ограниченного предметом заявленных требований круга подлежащих доказыванию обстоятельств, невозможно.
Согласно п. 53 Постановления. N 10/22 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременении, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Государственный регистратор не является ответчиком по таким искам, однако может быть привлечен к участию в таких делах в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Если иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права или обременения, предъявлен к государственному регистратору, суд осуществляет замену ненадлежащего ответчика в соответствии с п. 1 ст. 47 АПК РФ.
Согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 16:32:000000:891 находится в собственности Российской Федерации.
Порядок судебной защиты нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов осуществляется в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 АПК РФ.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ, принято обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные ЗАО "Предприятие Кара Алтын" в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30.07.2013 г. по делу N А65-12810/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12810/2013
Истец: ЗАО "Предприятие Кара Алтын", г. Альметьевск
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, г. Казань, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Москва
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, г. Казань