г. Самара |
|
28 октября 2013 г. |
Дело N А49-2918/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 21 октября 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 28 октября 2013 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Водстрой" - до перерыва представителя Кузнецова Э.В. (доверенность от 10.06.2013 N 26), после перерыва представитель не явился, извещено,
от Администрации Нижнеломовского района Пензенской области - до и после перерыва представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Водстрой"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2013 по делу N А49-2918/2013 (судья Дудорова Н.В.),
принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водстрой" (ОГРН 1035800502407; ИНН 5802003238), Пензенская область, г. Каменка,
к Администрации Нижнеломовского района Пензенской области (ОГРН 1035800502407, ИНН 5827009062), Пензенская область, г. Нижний Ломов,
об оспаривании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водстрой" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Администрации Нижнеломовского района Пензенской области (далее - ответчик) по отказу в выдаче разрешения на строительство магазина товаров повседневного спроса на земельном участке, расположенном по адресу: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Октябрьская, 32, а также обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на строительство указанного объекта.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Водстрой" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении не соответствуют обстоятельствам дела. Судом не учтено, что ответчик, в соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, обязан был безусловно подготовить и утвердить градостроительный план земельного участка в течение 30 дней с момента соответствующего обращения за ним заявителя. Заявитель имел основания полагать, что подготовленный и утвержденный градостроительный план уже имеется в распоряжении администрации к моменту обращения заявителя за разрешением на строительство. Ответчиком в качестве основания отказа не указано отсутствие градостроительного плана.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Нижнеломовского района Пензенской области просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Водстрой" в судебном заседании 14.10.2013 просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство от Администрации Нижнеломовского района Пензенской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебном заседании 14.10.2013, в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 21.10.2013. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
После перерыва рассмотрение дела продолжено.
В судебное заседание 21.10.2013 представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 58:21:0250247:45 из категории земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, общей площадью 1685 кв.м., расположенный по адресу: Пензенская область, Нижнеломовский район, г. Нижний Ломов, ул. Октябрьская, 32, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 58 АБ N 185833 от 19.06.12 (том 1 л.д. 137).
Намереваясь осуществить на указанном земельном участке строительство магазина товаров повседневного спроса, 17.01.13 заявитель через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Нижнеломовском районе обратился в Администрацию Нижнеломовского района Пензенской области за выдачей разрешения на строительство.
По результатам рассмотрения обращения Администрация письмом N 202 от 24.01.13 сообщила заявителю о принятом решении об отказе в выдаче разрешения на строительство. Указанное решение мотивировано тем, что в ходе проведенной проверки с выездом на место установлено, что строительство объекта начато самовольно, смонтированы фундаменты, стены, крыша (том 1 л.д. 10).
Заявитель, полагая, что отказ противоречит закону и нарушает его права в сфере экономической деятельности, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отклонены доводы заявителя.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован статьей 51 ГрК РФ, в соответствии с частью 1 которой разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган (непосредственно либо через многофункциональный центр) заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической
экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов (часть 10 статьи 51 ГрК РФ).
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, часть 13 статьи 51 ГрК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, который не может быть расширен органом, уполномоченным на выдачу соответствующих разрешений.
Оспариваемый отказ мотивирован тем, что проведенной проверкой с выездом на место установлено, что строительство объекта начато самовольно.
Такого обстоятельства в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство норма части 13 статьи 51 ГрК РФ не допускает.
Вместе с тем, при принятии решения по существу спора арбитражный суд принимает во внимание следующее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Поскольку факты нарушения прав и законных интересов заявителя не относятся к числу обстоятельств, послуживших основанием для издания оспариваемого отказа, следовательно, доказать их должно общество.
Судом установлено, что при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, заявителем представлены: заявление, кадастровый паспорт на земельный участок, свидетельство о праве на земельный участок, проектная документация.
Градостроительный план земельного участка заявителем не представлен, что не оспаривалось заявителем.
Однако, заявитель полагал, что, исходя из части 7.1 статьи 51 ГрК РФ, он не обязан представлять градостроительный план земельного участка: данный документ ответчик должен был запросить у компетентного органа местного самоуправления. Неполучение или несвоевременное получение градостроительного плана земельного участка по запросу, в силу части 13 статьи 51 ГрК РФ не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о неверном толковании заявителем приведенных правовых норм.
Из положений части 7.1 статьи 51 ГрК РФ следует, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи (в том числе градостроительный план земельного участка), запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. Указанные документы должны быть представлены в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.
Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ неполучение или несвоевременное получение запрошенных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Из толкования приведенных норм следует, что факт непредставления градостроительного плана земельного участка не может явиться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в том случае, когда он не представлен заявителем, но имеется в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, где и должен быть запрошен.
В рассматриваемом случае градостроительный план земельного участка не подготавливался, не утверждался, этого документа не имеется в распоряжении Администрации, о чем заявителю было известно.
Кроме того, частью 13 ст. 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказывая в выдаче разрешения на строительство, ответчик указал на то обстоятельство, что строительство объекта начато самовольно.
Т.е материалы дела свидетельствуют о возведении на земельном участке, принадлежащем заявителю, самовольных построек без разрешительных документов.
Заявитель 01.10.12 и 06.12.12 обращался в Администрацию Нижнеломовского района Пензенской области с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка (том 2 л.д. 13).
Администрация письмом N 7310 от 20.12.12 сообщила заявителю свое решение об отказе в выдаче градостроительного плана (том 2 л.д. 12).
Указанный отказ заявителем не оспорен.
В силу части 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 44).
Наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство капитального объекта, является необходимым при получении разрешения на строительство. На этом этапе уполномоченный орган местного самоуправления осуществляет проверку проектной документации на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, решает вопрос о возможности осуществления строительства того или иного объекта на земельном участке, в том числе, на основании информации, содержащейся в градостроительном плане.
Отсутствие градостроительного плана является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Поскольку заявитель обратился за выдачей разрешения на строительство с нарушением установленного статьей 51 ГрК РФ порядка, оспариваемый отказ в выдаче разрешения на строительство не нарушает его прав и охраняемых законом интересов.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 13.08.2013 по делу N А49-2918/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-2918/2013
Истец: ООО "Водстрой"
Ответчик: Администрация Нижнеломовского района Пензенской области