г. Красноярск |
|
21 октября 2013 г. |
Дело N А33-13849/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" октября 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бахтеевой Э.Б.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Щаповой Ольги Александровны: Махраков А.В., представитель по доверенности от 18.07.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" августа 2013 года по делу N А33-13849/2012, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
индивидуальный предприниматель Щапова Ольга Александровна (далее - индивидуальный предприниматель Щапова О.А., истец) (ОГРН 307245522700026) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю, ответчик), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об обязании Управление Росреестра по Красноярскому краю изменить кадастровую стоимость принадлежащего земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:41 площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия Красноярский край г. Минусинск ул. Хлебная 1 "а", на его рыночную стоимость в размере 26 260 874 рубля, об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести сведения о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:41 площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия Красноярский край г. Минусинск ул. Хлебная 1 "а", в размере 26 260 874 рубля в качестве новой кадастровой стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2011 года, в государственный кадастр недвижимости с момента вступления судебного решения в силу.
Заявление принято к производству суда.
Определением от 10.10.2012 возбуждено производство по делу.
Определением от 22.11.2012 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Красноярского края. Определением от 17.12.2012 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрация г. Минусинска.
19.06.2013 истцом заявлено уточнение заявленных требований, согласно которым просит суд:
1. Обязать Управление Росреестра по Красноярскому краю изменить кадастровую стоимость принадлежащего Щаповой Ольге Александровне земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:41, площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, город Минусинск, улица Хлебная, 1 "а", на его рыночную стоимость в размере 30 793 760 (тридцать миллионов семьсот девяносто три тысячи семьсот шестьдесят) рублей.
2. Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" внести сведения о рыночной стоимости принадлежащего Щаповой Ольге Александровне земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:41, площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, город Минусинск, улица Хлебная, 1 "а", в размере 30 793 760 (тридцать миллионов семьсот девяносто три тысячи семьсот шестьдесят) рублей в качестве новой кадастровой стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2011 года, в государственный кадастр недвижимости с момента вступления судебного решения в силу.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение заявленных требований было принято судом.
Решением от 08.08.2013 исковые требования удовлетворены.
Решением суда установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:41, площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия, Красноярский край, город Минусинск, улица Хлебная, 1 "а", равной его рыночной стоимости в размере 30 793 760 (тридцать миллионов семьсот девяносто три тысячи семьсот шестьдесят) рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в апелляционной жалобе указало следующее:
- ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной стоимости не устанавливает, а осуществляет только технические функции по ведению государственного кадастра недвижимости,
- решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11,
- отчет о рыночной оценке данного земельного участка составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1),
- судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом;
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение апелляционной жалобы назначено на 16.10.2013.
От истца в материалы дела поступил отзыв, доводы которого сводятся к следующему.
- арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности, предусматривающих, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/2011 от 28.06.2011;
- доводы ФГБУ "ФКП Росреестра", о том, что оно не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Согласен с решением суда первой инстанции. Просит оставить обжалуемое решение Арбитражного суда Красноярского края без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Истец по договору купли-продажи земельного участка от 12 января 2007 года приобрела земельный участок с кадастровым номером 24:53:0110430:0041 площадью 122 072 квадратных метров, расположенный по адресу: Россия Красноярский край г.Минусинск ул. Хлебная 1 "а", категория - земли поселений (свидетельство о государственной регистрации права от 29 января 2007 года Серия 24 ЕЗ N 547082).
По заданию Управления Росреестра по Красноярскому краю были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, в том числе и в г. Минусинске. При этом на дату проведения государственной кадастровой оценки 1 января 2011 года удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в г. Минусинске (в том числе и вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истцу) был определён в размере 616 рублей 85 копеек за один квадратный метр.
Результаты данной государственной кадастровой оценки были утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 года N 708-п.
В соответствии с данной оценкой филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу вышеуказанного земельного участка в размере 75 300 113 рублей 20 копеек, о чём свидетельствует кадастровый паспорт данного земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 14.03.2012 N 24/12-59863.
16.01.2012 истец заключила договор N 16/01/12 на выполнение работ по оценке имущества, на основании которого произведена оценка земельного участка с кадастровым номером 24:53:0110430:0041 площадью 122 072 квадратных метров, расположенного по адресу: Россия Красноярский край г. Минусинск ул. Хлебная 1 "а", с целью определения его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 года.
Согласно уточненного отчёта N 20/31/01/12 ООО "Эксперт - Оценка" рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года составляет 30 793 760 рублей.
Отчет независимого оценщика ООО "Эксперт - Оценка" от 16.02.2012 N 20/31/01/12-2 от 16.02.2012 имеет положительное экспертное заключение N 130115-005 от 16.05.2013 некоммерческого партнерства СРО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положений главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.
Рассматривая спор по правилам искового производства, суд руководствовался разъяснениями, данными Президиумом ВАС РФ в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
По заданию Управления Росреестра по Красноярскому краю были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, в том числе и в г. Минусинске.
При этом на дату проведения государственной кадастровой оценки 1 января 2011 года удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в г. Минусинске (в том числе и вышеуказанного земельного участка, принадлежащего истцу) был определён в размере 616 рублей 85 копеек за один квадратный метр.
Результаты данной государственной кадастровой оценки были утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 г. N 708-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
В соответствии с данной оценкой филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости принадлежащего истцу вышеуказанного земельного участка в размере 75 300 113 рублей 20 копеек, о чём свидетельствует кадастровый паспорт данного земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 14.03.2012 N 24/12-59863.
В соответствии со статьей 24.19. Федерального закона от 29.07.1998 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
кадастровый паспорт объекта недвижимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
отчет в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в типовых требованиях к порядку создания и работы комиссии.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления ошибки в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Апелляционный суд полагает, что и для суда и для комиссии допустимыми доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельного участка, исходя из выше приведенных положений Закона, является, в том числе Отчет оценщика и положительное экспертное заключение на указанный отчет.
Не обращение истца в комиссию не лишает его права обратиться с иском в суд, предоставив доказательства, предусмотренные законом в обоснование рыночной стоимости земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно уточненного отчёта N 20/31/01/12 ООО "Эксперт - Оценка" рыночная стоимость вышеназванного земельного участка по состоянию на 01.01.2011 года составляет 30 793 760 рублей.
Отчет независимого оценщика ООО "Эксперт - Оценка" от 16.02.2012 N 20/31/01/12-2 от 16.02.2012 имеет положительное экспертное заключение N 130115-005 от 16.05.2013 некоммерческого партнерства СРО "Национальная коллегия специалистов-оценщиков".
Поскольку пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости, и в вышеуказанном отчете определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011, исковое требование истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости обосновано признано судом первой инстанции, подлежащим удовлетворению.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции не соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, саморегулируемой организации оценщиков, членами которой являются оценщики, осуществившие определение кадастровой стоимости, Национального совета по оценочной деятельности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Вместе с тем, непринятие комиссией решения не лишает истца права оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде.
Такое толкование следует из абзаца первого статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривающей возможность альтернативного обращения заинтересованного лица за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Возможность оспаривания (наличие спора) результатов, предполагает исковой порядок защиты права.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Следовательно, истец правомерно обратился в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости используемого им земельного участка со ссылкой на существенное различие между определенной уполномоченным органом кадастровой стоимостью земельного участка и рыночной стоимостью данного земельного участка, определенной оценщиком. Оценка проведена на дату установления кадастровой стоимости. Доказательства того, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена с учетом их рыночной стоимости, соответствует ей или приближена к ней по значению, в деле отсутствуют.
Доказательства недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки и занижения рыночной стоимости объекта при выбранных аналогах в отношении представленного истцом отчета оценки суду апелляционной инстанции не представлены, тогда как в материалы дела представлено экспертное заключение, в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке от 16.02.2012.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что представленный отчет составлен с нарушением пункта 8 Федерального стандарта оценки N 1, утвержденной Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 (ФСО N 1).
Указанный довод рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Довод ответчика о том, что указанная в отчете оценка не может быть принята судом, поскольку с даты оценки до даты составления отчета об оценке прошло более трех месяцев, (пункт 8 ФСО N 1), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку соблюдение такого срока изначально невозможно, учитывая дату, на которую проводилась оценка кадастровой стоимости - 1 января 2011 года и дату принятия нормативного акта об утверждении ее результатов - Постановление Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года N 708-п, а также требования статьи 24.19 Федерального закона 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Более того, данное положение о необходимости соблюдения трехмесячного срока с даты оценки до даты составления отчета применимо только для случаев обязательной оценки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом неправильно истолкована статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации, из смысла которой следует, что для применения рыночной стоимости земельного участка сведения о такой стоимости должны быть известны на момент утверждения результатов кадастровой оценки, а не устанавливаться после такого утверждения задним числом, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом, пункт 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В свою очередь, нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Так, пунктом 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316, предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), определение кадастровой стоимости объекта оценки осуществляется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Следовательно, лицо, чьи права нарушает определенная уполномоченным органом кадастровая стоимость земельного участка вправе требовать установления иной кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости земельного участка, в судебном порядке.
Заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. В виду указанного суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о неверном толковании судом первой инстанции положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, также отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20. Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, при разрешении споров о результатах определения кадастровой стоимости, в процедуре внесения соответствующих результатов в государственный кадастр недвижимости задействовано два органа: орган кадастровой оценки и орган кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- организует: проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
В соответствии с частью 2 статьи 3 РФ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2009 N 409-р и Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено ФГБУ "ФКП Росреестра". Росреестр наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение - ФГБУ "ФКП Росреестра" (на территории Красноярского края - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю).
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при определении кадастровой стоимости земельных участков участвует ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю.
Следовательно, доводы ответчика о том, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не может являться надлежащим ответчиком, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, не соответствуют закону, поскольку основаны на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации.
Иные доводы заявителя жалобы рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции как несостоятельные и не влияющие на правильность принятого по делу судебного акта.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, который освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" августа 2013 года по делу N А33-13849/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13849/2012
Истец: ИП Щапова Ольга Александровна, Щапова О. А.
Ответчик: Управление Росрестра по Красноярскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Красноярскому краю, ФГБУ "ФПК Росреестра", ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация г. Красноярска, Администрация г. Минусинск, Правительство Красноярского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю