Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 декабря 2007 г. N КА-А40/12589-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2007 г.
ООО Фирма "ФАП-94" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к УФНС России по г. Москве, ИФНС России N 24 по г. Москве, ГУ-ГУ ПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области о признании недействительными решение УФНС России по г. Москве, оформленное письмом от 23 марта 2007 года N 27-09/26221 и решение ИФНС России N 24 по г. Москве, оформленное письмом от 7 декабря 2006 года N 11/48405-и об отказе в зачете заявителю ошибочно уплаченных в 2003-2004 г.г. страховых взносов в ПФ РФ на общую сумму 400828,24 рублей, об обязании ИФНС России N 24 по г. Москве в установленном порядке зачесть заявителю ошибочно уплаченные в 2003-2004 г.г. страховые взносы в ПФ РФ на общую сумму 400828,24 рублей с кодов бюджетной классификации: страховые взносы в виде фиксированных платежей, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии на соответствующие коды бюджетной классификации: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой и накопительных частей трудовой пенсии.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2007 года, заявленные требования ООО Фирма "ФАП-94" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ИФНС России N 24 по г. Москве просила отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению налогового органа, правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 24 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО Фирма "ФАП-94" возражал против ее удовлетворения.
Представители УФНС России по г. Москве и ГУ-ГУ ПФ РФ N 8 по г. Москве и Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО Фирма "ФАП-94" в 2003-2004 г.г. осуществляло платежи по страховым взносам в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии в общей сумме 400828,24 рублей. При перечислении вышеуказанных платежей в платежных поручениях налогоплательщиком была допущена ошибка, а именно вместо соответствующих кодов бюджетной классификации "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой и накопительных частей трудовой пенсии" заявителем ошибочно указаны коды бюджетной классификации "страховые взносы в виде фиксированных платежей, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии".
В результате у ООО Фирма "ФАП-94" возникла недоимка по платежам в бюджет, соответствующим кодам бюджетной классификации: "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой и накопительных частей трудовой пенсии".
Заявитель обратился с соответствующим заявлением от 28 ноября 2006 года исх. N 39/06 в ИФНС России N 24 по г. Москве и с заявлением от 15 февраля 2007 года исх. N 09/07 в ФНС России о проведении соответствующих зачетов в отношении сумм по перечисленным выше платежным поручениям.
На соответствующие обращения заявителя ИФНС России N 24 по г. Москве и УФНС России по г. Москве даны ответы, соответственно письмами от 7 декабря 2006 года N 11/48405-и, а также от 23 марта 2007 года N 27-09/26221 из которых следует, что вышеуказанные суммы платежей не могут быть зачтены, так как положения Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" "расщепляют функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхования между двумя ведомствами - ФНС России и ПФ РФ. Так, в соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке".
По мнению налоговых органов, положения статей 78, 79 НК РФ не могут применяться при осуществлении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а законодательством не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды обоснованно исходили из того, что перечисление платежей в ПФ РФ по страховым взносам на обязательное пенсионное страхования в части страховой и накопительной частей трудовой пенсии в 2003-2004 г.г. на общую сумму 400828,24 руб. по кодам бюджетной классификации соответствующим страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии и образование соответствующей суммы переплаты заинтересованными лицами в судебном заседании не оспаривалось.
Заявление о зачете спорных платежей заявителем в ИФНС России N 24 по г. Москве было подано 28 ноября 2006 года.
В соответствии со статьей 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящей главой для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 НК РФ. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 НК РФ, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является ФНС России.
Приказом Минфина России от 16 декабря 2004 года N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Следовательно, утверждения ИФНС России N 24 по г. Москве о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и о том, что законодательством не определен орган и порядок, который обязан осуществить зачет спорной суммы, являются необоснованными.
В связи с чем требования заявителя о возложении на налоговый орган обязанности по зачету страховых взносов являются правомерными.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 НК РФ, Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 с ИФНС России N 24 по г. Москве подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июня 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2007 года N 09АП-11270/2007-АК по делу N А40-19814/07-140-121 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 24 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 24 по г. Москве в доход федерального бюджета 1000 (одну тысячу) рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2007 г. N КА-А40/12589-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании