город Омск |
|
22 октября 2013 г. |
Дело N А75-6574/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 08АП-8408/2013, 08АП-8641/2013) Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - УФАС по ХМАО-Югре, Управление), а также общества с ограниченной ответственностью "АРТ-Групп" (далее - ООО "АРТ-Групп") на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.07.2013, вынесенное в рамках дела N А75-6574/2013 (судья Чешкова О.Г.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Виалэнергопром" (далее - ЗАО "Виалэнергопром", заявитель)
к УФАС по ХМАО-Югре,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ООО "АРТ-Групп", закрытого акционерного общества "Сбербанк-АСТ" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ"),
об оспаривании ненормативных правовых актов,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
закрытое акционерное общество "Виалэнергопром" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об отмене решения от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 и предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, а также об обязании ЗАО "Сбербанк-АСТ" произвести мероприятия, связанные с заключением государственного контракта, и об обязании Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключить с заявителем государственный контракт.
Кроме того, ЗАО "Виалэнергопром" обратилось с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения оспариваемых решения и предписания.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.07.2013 ходатайство ЗАО "Виалэнергопром" о принятии обеспечительных мер удовлетворено, действие решения от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 и предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 приостановлено до рассмотрения настоящего спора по существу.
При вынесении определения о принятии обеспечительных мер суд первой инстанции исходил из того, что в настоящем конкретном случае необходимость принятия обеспечительных мер обоснована заявителем, а отказ в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия решения и предписания УФАС по ХМАО-Югре может повлечь утрату правового смысла в проверке законности данного акта и возможности реализации права заявителя на судебную защиту.
Не согласившись с вынесенным определением о принятии обеспечительных мер, Управление обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31.07.2013 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства, ссылаясь при этом на то, что в настоящем конкретном случае принятием обеспечительных мер не может быть достигнуто сохранение существующего состояния отношений между сторонами, поскольку предписание от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 исполнено Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в полном объеме в установленные сроки.
ООО "АРТ-Групп" также обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило определение о принятии обеспечительных мер отменить в части приостановления действия предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410, также ссылаясь на то, что предписание от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 к моменту обращения ЗАО "Виалэнергопром" в арбитражный суд исполнено Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в полном объеме.
К апелляционной жалобе Управления приложены дополнительные документы, которые в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приобщены к материалам дела и подлежат возвращению, поскольку подателем апелляционной жалобы не заявлено ходатайство о приобщении таких документов к материалам дела и не обоснована невозможность представления таких документов в суд первой инстанции.
Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ЗАО "Виалэнергопром" в представленных суду апелляционной инстанции письменных отзывах не согласились с доводами апелляционных жалоб, просил определение суда первой инстанции о принятии обеспечительных мер оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
К письменному отзыву ЗАО "Виалэнергопром" приложены дополнительные документы, которые в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возвращению заявителю в связи с тем, что им не заявлено ходатайство о приобщении таких документов к материалам дела, а также не обоснована невозможность представления данных доказательств в суд первой инстанции по объективным причинам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционным жалобам, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли. До начала судебного заседания Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявил письменное ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционные жалобы Управления и ООО "АРТ-Групп", письменные отзывы на названные жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Виалэнергопром" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением об отмене вынесенных УФАС по ХМАО-Югре решения от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 и предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410, а также об обязании ЗАО "Сбербанк-АСТ" произвести мероприятия, связанные с заключением государственного контракта, и об обязании Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключить с заявителем государственный контракт.
Решением от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 размещенная Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры документация в рамках заказа N 0187200001713000540 на поставку зданий сборно-разборного типа признана несоответствующей требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Предписанием от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 Департаменту гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предписано отменить все протоколы, составленные при размещении заказа N 0187200001713000540 и аннулировать результаты открытого аукциона на поставку зданий сборно-разборного типа, победителем которого было признано ЗАО "Виалэнергопром".
22.07.2013 исполнение указанного предписания фактически началось, поскольку Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры был опубликован отказ от размещения заказа по извещению N 0187200001713000540, а также прекращено блокирование денежных средств ЗАО "Виалэнергопром", внесенных им в качестве обеспечения заявки.
Полагая, что дальнейшее исполнение предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410, а также решения от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 может повлечь значительные негативные последствия для ЗАО "Виалэнергопром", последнее обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения названных выше ненормативных правовых актов УФАС по ХМАО-Югре.
31.07.2013 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес обжалуемое определение.
Проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24.
В главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, решения, в связи с чем, в указанном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 Кодекса, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83).
Согласно статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Как следует из содержания статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.11.2003 N 390-О, целью обеспечительных мер в арбитражном процессе, применяемых арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле, и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, является недопущение затруднения или невозможности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Понятие "ущерб" охватывает как ущерб, определяемый по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и неблагоприятные последствия, связанные с ущемлением чести, достоинства и деловой репутации (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
Таким образом, целью приятия обеспечительных мер является сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами для предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Частью 2 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
Согласно пункту 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом содержания части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя. Таким образом, обеспечительные меры должны быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба и принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер").
Однако особенности доказывания обоснованности заявления о принятии обеспечительных мер не освобождают заявителя от обязанности приводить в нем обстоятельства, указывающие на наличие реальной угрозы невозможности исполнения судебного акта или причинения значительного ущерба заявителю.
Поэтому не может быть удовлетворено ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о соразмерности предложенной ЗАО "Виалэнергопром" обеспечительной меры заявленным требованиям и её связанности с предметом спора, а также о необходимости её принятия в целях предотвращения ущерба.
Так, в силу положений, установленных частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при предъявлении требований о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными арбитражный суд по ходатайству заявителя может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце третьем пункта 29 постановления Пленума от 12.10.2006 N 55 и в пункте 4 информационного письма Президиума от 13.08.2004 N 83, под приостановлением действия ненормативного правового акта понимается запрет исполнения предусмотренных им мероприятий.
Таким образом, в части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо названа обеспечительная мера, соразмерная и связанная с предметом требования о признании ненормативных правовых актов недействительными, а именно: запрещение ответчику совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (пункт 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимость принятия указанной меры обоснована заявителем.
Как следует из материалов дела, предписанием от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 Департаменту государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона, победителем которого было признано ЗАО "Виалэнергопром", аннулировать результаты открытого аукциона на поставку зданий сборно-разборного типа и разместить на официальном сайте в сети "Интернет" информацию об отмене протоколов.
Указанное предписание должно быть исполнено в срок до 23.07.2013.
Следовательно, при отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении действия решения и предписания УФАС по ХМАО-Югре до рассмотрения арбитражным судом заявления по существу и вступления решения суда в законную силу у Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сохранится обязанность по исполнению указанных ненормативных актов, что, в свою очередь, может повлечь утрату правового смысла в проверке законности таких актов государственного органа и возможности реализации права ЗАО "Виалэнергопром" на судебную защиту.
При таких обстоятельствах принятие судом обеспечительных мер в рассматриваемом случае направлено на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами при отсутствии нарушения баланса частных и публичных интересов.
При этом изложенный в апелляционных жалобах довод о том, что в настоящем конкретном случае принятие обеспечительных мер не позволит сохранить существующее состояние отношений между сторонами спора в связи с тем, что предписание от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 к моменту обращения ЗАО "Виалэнергопром" в арбитражный суд исполнено Департаментом государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в полном объеме, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют и подателями апелляционных жалоб не представлены доказательства, подтверждающие такой довод (дополнительные доказательства, приложенные Управлением, возвращены судом апелляционной инстанции по основаниям, изложенным выше).
Более того, Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и ЗАО "Виалэнергопром" в письменных отзывах напротив указали на то, что повторное размещение заказа на поставку зданий сборно-разборного типа в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания от 09.07.2013 N 03/АМ-3410 уполномоченным органом не проводилось, что свидетельствует о сохранении до настоящего времени существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Таким образом, учитывая, что заявление стороны о применении обеспечительных мер признается обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает оспариваемое определение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, а также иных нарушений процессуального законодательства при вынесении обжалуемого определения судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого определения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не имеется, апелляционные жалобы ООО "АРТ-Групп" и УФАС по ХМАО-Югре удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на определения арбитражного суда о принятии обеспечительных мер государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.07.2013, вынесенное в рамках дела N А75-6574/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение срок, не превышающий месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-6574/2013
Истец: ЗАО "Виалэнергопром"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УФАС по ХМАО-Югре
Третье лицо: Департамент Государственного заказа ХМАО-Югры, Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент гражданской защиты населения ХМАО-Югры, Департмент государственного заказа ХМАО-Югра, ЗАО "Сбербанк-АСТ", ЗАО "Сбербанк-Автоматизированная система торгов", ООО "АРТ-Групп"