город Ростов-на-Дону |
|
30 октября 2013 г. |
дело N А32-40029/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мальцевым А.В.
при участии:
от ИП Гукасяна Саяда Айказовича: представитель не явился, извещен надлежащим образом. от Отделения Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в Брюховецком районе: представитель не явился, извещен надлежащим образом. от Прокуратуры Брюховецкого района: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гукасяна Саяда Айказовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 г. по делу N А32-40029/2012, принятое судьей Погореловым И.А., по заявлению индивидуального предпринимателя Гукасяна Саяда Айказовича к Отделению Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в Брюховецком районе к Прокуратуре Брюховецкого района об оспаривании решения административного органа
УСТАНОВИЛ:
Предприниматель Гукасян С.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОУФМС по Краснодарскому краю в Брюховецком районе (далее - административный орган, управление) от 13.12.2012 N 3655/74 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП
РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях предпринимателя состава вмененного ему административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что материалами дела не подтверждается, что вмененное нарушение допущено в ходе осуществления предпринимательской деятельности, отсутствуют какие- либо доказательства об осуществлении трудовой деятельности иностранным гражданином.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в части и изменении в части обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 13.11.2012, в присутствии предпринимателя и адвоката Панахова А.Д., прокурором Брюховецкого района советником юстиции Фоменко А.Н. вынесено постановление о возбуждении в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Согласно данному постановлению 18.10.2012 в ходе проверки на строительном объекте в ст. Новоджерелиевской в районе АЗС N 237 выявлен факт нарушения предпринимателем правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, выразившегося в неуведомлении территориального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в субъекте Российской Федерации, или налогового органа, о привлечении к трудовой деятельности гражданина Республики Узбекистан Расулова Жасурбека Найеимовича.
13 декабря 2012 года на основании постановления прокурора и иных материалов дела об административном правонарушении, начальником отделения УФМС по Краснодарскому краю в Брюховецком районе Захаровой И.Л., при участии в рассмотрении дела адвоката Панахова А.Д., вынесено постановление N 3655/74, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 тыс. рублей.
Предприниматель не согласился с указанным постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии решения суд первой инстанции не учел следующие.
Согласно статье 29, части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делам об оспаривании решении административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Согласно статье 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (далее - Закон N 115-ФЗ) следует, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан прибывших на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы на временно проживающих иностранных граждан.
Временно проживающий иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без разрешения на работу.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, положениями Закона N 115-ФЗ установлена обязанность работодателей по уведомлению административных органов о приеме на работу иностранных граждан.
Положение пункта 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ конкретизируется в пункте 2 Приложения N 6 к Приказу Федеральной миграционной службы России "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" от 28.06.2010 г. N 147. Согласно указанной норме работодатель обязан уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора.
Объективную сторону данного правонарушения образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, исходя из конструкции данного состава, событие правонарушения, заключается в не направлении в компетентный орган необходимого уведомления в установленный законом срок.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2008 года N 183 "Об утверждении правил порядка подачи работодателем уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданств, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы и имеющихся разрешений на работу" работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства (далее - иностранный гражданин).
Аналогичное положение содержится и в пункте 9 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 года N 115-ФЗ.
Таким образом, наряду с самим фактом привлечения к трудовой деятельности иностранного лица, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязательным условием для возникновения у работодателя обязанности направить соответствующее уведомление является наличие у такого работника разрешения на работу.
Отсутствие такого условия свидетельствует о нелегальном привлечении работника к трудовой деятельности, обязанность уведомления о котором законом не предусмотрена, поскольку действует общий запрет на привлечение к трудовой деятельности иностранных лиц без разрешения на работу, за нарушение которого установлена ответственность в части 1 статьи 18.15 Кодекса.
В нарушение пункта 7 статьи 26.1 Кодекса управление не представило документы, согласно которым у иностранного гражданина Расулова Жасурбека Найеимовича, который работал на объекте заявителя, имеется разрешение на работу. Напротив, в дело управление представило постановление от 02.11.2012 N 58 о привлечении гражданина Республики Узбекистан Расулова Жасурбека Найеимовича к административной ответственности по статье 18.10 Кодекса в связи с его работой 18.10.2012 на строительном объекте предпринимателя без разрешения на работу (т. 1, л. д. 95).
Фактическое привлечение предпринимателем иностранного гражданина к трудовой деятельности в отсутствие разрешения на работу без уведомления уполномоченных органов о факте такого привлечения не свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава и события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, оспариваемое постановление управления является незаконным и подлежит отмене.
В части требования к прокуратуре Брюховецкого района в удовлетворении заявления отказано правомерно, поскольку согласно положениям параграфа 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокуроры, возбудившие дело об административном правонарушении, не являются лицами, к которым может быть предъявлено требование об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности, поскольку они не рассматривают дела об административном правонарушении и не принимают решение о привлечении к административной ответственности, влекущее обязательные последствия для привлеченного к административной ответственности лица. В указанной части решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения.
Свою позицию апелляционная инстанция основывает на позиции, изложенной в Постановлении ФАССКО от 02.10.2013 г. по делу N А32-40032/2012 г.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2012 г. N 3655/74 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
В отмененной части признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 13.12.2012 г. N 3655/74 о привлечении индивидуального предпринимателя Гукасяна Саяда Айказовича к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
В остальной части решение оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2013 г. по делу N А32-40029/2012 отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 13.12.2012 г. N 3655/74 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
В отмененной части признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 13.12.2012 г. N 3655/74 о привлечении индивидуального предпринимателя Гукасяна Саяда Айказовича к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40029/2012
Истец: Гукасяна С. А., ИП Гукасян Саяд Айказович
Ответчик: Отделение Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю в Брюховецком районе, Прокуратура Брюховецкого района
Третье лицо: Прокуратура Брюховецкого района, УФМС России по Краснодарскому краю в Брюховецком районе
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12853/13
21.06.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8820/13
23.04.2013 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5724/13
27.03.2013 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40029/12