г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2013 г. |
Дело N А21-2865/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18315/2013) Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.06.2013 по делу N А21-2865/2013 (судья Генина С.В.), принятое
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду
к Управлению Федерального Казначейства по Калининградской области
о признании незаконными действий и обязании устранить допущенные нарушения
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Калининграду (236006, Калининград, ул. Дачная, 6, ОГРН 1043905000017, далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Калининградской области (236022, г.Калининград, ул.Зоологическая, д.27А, ОГРН 1023900590724, далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по Калининградской области), выразившихся в приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете Инспекции в связи с поступлением исполнительного листа серии АС N 000133907 от 29.10.2012 и обязании отменить приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете.
Решением от 13.06.2013 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление Федерального казначейства направило апелляционную жалобу, в которой просило решение от 13.06.2013 отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о нарушении срока приостановления операций по счетам. Управление указывает, что положения пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются лишь в случае, когда должник, не имея достаточного количества денежных средств для полного исполнения исполнительного документа, обратился к главному распорядителю (распорядителю) с соответствующим запросом-требованием. Поскольку в рассматриваемом случае Инспекция указанный запрос-требование не представила, то операции по счетам должника в силу пункта 3 статьи 242.3 БК РФ приостановлены по истечении 10 рабочих дней со дня получения им уведомления.
Заявитель направил мотивированный отзыв с возражениями на апелляционную жалобу, в котором указал, что не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по исполнению решения от 29.5.2013 по делу N А21-2638/2012 Инспекцией не исполнена.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.10.2012 Арбитражным судом Калининградской области по делу N А21-2638/2012 выдан исполнительный лист АС N 00013907, согласно которому Межрайонная ИФНС N 9 по Калининграду обязана в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса РФ, возместить ООО "Специалист" налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в сумме 5 261 629 руб.
Уведомлением от 11.03.2013 N УПЛ-13-9639 Управление Федерального казначейства сообщило налоговому органу о поступлении исполнительного листа АС N 000133907 от 29.10.2012 и предложило инспекции в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в письменном виде информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года; платежный документ на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением требований исполнительного листа Управление, руководствуясь пунктом 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вынесло в отношении инспекции уведомление от 25.03.2013 N УБЛ-13-8180 о приостановлении операций по расходованию средств в связи с неисполнением требований исполнительного документа.
Инспекция, полагая, что в полном объеме исполнила требования законодательства, направленные на исполнение судебного акта, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Управления по приостановлению операций на лицевых счетах.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации. Одновременно с указанной информацией представляется платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, как следует из решения Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-10893/2013, представленного в материалы дела, исполнительный документ N 000133907, выданный арбитражный судом 29.10.2012 (неисполнение которого послужило основанием для приостановления операций по расходованию средств по данному делу) 12.11.2012 предъявлялся на исполнение в Управление.
Однако заявка на возврат НДС в сумме 5 261 629 руб., представленная инспекцией в целях исполнения требований исполнительного документа N 000133907, до ее исполнения изъята правоохранительными органами, в связи с чем Управление направило в адрес Инспекции протокол N 3500-1581328 от 27.11.2012 об аннулировании заявки на возврат.
Таким образом, требования исполнительного листа N 000133907 не исполнены заявителем.
При повторном предъявлении 11.03.2013 данного исполнительного листа в целях исполнения судебного акта по делу N А21-2638/2012 Инспекция должна была принять решение о возврате НДС в сумме 5 261 629 руб. и направить в УФК заявку на возврат взысканию денежных средств, что Инспекцией сделано не было.
На основании вышеизложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда о неисполнении инспекцией обязанности по исполнению решения суда от 29.05.2012 по делу N А21-2638/2012.
Вместе с тем, апелляционная коллегия считает вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением сроков приостановления операций по счетам не соответствующим нормам материального права.
В силу абзаца 3 пункта 3 статьи 242.3 БК РФ при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Суд первой инстанции, указывая на нарушение Управлением сроков приостановления операций по счетам, сослался на пункт 8 статьи 242.3 БК РФ.
Однако, как правомерно отметил податель жалобы, положения данного пункта применяются только в случае, когда должник, не имея достаточного количества денежных средств для полного исполнения исполнительного документа, обращается к главному распорядителю (распорядителю) с соответствующим запросом-требованием.
Поскольку в рассматриваемом случае Инспекция указанный запрос-требование в Управление не представила, Управление правомерно приостановило операции по счета Инспекции на основании пункта 3 статьи 242.3 БК РФ.
Апелляционная инстанция обращает внимание, что приостановление в соответствии с пунктом 3 статьи 242.3 БК РФ является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом взыскателю то, что ему причитается. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Таким образом, поскольку инспекция не осуществила действий по исполнению решения арбитражного суда в установленном законом порядке, в частности, не представила в орган Федерального казначейства заявку на возврат налога, Управление правомерно приостановило операции по расходованию средств на ее лицевом счете.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе Инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 июня 2013 года по делу N А21-2865/2013 отменить.
В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (236006, Калининград, ул. Дачная,6, ОГРН 1043905000017) о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Калининградской области (236022, Калининград, ул. Зоологическая, 27А, ОГРН 1023900590724), выразившихся в приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете инспекции, и обязании отменить приостановление операций по расходованию средств на лицевом счете отказать.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2865/2013
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Калининграду, МИФНС N9 по городу Калининград
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Калининградской области