г. Томск |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А27-9865/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи О.А. Скачковой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.А. Лачиновой без использования средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и
Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 сентября 2013 г. по делу N А27-9865/2013 (судья И.А. Новожилова)
(рассмотрено в порядке упрощенного производства)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово (650040, г. Кемерово, пр-т. Советский, д. 74)
к индивидуальному предпринимателю Петухову Евгению Ивановичу (ОГРНИП 306420511800185, 650000, г. Кемерово, ул. Спартака, д. 8-25)
о взыскании 1168,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Петухову Евгению Ивановичу (далее - ответчик, предприниматель, ИП Петухов Е.И., страхователь) о взыскании с штрафа в сумме 1168,20 руб.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 16.09.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на правомерное привлечение к ответственности плательщика страховых взносов, поскольку индивидуальные сведения содержали расхождения в данных об уплаченных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а исправленные формы в установленный срок страхователем представлены не были.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представил.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства с учетом положений статей 121, 123 АПК РФ извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, ИП Петухов Е.И. зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и являлся страхователем, уплачивающим страховые взносы за застрахованных лиц, плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ отчетным периодом является период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Таким образом, индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 2 квартал 2012 года предприниматель должен был представить в пенсионный фонд в срок до 15 августа 2012 года.
Из материалов дела следует, что индивидуальные сведения представлены предпринимателем 15.08.2012.
Пенсионным фондом в представленных 15.08.2012 ответчиком сведениях выявлены ошибки.
О наличии недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета предприниматель извещен письмом от 04.09.2012 N 20-12810 с указанием срока для предоставления исправленных форм документов не позднее 27.09.2012.
Исправленные формы документов в указанный срок страхователем не представлены.
По результатам проведенной проверки составлен акт камеральной проверки от 04.10.2012 N 1108 с указанием на выявленные нарушения.
На основе акта камеральной проверки управлением вынесено решение от 13.11.2012 N 1108 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 1168,20 руб.
По мнению пенсионного фонда, в нарушение положений Федерального закона N 27-ФЗ ответчик не представил в установленный законодательством срок сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2 квартал 2012 года. Пенсионный фонд в действиях предпринимателя усмотрел состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, а именно представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что влечет применение финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В адрес страхователя направлено требование от 17.12.2012 N 1108 об уплате штрафа в срок до 14.01.2013.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения пенсионного фонда в суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона N 27-ФЗ в удовлетворении требований управлению отказал. При этом суд исходил из того, что непредставление корректирующих индивидуальных сведений во исполнение требования управления об исправлении ошибок не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) ИП Петухов Е.И. зарегистрирован в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально до 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
С учетом пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за 2 квартал 2012 - не позднее 15 августа 2012 года.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указано также в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный Закон N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Из материалов дела следует, что в качестве объективной стороны состава правонарушения предпринимателю вменено представление недостоверных сведений за 2 квартал 2012 года, то есть основанием для привлечения ответчика к ответственности в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ с последующим обращением в суд за взысканием штрафных санкций послужил вывод управления о представлении недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного учета), который отражен в решении от 13.11.2012 N 1108.
Так, судом первой инстанции установлено и апеллянтом не оспаривается, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2 квартал 2012 представлены страхователем в территориальный орган пенсионного фонда 15.08.2012, что отражено в акте проверки.
Однако представленные документы не были приняты заявителем в связи с наличием в них ошибок при сдаче отчетности.
Как указывает апеллянт, о факте получения недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета предприниматель извещен управлением письмом от 04.09.2012 N 20-12810.
Вместе с тем из акта проверки от 04.10.2012 N 1108 и решения от 13.11.2012 N 1108 усматривается, что ни в описательной, ни в мотивировочной частях не изложены надлежащим образом конкретные обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не указано, в чем именно выразилась недостоверность представленных сведений; об ошибках, допущенных предпринимателем, а также в отношении каких работников представлены недостоверные сведения; отсутствует установление всех элементов состава данного правонарушения, в том числе виновности предпринимателя, не указано конкретных сведений о суммах уплаченных страховых взносов, об ошибках, допущенных предпринимателем, свидетельствующих о наличии недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Указание в решении на то, что формы отчетности РСВ-1 не соответствуют формам РСВ-1, АДВ-6-2, СЗВ-6-2 в части уплаты на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, без изучения причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действий страхователя.
Таким образом, из представленных пенсионным фондом доказательств не представляется возможным сделать вывод о наличии противоправного деяния и виновном характере действий предпринимателя.
С учетом этого, суд первой инстанции, оценив доказательства в их совокупности и на основании статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что пенсионным фондом не доказан вменяемый страхователю состав правонарушения в виде представления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Как следует и материалов дела двухнедельный срок, предоставленный страхователю для исправления ошибок в документах индивидуального (персонифицированного) учета ответчиком действительно пропущен, поскольку в срок до 27.09.2012 исправленные сведения не были представлены в пенсионный фонд.
Однако поскольку страхователь первично исполнил обязанность по представлению данных о застрахованных лицах в установленный срок до 15.08.2012, а положения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не устанавливают ответственности за не представление исправленных сведений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях предпринимателя нарушения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того судом первой инстанции обоснованно учтено, что управлением не представлено доказательств направления в адрес ответчика и получения последним уведомления о корректировке сведений, а поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства недостоверности сведений в отчетности, а также доказательств направления в адрес предпринимателя письма от 04.09.2012, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ответчика состава вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие доказательств недостоверности сведений в отчетности и представление предпринимателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета впервые в установленный законом срок, апелляционный суд также приходит к выводу о том, что основания для привлечения предпринимателя к ответственности по абзацу 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ отсутствовали, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования управления о взыскании с предпринимателя штрафных санкций.
Также суд апелляционной инстанции учитывает пункт 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", в котором Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных (недостоверных) сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные (недостоверные) сведения, так как указанный подход отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности, что в данном случае отсутствует.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пока страхователем не будут представлены корректирующие сведения, а так же суммы платежей в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения, орган пенсионного фонда не имеет возможности рассчитать сумму штрафных санкций, отклоняется апелляционным судом, поскольку, как указывает сам фонд в решении решением от 09.10.2012 N 87, представленные предпринимателем сведения откорректированы и включены в лицевые счета застрахованных лиц.
В силу части 1 статьи 65 и части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 сентября 2013 г. по делу N А27-9865/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Скачкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9865/2013
Истец: ГУ-УПФ РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области
Ответчик: Петухов Евгений Иванович