город Ростов-на-Дону |
|
23 октября 2013 г. |
дело N А32-17062/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Армавирский электротехнический завод"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2013 по делу N А32-17062/2013,
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Армавирский электротехнический завод"
к Отделу надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Армавирский электротехнический завод" (далее - ОАО "Армавирский электротехнический завод", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 19.04.2013 N 14/3/1-6.
Решением суда от 16.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным лицом и соответствует закону.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Армавирский электротехнический завод" обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 16.07.2013 отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что не обязано выполнять предписание, поскольку не имеет на своей территории объектов гражданской обороны в виде убежища N 180. Согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.01.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на здание заготовительного корпуса. Технические характеристики здания свидетельствуют о наличии у общества иного объекта недвижимого имущества, а не защитного сооружения гражданской обороны. Находящийся в федеральной собственности объект недвижимости - убежище, ни на ответственное хранение, ни в пользование обществу не передавался. Регистрация спорного объекта недвижимости по тому же адресу не подтверждается фактическое нахождение сооружения у общества. Из письма ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю следует, что в базе данных "Реестр федерального имущества" отсутствуют сведения о наличии у ОАО "Армавирский электротехнический завод" на праве оперативного управления или хозяйственного ведения защитных сооружений гражданской обороны (убежищ).
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 16.04.2013 по 19.04.2013 Отделом надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС России по Краснодарскому краю на основании распоряжения от 01.04.2013 N 14 проведена внеплановая проверка ОАО "Армавирский электротехнический завод" на предмет соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении деятельности по адресу: г. Армавир, ул. Володарского, 2.
В ходе проверки административным органом выявлены следующие нарушения в содержании и использовании защитного сооружения гражданской обороны - "Убежище N 180", а именно:
- не производится текущий и плановый ремонт инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации (нарушение п. 3.2.12 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583);
- не производится периодическая очистка от грязи воздухозаборных и вытяжных каналов, противовзрывных устройств (нарушение п. 3.2.14 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583);
- не производится периодическое смазывание и окрашивание воздухозаборного оборудования (нарушение п. 3.2.14 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583);
- не производится контроль температуры воздуха в любое время года в помещениях сооружения (нарушение п. 3.2.19 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583);
- не произведен ремонт системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств (нарушение п. 6.1.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583);
- не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения согласно таблице N 2 (нарушение п. 5.1.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583).
С целью устранения выявленных проверкой нарушений, отраженных в акте проверки от 19.04.2013 N 14, обществу "Армавирский электротехнический завод" выдано предписание от 19.04.2013 N 14/3/1-6 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 28.10.2013.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, ОАО "Армавирский электротехнический завод" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).
В статье 13 данного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В соответствии с п. 6 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны.
В силу п. 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, а следовательно, и территориальные органы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю вправе в пределах своих полномочий осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны как федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и организациями.
Из изложенного следует, что Отдел надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, принимая оспариваемое предписание по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны, действовало в рамках предоставленных законом полномочий.
В силу пункта 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, убежища.
ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 N 327, убежище определяется как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены "Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Правила).
Согласно пункту 3.2.12 Правил содержание, эксплуатация, текущий и плановый ремонты инженерно-технического оборудования осуществляются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны.
Пунктом 3.2.14 Правил предусмотрено, что при эксплуатации систем вентиляции периодически очищаются от грязи и снега воздухозаборные и вытяжные каналы и противовзрывные устройства.
Согласно пункту 3.2.19 Правил помещения защитных сооружений, в которых при режиме повседневной деятельности не предусматривается постоянная работа вентиляционных систем, следует периодически проветривать наружным воздухом. При проветривании необходимо учитывать состояние наружного воздуха в зависимости от времени года и характера погоды: нельзя проветривать помещения влажным воздухом, т.е. во время дождя или сразу после него, а также в сырую туманную погоду. Нормальной в защитном сооружении считается относительная влажность воздуха не выше 65 - 70%. Проветривание производится периодически. Периодичность проветривания определяется службой эксплуатации с учетом местных условий. В неиспользуемых помещениях в зимнее время температура воздуха должна быть не ниже +10 град. С.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем включают: текущий ремонт; средний ремонт; капитальный ремонт. Периодичность планового технического обслуживания и ремонта специального оборудования приведены в таблице 2.
В силу пункта 6.1.1 Правил мероприятия по подготовке защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых включают, в том числе, проверку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств.
На основании пунктов 1.7, 1.8 Правил готовность и использование защитных сооружений гражданской обороны по предназначению обеспечивают начальники гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
Таким образом, обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитных сооружений гражданской обороны по предназначению (соблюдение требований по эксплуатации защитных сооружений) возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения.
Из материалов дела усматривается, что основанием для выдачи обществу "Армавирский электротехнический завод" предписания от 19.04.2013 N 14/3/1-6 послужило невоплнение требований Правил N 583 в отношении находящегося у заявителя защитного учреждения - "Убежище N 180", расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Володарского, 2.
Выданное Отделом надзорной деятельности г. Армавира ГУ МЧС России по Краснодарскому краю предписание от 19.04.2013 N 14/3/1-6 направлено на устранение следующих нарушений в отношении защитного сооружения гражданской обороны - "Убежище N 180", расположенного по адресу: г. Армавир, ул. Володарского, 2: не производится текущий и плановый ремонт инженерно-технического оборудования в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей, уточненными с учетом особенностей эксплуатации; не производится периодическая очистка от грязи воздухозаборных и вытяжных каналов, противовзрывных устройств; не производится периодическое смазывание и окрашивание воздухозаборного оборудования; не производится контроль температуры воздуха в любое время года в помещениях сооружения; не произведен ремонт системы вентиляции, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств; не производится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения согласно таблице N 2.
Учитывая изложенное, предписание ОНД г. Армавира ГУ МЧС по Краснодарскому краю вынесено в пределах предоставленных заинтересованному лицу полномочий, соответствует Закону и направлено на устранение обществом нарушений требований законодательства о гражданской обороне.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что не обязано выполнять предписание от 19.04.2013 N 14/3/1-6, поскольку не имеет на своей территории объекта гражданской обороны в виде убежища N 180.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты муниципальной собственности указанные в Приложении N 1, независимо от того на чьем балансе они находятся и ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Так в соответствии с пунктом 2 раздела 3 Приложения 1 к указанному Постановлению объекты гражданской обороны - убежища относятся к исключительной федеральной собственности.
Следовательно, спорное убежище относится к федеральной собственности, поскольку оно в установленном порядке не передано в собственность субъекта Российской Федерации.
В пункте 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 24.12.1993 N 2284, приватизация защитных сооружений гражданской обороны запрещена.
Из материалов дела усматривается, что спорное убежище эксплуатировалось Государственным предприятием "Армавирский электротехнический завод имени 50-летия СССР", что подтверждается паспортом убежища (л.д. 76-78).
Выпиской из реестра федерального имущества подтверждается факт нахождения убежища N 180 по адресу: г. Армавир, ул. Володарского, 2 в здании этажностью 4 (л.д. 79).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 по делу N А32-33439/2009-71/551 подтверждено, что ОАО "Армавирский электротехнический завод" является правопреемником Государственного предприятия "Армавирский электротехнический завод" и Государственного предприятия "Армавирский электротехнический завод имени 50-летия СССР". В результате реорганизации принадлежащее правопредшественнику заявителя имущество было передано в Уставный капитал общества.
На основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2009 по делу N А32-33439/2009-71/551 ОАО "Армавирский электротехнический завод" в собственность передан, в том числе, заготовительный корпус 10 цех, общей площадью 4 002, 7 кв. м, лит. Щ, этажность 4, адрес: г. Армавир, у. Володарского, 2.
Согласно свидетельству о праве собственности от 28.01.2010 переданный в собственность обществу заготовительный корпус 10 цех имеет этажность 5 (подземная этажность - 1 (т. 1 л.д. 75).
Из акта проверки защитного сооружения гражданской обороны от 26.04.2011, составленного комиссией в составе заместителя генерального директора ОАО "Армавирский электротехнический завод", начальника электромеханической службы, ведущего специалиста по мобилизационной и спецработе, главного специалиста МУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Армавира", следует, что убежище N 180 находится на балансе предприятия и расположено в подвальном помещении корпуса бывшего цеха N 10 (л.д. 83).
Вышеназванными документами подтверждается факт нахождения в принадлежащем обществу здании заготовительного корпуса защитного объекта гражданской обороны - убежища N 180.
Учитывая изложенное, ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что согласно свидетельству о государственной регистрации от 28.01.2010 за обществом зарегистрировано право собственности на здание оздоровительного корпуса, технические характеристики которого не свидетельствуют о наличии в здании защитного сооружения гражданской обороны, отклоняется апелляционным судом.
Общество в апелляционной жалобе указывает, что из письма ТУ ФАУГИ по Краснодарскому краю следует, что в базе данных "Реестр федерального имущества" отсутствуют сведения о наличии у ОАО "Армавирский электротехнический завод" на праве оперативного управления или хозяйственного ведения защитных сооружений гражданской обороны (убежищ).
Тот факт, что спорный объект не передавался обществу "Армавирский электротехнический завод" на праве оперативного управления или хозяйственного ведения не свидетельствует об отсутствии у него обязанности содержать защитное сооружение гражданской обороны в надлежащем состоянии, поскольку обязанность по содержанию, обеспечению готовности и использованию защитных сооружений гражданской обороны по предназначению Правилами N 583 возложена на организации, на учете которых находятся эти сооружения.
Поскольку заявитель является правопреемником Государственного предприятия "Армавирский электротехнический завод имени 50-летия СССР", на балансе которого находился спорный объект, следовательно, обязанность по его содержанию в надлежащем состоянии лежит на заявителе.
В силу пункта 2.1.37 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Согласно пункту 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 г. N 359 "О порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями", объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны (Приложение N 2 к настоящему Положению).
Отделом надзорной деятельности г. Армавира к отзыву на апелляционную жалобу представлена копия договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 10.01.2000 N 6, заключенного Комитетом по управлению имуществом Краснодарского края с ОАО "Армавирский электротехнический завод".
Согласно данному договору обществом принято на ответственное хранение, в том числе, коллективное защитное сооружение N 180 вместимостью 900 чел.
По условиям названного договора общество обязуется сохранять защитные сооружения и принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений.
Таким образом, в силу вышеназванных норм, а также условий договора от 10.01.2000 N 6 обязанность по поддержанию сооружения гражданской обороны "Убежище N 180" в соответствии с установленными требованиями лежит на заявителе.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2013 по делу N А32-17062/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17062/2013
Истец: ОАО "Армавирский электротехнический завод", ОАО АЭТЗ
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г. Армавира Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю
Третье лицо: ГУ МЧС по КК, Управление надзорной деятельности ГУ министерства РФ по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КК