г. Саратов |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А06-8059/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Красные Баррикады" Гаврилиной Ю.В., действующей по доверенности от 10.01.2013 N 755/02, представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области Бисенова А.Б., действующего по доверенности от 13.11.2012 N 02-16/15928,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Красные Баррикады"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 августа 2013 года по делу N А06-8059/2011 (судья Гущина Т.С.)
по заявлению открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Красные Баррикады" (416356, Астраханская область, Икрянинский район, п. Красные Баррикады, ул. Рабочая, д. 1, ОГРН 1023001941159, ИНН 3004001089)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области (414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского затона, д. 35/1б, ОГРН 1113017002020, ИНН 3025000015), Управлению Федеральной налоговой службы по Астраханской области (414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 10, ОГРН 1043000717825, ИНН 3015067282)
о признании недействительными решения N 08-1/18258594 от 14.09.2011 в части, требования N 1 от 14.09.2011, решения N 371-Н от 27.10.2011,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось открытое акционерное общество "Судостроительный завод "Красные Баррикады" (далее - заявитель, ОАО "СЗ "Красные Баррикады", налогоплательщик, общество) с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 6 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, налоговый орган, инспекция) от 14.09.2011 N 08-1/18258594 "Об отмене решения от 05.05.2011 N 3 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке", требования инспекции от 14.09.2011 N 1 "О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость", решения Управления Федеральной налоговой службы по Астраханской области (далее - УФНС Росс по Астраханской области, Управление) от 27.10.2011 N 371-Н.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25 января 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2012 года судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 13476/12 решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции от 23 марта 2012 года и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 июня 2012 года по делу N А06-8059/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрения в Арбитражный суд Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 08 августа 2013 года в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
ОАО "СЗ "Красные Баррикады" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования общества в полном объеме.
Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указанное лицо считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.04.2011 обществом в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2011 года и пакет документов, предусмотренный статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
По заявлению ОАО "СЗ "Красные Баррикады" от 05.05.2011 N 800-912 о применении заявительного порядка возмещения НДС инспекцией на основании пункта 8 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации вынесено решение от 05.05.2011 N 3 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в размере 101 572 835 рублей.
Межрайонной ИФНС России N 6 по Астраханской области проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, результаты которой отражены в акте от 09.08.2011 N 08-22830/17840456.
При проведении камеральной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о необоснованном заявлении налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по счету-фактуре N 135 от 16.08.2011, выставленном Федеральным государственным унитарным предприятием "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" (далее - ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ").
По итогам камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 14.09.2011 N 08-7616/18258506 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения".
Кроме того, 14.09.2011 инспекцией вынесено решение N 08-1/18258594 "Об отмене решения от 05.05.2011 N 3 о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в части суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 144 343 рублей".
На основании решения N 08-1/18258594 от 14.09.2011 налоговым органом обществу выставлено требование от 14.09.2011 N 1 "О возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость".
Общество, не согласившись с решением от 14.09.2011 N 08-1/18258594 и требованием N 1 от 14.09.2011, обратилось в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Астраханской области.
Решением Управления от 27.10.2011 N 371-Н решение инспекции оставлено без изменения, действия налогового органа по выставлению требования признаны правомерными.
Полагая, что вынесенные инспекцией решение и требование, а также решение УФНС России по Астраханской области являются незаконными, нарушают права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований при новом рассмотрении дела, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика оснований для возмещения НДС в сумме 1 144 343 руб., уплаченного на основания счета-фактуры N 135 от 16.08.2011.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации заявительный порядок возмещения НДС представляет собой осуществление зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, в соответствии с пунктом 11 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации проверяется налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.
В силу пункта 15 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации в случае если сумма НДС, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган принимает решение об отмене решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в представленной уточненной налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2011 года заявлено право на возмещение НДС в сумме 101 572 835 руб., в том числе в сумме 1 144 343 руб., уплаченного ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" на основании счета-фактуры N 135 от 16.08.2011.
В подтверждение права на получение налогового вычета ОАО "СЗ "Красные Баррикады" по сделке с ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" налоговому органу представлены договор на оказание услуг по буксировке вилочной несамоходной баржи N СКУ 112/10 от 21.07.2010, акт выполненных работ N 137 от 16.08.2010, ГТД N 10311020/220710/0003992, счет-фактура N 135 от 16.08.2011.
В соответствии с пунктом 1.1. договора N СКУ 112/10 от 21.07.2010 ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" (Исполнитель) обязуется оказать ОАО "СЗ "Красные Баррикады" (Заказчик) многофункциональным буксиром-спасателем "Эпрон" услуги по буксировке вилочной несамоходной баржи пр. 5495 по маршруту п. Красные Баррикады Икрянинского района Астраханской области в п. Киянлы Республики Туркменистан.
Из представленной налогоплательщиком ГТД N 10311020/220710/0003992 следует, что вилочная баржа помещена под таможенный режим экспорта 22.07.2010, что подтверждается отметкой Астраханской таможни "выпуск разрешен" (т. 1, л.д. 68).
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал обоснованным вывод инспекции, сделанный в ходе камеральной налоговой проверки на основе анализа указанных документов, о том, что услуги по буксировке вилочной несамоходной баржи были оказаны ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" после помещения товара под таможенный режим экспорта, в связи с чем данная операция в силу подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала налогообложению по налоговой ставке 0 процентов.
Апелляционная коллегия считает позицию суда первой инстанции верной.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при оказании услуг по перевозке (транспортировке) товаров, вывозимых за пределы Российской Федерации, товаров помещенных под таможенный режим экспорта, с учетом положений статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, является не только правом, но и обязанностью, установленной статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг по буксировке баржи ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставки - 0 процентов.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
Следовательно, применение ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" к операциям по реализации услуг по буксировке вилочной несамоходной баржи ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству.
Как верно указал суд первой инстанции, пункт 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9263/05.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемых ненормативных актов требованиям Налогового кодекса Российской Федерации по формальным основаниям правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12 марта 2013 года N 13476/12 указано на соблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия решений N 08-7616/18258506 от 14.09.2011 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершении налогового правонарушения, N 08-1/18258594 от 14.09.2011 "Об отмене решения от 05.05.2011 N 3 о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, в части суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 144 343 рублей".
В апелляционной жалобе общество указывает, что в соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" налогоплательщик не должен отвечать за ошибочное определение контрагентом - ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" ставки НДС и указание соответствующей суммы налога в счете-фактуре, данные действия контрагента не повлекли получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
Суд апелляционной инстанции считает данный довод ОАО "СЗ "Красные Баррикады" несостоятельным, поскольку отказ налогового органа в предоставлении вычета по НДС является результатом действий не контрагента, а самого налогоплательщика, который произвел оплату товара по счету-фактуре, не соответствующему Налоговому кодексу Российской Федерации.
По смыслу пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской счет-фактура, оформленная с нарушением требований подпунктов 10, 11 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не может признаваться основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету.
Ссылка налогоплательщика на наличие у общества права на возмещение налога в связи с уплатой ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" в бюджет суммы НДС, указанной в счете-фактуре N 135 от 16.08.2011, в полном объеме, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство свидетельствует о наличии у ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ" права на возврат из бюджета излишне уплаченной суммы НДС, и, соответственно, права налогоплательщика на ее возврат от контрагента, однако, не является основанием для получения налогового вычета в порядке статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Апелляционная коллегия также отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что оказание услуг по буксировке не может быть квалифицировано как международная перевозка товара, в связи с чем оказание услуг по буксировке судов является объектом налогообложения НДС по ставке 18% на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из договора N СКУ 112/10 от 21.07.2010 объектом перевозки, то есть перемещения из порта Российской Федерации в порт республики Туркменистан, является вилочная несамоходная баржа, ответственность за сохранность которой в силу пункта 5.1. договора несет Исполнитель (ФГУП "Северо-Каспийское управление аварийно-спасательных и подводно-технических работ").
Из описания товара (инвойс N 150 от 20.07.2010) следует, что вилочная несамоходная баржа устанавливается в порту прибытия стационарно и используется как плавучий док (т. 1, л.д. 77).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в рассматриваемом случае баржа является не буксируемым транспортным средством, предназначенным в свою очередь для перевозки других грузов, а перевозимым грузом (товаром), прошедшим процедуру помещения под таможенный режим экспорта, что подтверждается отметками Астраханской таможни в ДТ "Выпуск разрешен" (22.07.2010), "Товар вывезен полностью" (25.07.2010) (т. 1, л.д. 67-68). В связи с этим оснований для применения к спорным отношениям положений подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного апелляционная коллегия считает, что выводы, сделанные судом первой инстанции, основаны на правильном применении законодательства о налогах и сборах, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 08 августа 2013 года по делу N А06-8059/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-8059/2011
Истец: ОАО "Судостроительный завод "Красные Баррикады"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 6 по Астраханской области, Управление федеральной налоговой службы по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6529/14
08.05.2014 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8059/11
28.10.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9108/13
08.08.2013 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8059/11
12.03.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 13476/12
29.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13476/12
15.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13476/12
02.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13476/12
22.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4238/12
23.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1946/12
25.01.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8059/11